search
main
0

Надбавку необходимо сохранить любым способом. Валентина БЕРЕЗИНА, начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России

Направление «Повышение уровня воспитательной работы в школе» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», как и все другие направления, включает в себя финансовую и содержательную составляющие. Прошло уже достаточно времени, чтобы подвести первые итоги, и, естественно, как и в любом масштабном деле, в его реализации есть свои сложности. Дополнительное вознаграждение классному руководителю в тысячу рублей ежемесячно – это, конечно, серьезная финансовая поддержка, особенно для учителей из сельских школ и не самых богатых регионов. Но прежде всего это давно заслуженная надбавка классному руководителю за его колоссальные душевные, физические издержки. Убеждена в том, что, даже если данный национальный проект закончится, надбавку эту необходимо будет любым способом непременно сохранить.

Мы понимаем, что реализация национального проекта в целом и, в частности, вознаграждение классного руководителя, как любое государственное финансовое вливание, очень жестко отслеживаются на всех уровнях и требуют строгой отчетности, а значит, бумажной работы. Некоторые регионы подошли к этим отчетам неоднозначно: где-то учителей заставляют чуть ли не каждый месяц заново переписывать количество и фамилии учащихся – вдруг в классе уже не 25 человек, а меньше. Значит, нужен перерасчет, который повлечет за собой уменьшение доплаты. Многие классные руководители жалуются, что оформление этих документов поглощает все время, не оставляя его на реальную работу. Это то, чего мы с самого начала очень боялись. Увы, в любом деле не бывает без перегибов. Думаю, это неизбежные издержки нового проекта такого масштаба, и со временем все войдет в свою колею, исчезнут шероховатости, и уже в следующем году будут учтены все накладки, и отчетности будет меньше.

В практике реализации этого направления мы столкнулись еще с одной серьезной проблемой. В ряде регионов, отдельных районах, городах и школах отчего-то сочли, что 1000 рублей выплачивается лишь за фактическое время работы классного руководителя. И если педагог в отпуске или школьники ушли на каникулы, то это вознаграждение вроде как учителю и не положено. Однако наши финансисты в ходе консультаций расставляют все точки над «i» – надбавка классному руководителю фиксирована, рассчитана на 12 месяцев и выплачивается классному руководителю круглый год независимо от больничного листа, отпуска, каникул и т.п. Тем более что каникулы определены для школьников, а не для учителей, включая классных руководителей.

Хотелось бы отметить еще одно не совсем приятное наблюдение. В свое время все мы, кто причастен к воспитанию, очень радовались, что наконец-то помимо классного руководителя и старшего вожатого в штатное расписание школы был включен целый ряд организаторов воспитательного процесса: и социальный педагог, и педагог-психолог, и педагог дополнительного образования, и освобожденный воспитатель, и педагог-организатор. Объединив усилия под руководством заместителя директора по воспитательной работе, все эти специалисты стали куда эффективнее и качественнее решать самые сложные воспитательные вопросы. И что же мы увидели в этом году? В некоторых школах директора, особенно, конечно, это касается маленьких сельских школ, под предлогом того, что классный руководитель получает значительную денежную надбавку, начали постепенно сокращать ставки выше перечисленных организаторов. Мол, раз классному руководителю прибавили к зарплате лишнюю тысячу, так пусть и отрабатывает ее «за троих». Это недопустимо! Мы так долго добивались введения этих должностей. Нельзя отбрасывать собственную школу на десятилетия назад. Иначе мы вновь придем к тому, с чего когда-то начинали: наш классный руководитель – и швец, и жнец, и на дуде игрец!

Как отразилась эта надбавка на работе классного руководителя, придала ли сил, стимулировала ли к новым поискам? Практика показывает, что любое повышение зарплаты позитивно сказывается на качестве работы лишь первое время. Поначалу люди действительно стремятся доказать, что они достойны такого поощрения, но потом, как правило, все возвращается на круги своя. И талантливый педагог, прирожденный лидер, верный детям и избранному пути, он как на прежнюю копеечную зарплату, так и на новую будет работать на износ. Потому что это его образ жизни, иначе он не может. Но таких, согласитесь, не так много. Конечно, они есть в каждой школе, но это звездочки. А классного руководителя, который воспринимал эту работу как дополнительную нагрузку, его вряд ли переделаешь. Но я склонна верить, что сознание наших учителей потихоньку меняется. И национальный проект, безусловно, внесет свою лепту в повышение уровня воспитательного потенциала любого образовательного учреждения. Во-первых, реализация проекта способствовала тому, что на всех уровнях заговорили, например, о необходимости массового повышения квалификации классных руководителей. Ведь чего греха таить: далеко не все педагогические вузы сегодня уделяют должное внимание подготовке учителя как воспитателя. Но, к счастью, региональные институты повышения квалификации уже вовсю проводят курсы для тех классных руководителей, которые понимают, что им необходимо повысить свой профессиональный уровень. Для тех, кто хочет лучше разбираться в психолого-педагогических особенностях детей, узнавать о новых формах и методах работы, об организации деятельности, об эффективном планировании. На будущий 2007 год и на федеральном уровне надо обязательно на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования организовать обучение координаторов из регионов, пригласить на семинар тех, кто в местных ИПК отвечает за курсовую переподготовку классных руководителей.

Сегодня в половине российских регионов, наряду с традиционными педагогическими конкурсами «Учитель года» и «Сердце отдаю детям», проводится конкурс «Самый классный классный». Но на федеральный уровень он так до сих пор и не вышел. Думаем, давно пора исправить эту несправедливость, и сейчас готовим проект положения нового конкурса организаторов воспитательного процесса под рабочим названием «Воспитать человека». Предполагаем, что принять участие в нем смогут не только классные руководители, но и заместители директора по воспитательной работе, проректоры по воспитательной работе вузов и другие специалисты, призванные обеспечивать организацию воспитательного процесса.

К слову, только что на заседании оргкомитета мы подвели итоги III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении». Он проходил по восьми номинациям – от дошкольного до высшего профессионального учреждения. К нам поступило 1300 работ, из них более 800 прислали школы, гимназии и лицеи. Практически в каждом проекте есть разделы, посвященные работе классных руководителей, описаниям очень любопытных педагогических технологий. Считаю, что это тоже очень серьезный показатель эффективности реализации национального проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте