search
main
0

Надежда БАБКИНА: С детьми у меня контакт фантастический

1 ноября в столице открылся новый театр – Московский государственный музыкальный театр “Русская песня”. Расположился он на Садовой-Черногрязской в здании полузаброшенного кинотеатра, который когда-то носил теплое название “Встреча”. Теперь здесь, после ремонта, уютно, торжественно. Театр маленький, на двести мест. Клубный. Но и народный жанр сам по себе камерный и поэтому теплый. Для зрителей, приходящих сюда, это место встречи с народной песней, с коллективом, который так и называется “Русская песня”. На Новый год и Рождество в театре прошли праздничные елки для взрослых и детей. В феврале “Русская песня” отметит 25 лет, и руководитель коллектива народная артистка России Надежда Бабкина (в представлении не нуждается) вместе со своим ансамблем готовится к этому юбилею. Но, кроме двухдневного праздничного концерта в “России”, “Бабкин дом” (это еще одно название театра русской песни) готовит новые программы для больших и маленьких слушателей.

– “Бабкин дом” не означает, что театр получил мое имя и носит его. Так мы подчеркиваем преемственность тех обычаев, которые испокон веков передавались от старших к младшим. Хотим мы или нет, но взрослые всегда поучают тех, кто только входит в жизнь. Это случайное и счастливое совпадение всего того, чем я занимаюсь, и моей фамилии. Впрочем, может, и не случайное. Я к этому шла всю свою сознательную жизнь, с детства.
– Ваша мама была учительницей начальных классов…
– Да, сейчас она на пенсии. А папа всю жизнь работал в сельском хозяйстве. Брат мечтал быть военным. И стал. Учился в суворовском училище и дослужился до генерала. Мой путь был четко определен. Если я возилась с куклами, то обязательно разыгрывала какие-то представления, устраивала театр. Всевозможные праздники, связанные с календарем, мне приходилось видеть дома. Они проходили маскарадно, красочно, ярко, с переодевалками. Представляете, сидишь на печке, из-под занавесочки все время глядишь, как взрослые наряжаются, да так, что трудно маму с папой узнать. Это все не прошло мимо, оказало влияние. Я стала в итоге артисткой, получив три высших музыкальных образования. И 25 лет руковожу “Русской песней”.
– И теперь у вас свой театр…
– Мне хотелось не просто петь – и все, но делать что-то важное и полезное. Зрела мысль: вот бы свое помещение, свой дом… Главное, что в нашем театре домашняя атмосфера. Ведь приходящий к нам, может быть, обделен любовью, домашним теплом… Кажется, мне удалось создать такую атмосферу. Сейчас особенно чувствуется необходимость духовного родства между людьми. Мир так ожесточился, наши дети заброшены, обделены вниманием, заботой взрослых. А детство проходит очень быстро. Когда люди становятся взрослыми и им недодали тепла, они ожесточаются. С ними сложно говорить о каких-то позитивных вещах, о чем-то созидательном. И они будут воспитывать себе подобных.
У нас, в СССР, было немало положительного. Была четкая идеология. Это раз. Второе – не были заброшены дети. Младшие осознавали обязанность уважать старших, и она воспитывалась в школе. Для старших считалось долгом обязательно отдать младшим то, что ты накопил, осознал, понял. Конечно, многое тогда превращалось в дурь. Сегодня мы живем без идеологии. Каждый человек сам по себе, одинок и беззащитен. Западные “веселухи” не несут в себе ничего положительного. Это я знаю точно. И если у меня что-то получается сделать в противовес этому, я радуюсь. Детская реакция – яркое свидетельство успеха или неудачи. Детей же не обманешь. И хотя внешне я кажусь иногда строгой, самодостаточной, неприступной, но вокруг меня детей не меряно. С детьми у меня контакт фантастический. Откройте вот сейчас дверь, и сколько за нею детей, они все вокруг меня будут.
– Может, если бы вы не стали певицей, пошли бы в школу?
– Один из вузов, которые я закончила, предполагает перспективу работать в педагогике. Так что моя методика преподавания присутствует в коллективе “Русская песня”. Руководить таким коллективом непросто, и тем более 25 лет его вести за собой. Это взрослые люди, яркие личности. Какая бы я плохая ни была, но результат – пожалуйста. Он есть. Поэтому всякого рода толки меня вообще не интересуют, я расцениваю это как зависть. Лучше нас никто не поет лирику. Мы долго к этому шли. В ансамбле все имеют высшее музыкальное образование. Коллектив очень мобильный, имеет свое лицо, мы ни на кого не похожи, ни в одежде, ни в чем. В “Русской песне” – артисты четырех поколений. Есть преемственность. Аплодисменты – внешняя сторона успеха, но за репетициями, подготовкой кроется несусветный труд, который мало кого интересует. Поэтому выдержать такой “напряг” могут не все…
Сейчас я набрала стажерскую группу, пять человек, три девчонки и два парня. Они успешно стажируются. Уверена, что кто-то из них займет достойное место среди артистов ансамбля “Русская песня”.
– В вашем театре прошли новогодние и рождественские елки. Что дальше?
– Я хочу сделать абонемент. На год. В марте будем проводить Масленицу. Продолжим московскую семейную традицию, чтобы приходили взрослые и дети. На Новый год и Рождество у нас были детишки от полутора до 14-15 лет. Никто не чувствовал себя чужим. Ощущение, состояние семейственности очень сплачивает людей. Детей одевают, а они не хотят уходить, садятся на ковры, начинают кататься, упираться…
Я считаю, что совсем необязательно кидаться в безумную любовь ко всему народному. Но надо знать самое простое о нем, хотя бы народные игры. Видеть, участвовать в них. Это только обогатит, расширит кругозор. Есть у меня еще одна задумка. Хочу сделать платный клубный досуг, объявить набор детей (мы определимся в возрасте) на основе народного русского танца и песен. Это даст возможность мобилизоваться тем родителям, которые хотят подготовить своих детишек в эстетическом плане. Я хочу приглашать детей, которые не только талантливы (они сразу будут выделяться), но и самых обычных, у которых есть желание заниматься народным искусством. У ребенка может быть несоответствие голоса с его внутренним слухом. Но если он хочет танцевать, какое мы имеем право убивать у него это желание? Пусть у него получается чуть хуже, чем у другого. Но он в обществе, он себя реализовывает. Он себя найдет. Обязательно.
– Кроме народных песен, вы исполняли духовные песнопения. Они входят в программу ваших выступлений?
– Для нас это была потребность душевная. О, с каким трепетом мы к этой программе подходили! Обратились к регенту. Нам давали возможность попеть в храме, когда заканчивалась служба. Надо было ощутить этот дух, чтобы потом его вынести мирской публике. Мы учитывали замечания, когда нам указывали, что мы поем неправильно. Музыка Чайковского, Чеснокова, Бортнянского и сейчас в нашем репертуаре. Время от времени мы к ней возвращаемся. Есть и народные духовные стихи. Это уже из экспедиций, это уже другое. Репертуар разнообразен.
Не так давно мы с симфоническим оркестром в “Геликон-опере” спели в “Евгении Онегине” все народные сцены. Это потрясающий синтез, который ошеломляет. Кажется, когда Чайковский писал оперу, так и задумывал. Потому что это особое, другое прочтение. Академическая партитура, где не изменено ни одной ноты, звучит в народном качестве, вместе с голосами оперных певцов и народным хором. Это очень интересная задумка.
– Вы помните уроки пения в школе?
– Они были обычными. Известное дело, уроки пения, труда и физкультуры мы любили больше всего на свете. И они для меня не составляли никаких трудностей. Но что касается учебы, то меня потрясла история, случившаяся в Институте имени Гнесиных. Одной студентке поставили все пятерки, а вот по вокалу – “четыре”. И вдруг она говорит профессору: “А что это вы Бабкиной “пять” ставите, а мне “четыре”? Я очень удивилась. Она – блестящий музыкальный теоретик, это не значит, что ей надо петь. А она хочет, чтобы у нее была равноценная с Надей Бабкиной пятерка. А Надя Бабкина – абсолютно конкретная певица, но теоретик никакой! Это был для меня потрясающий момент, до сих пор помню!
– Что можно будет увидеть и услышать на вашем юбилейном вечере в “России”?
– Все 25 лет “Россия” была для нас замечательной школой, сопутствовала нашим успехам и росту. Наступивший год – юбилейный для “России” – 30 лет залу. Наши 25 совпадают с 30-летием “России”. Это очень символично. Поэтому свой юбилей мы празднуем широко. Два дня. В первый день программа будет более академическая. Классика, фрагмент из оперы, приедут народные коллективы из Владимира, Волгограда, Краснодара. Во второй день наши “попсовые” звезды придут поздравлять “Русскую песню”. Мы поем с Олегом Газмановым, с Буйновым, с Фимой Шифриным сделали “Старый клен” – совершенно потрясающе. А с Колей Басковым – казачью песню в стиле вальса, с духовым оркестром. Конечно, и сами будем петь. И зрители увидят нашу уникальную коллекцию костюмов. Она у нас огромная – по 14 на каждого человека!

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте