search
main
0

Над Сызранью

Единственному в России вузу, готовящему вертолетчиков для Министерства обороны и других силовых ведомств, – Сызранскому высшему военному авиационному училищу летчиков (СВВАУЛ) – в конце мая исполнилось 65 лет. Более 17 тысяч военных летчиков выпустило СВВАУЛ за время своего существования. 37 из них дослужили до генеральских погон, 25 удостоены звания Героя, один из них – полковник Талгат Бегельдинов – дважды, около 40 – звания «Заслуженный военный летчик» или «Летчик-испытатель Российской Федерации». Прославили училище и спортсмены. Так, выпускник СВВАУЛ подполковник А. Осипов выполнил более 16000 прыжков с парашютом, 50 раз становился чемпионом мира, занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Ныне в стенах училища одновременно обучаются более 1000 курсантов.

После посадки уничтожить

Трижды военно-учебное заведение меняло прописку. Сначала размещалось в Саратове, в 1946 г. переехало в Пугачев и лишь в начале 1960-х обосновалось в Сызрани, а по бывшим адресам училища сегодня располагаются его учебные вертолетные полки.

История СВВАУЛ началась стремительно. В 1940 г. командование Приволжского военного округа получило директиву Наркомата обороны СССР в срочном порядке развернуть новую военную авиационную школу пилотов на базе 58-й отдельной войсковой разведывательной эскадрильи. Уже 21 апреля комэск майор Я. Уткин доложил в штаб ПриВО: «Доношу, что сего числа вверенная мне Саратовская школа пилотов ВВС Красной Армии по штату №20/907«Г» сформирована».

Поначалу школа готовила летчиков для бипланов Р-5 и У-2, использовавшихся, как правило, в качестве ночных бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. К осени 1941 г. задачи изменились. Школа принялась «растить» планеристов для Воздушно-десантных войск. В начале 1942 г. 30 пилотов первого выпуска отправились на фронт.

У десантников планеристы были на особом счету. Безмоторные планеры были в разы грузоподъемнее, нежели одинаковые по размерам самолеты. К тому же после отцепки от буксировщика они могли бесшумно парить в воздухе, пролетая 30 – 50 км над территорией, занятой противником. Правда, чаще всего после посадки пилот был вынужден уничтожать машину, чтобы она не досталась врагу. Кроме летной и парашютной подготовки будущие планеристы осваивали и азы наземной войны: минно-взрывное дело, стрельбу из различного оружия, вождение мотоцикла, автомобиля и боевых машин, топографию, основы радиосвязи и, конечно же, рукопашный бой.

Фронт поставлял в школу опытные кадры. В СВВАУЛ хранят память о воентехнике II ранга Вадиме Янусове. В школу он прибыл на должность летчика-инструктора из 243-го полка штурмовой авиации. Позже занялся инженерной работой, стал автором многих полезных усовершенствований в материально-технической базе учебного заведения. Но прежде были фронт, госпиталь…

Во время битвы за Москву Янусов получил приказ пробиться на грузовике с взрывчаткой на блокированный фашистами аэродром и уничтожить группу наших самолетов Ил-2. Гитлеровцы ударили из минометов, когда он готовился уничтожить последнюю машину. Осколки впились в плечо, оторвали палец на руке. Тем не менее Янусов нашел в себе силы привести в действие взрыватель. А на посадку уже заходила пара вражеских «мессершмитов». Один из них замер прямо возле капонира, в котором укрылся Вадим.

Не растерявшись, Янусов уничтожил немецкого пилота и взмыл на трофее в небо. На подходе к своему аэродрому его обстрелял дежурный И-16. Свинцовые очереди сорвали колпак кабины. Сел Янусов просто чудом. При ударе о землю его выбросило из машины.

С «Дугласа» на вертолеты

После войны школу передислоцировали в город Пугачев Саратовской области. Переезд завершился в январе 1946 г. Школу переименовали в военно-авиационное планерное училище, которое сделало еще 7 выпусков пилотов-планеристов. Последний – в 1951 г., а в 1950-м состоялся легендарный полет к Северному полюсу выпускников школы Вадима Шмелева и Алексея Фролова на тяжелых десантных планерах Ц-25, буксируемых самолетами Ил-12Д.

Экспедиция стартовала 11 марта. 5 апреля после изнурительного перелета пары сели на заранее разведанную льдину в 300 км от Северного полюса. Спустя 2 дня аэропоезда достигли полюса и сделали над ним три круга на высоте 400 м.

Этот перелет показал, что планеры можно эксплуатировать в Арктике, но прогресс в авиастроении брал свое. Военные планерные части расформировывались, в войска поступала техника нового поколения, и летное училище в Пугачеве приступило к подготовке вторых пилотов для

Ли-2. К концу войны в стране сформировался огромный парк этих самолетов – отечественной копии американского «Дуглас DC-3». К слову, некоторые Ли-2 летали вплоть до 1980-х.

По новому «самолетному» профилю в Пугачеве состоялось всего 3 выпуска. В

1952 г. пугачевцев оснастили вертолетами Ми-4. Училищу вменили в обязанность не только подключиться в доводке необычной винтокрылой техники, но и к подготовке летчиков для ее эксплуатации. Вчерашние планеристы приступили к освоению машин, одновременно выполняя функции летчиков-испытателей. Параллельно велась трансформация учебной базы и программы обучения. В сентябре 1953 г. к штурвалам «четверок» были допущены курсанты, а через год училище направило в первые вертолетные эскадрильи первых дипломированных пилотов.

Привет из космоса

В 1960 г. училище снова переехало. Теперь – в Сызрань. И в 1966-м обрело статус высшего учебного заведения. Программа обучения пополнилась целым спектром дисциплин, серьезные позиции заняла научно-исследовательская работа. А годом раньше путевку в небо в стенах училища получил молодой офицер-вертолетчик Виталий Павлов, будущий генерал-полковник, Герой Советского Союза, в 1991 – 2002 гг. – начальник армейской авиации, заслуженный военный летчик, летчик-снайпер, почетный гражданин Сызрани. Он освоил более 10 типов летательных аппаратов, налетал более 6000 часов, воевал в Афганистане, командуя полком, однажды сумев эвакуировать из бандитского тыла на внешней подвеске своей винтокрылой машины подбитый вертолет подчиненного.

Подготовкой будущих пилотов деятельность СВВАУЛ не ограничивалась. Опытных летчиков-инструкторов вуза нередко привлекали для выполнения различных задач в интересах, как тогда говорили, народного хозяйства. Экипажи вели воздушное патрулирование трубопроводов и ЛЭП, приходили на помощь населению во время стихийных бедствий. Особое место в летописи училища занимает участие его вертолетчиков в космической эпопее.

Именно сызранцам выпадало доставлять с места посадки на базу первых космонавтов, в том числе Юрия Гагарина и Германа Титова. «Космические традиции» СВВАУЛ подхватила школа юных космонавтов, которая была открыта в Сызрани с легкой руки генерал-майора авиации Федора Кисель, который в 1961 – 1970 гг. был начальником училища.

Отечественный вертолетный спорт тоже зарождался в Сызрани. 58 лет назад на

Троекуровском аэродроме училища были впервые проведены отборочные соревнования вертолетных экипажей, которые стали предтечей первенства страны 1958 г. Дважды в Троекуровке проводились чемпионаты СССР, там же состоялся юбилейный 40-й, теперь уже российский.

Наша спортивная сборная вертолетчиков сильнейшая в мире. Мировые чемпионаты по вертолетному спорту проводятся с 1971 г. Наши спортсмены подключились к ним в 1973-м и сразу стали абсолютными чемпионами в личном и командном зачетах, а затем еще 6 раз из 10 поднимались на высшую ступень пьедестала почета, установив около 80 мировых рекордов. На последнем XI чемпионате мира в Австрии российская сборная, выступая на самом тяжелом и самом старом вертолете (Ми-2), заняла 2-е место, завоевала 5 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые медали из пяти разыгрываемых комплектов. Экипаж Сызранского ВВАУЛ – мастера спорта международного класса Виктор Дегтярь и мастер спорта СССР Петр Васильев – принесли в копилку команды «золото» в упражнении «Полет на точность» (малая высота).

«Прикрой, атакую!»

В 1968-м в СВВАУЛ поступили вертолеты Ми-8 – тогдашняя новинка отечественного авиапрома, на которой к тому времени установили несколько мировых рекордов. Первый выпуск летчиков-инженеров, освоивших эти машины, состоялся в 1970-м. Выносливому Ми-8 выпало стать «рабочей лошадкой» афганской войны. Сотни выпускников СВВАУЛ прошли ее. Немало не вернулись…

На Ми-8 будущий Герой Советского Союза майор Вячеслав Гаинутдинов в апреле 1980 г. в условиях пыльной бури пришел на выручку зажатой в мятежном кишлаке разведгруппе. Прикрыл огнем ее отход и спас от неминуемой гибели. 680 боевых вылетов совершил геройский комэск и погиб вместе с машиной в районе Кундуза.

Другой Герой Советского Союза генерал-лейтенант Вячеслав Письменный начинал военную карьеру тоже на Ми-8. Он окончил СВВАУЛ в 1971-м, дважды воевал в Афганистане, совершил 550 боевых вылетов, провел в воздухе более 400 фронтовых часов, а закончил службу начальником штаба армейской авиации Вооруженных Сил РФ.

В апреле 1986-го грянула чернобыльская трагедия. На ликвидацию ее последствий были отмобилизованы тысячи военнослужащих, в том числе и вертолетчиков. В радиоактивной зоне побывали многие экипажи СВВАУЛ. Они вели разведку искореженного реактора, а затем участвовали в смертельно опасных работах по созданию изолирующего саркофага над ним, тонны за тоннами доставляя в эпицентр аварии песок, свинец и бетон.

Недавняя война на Северном Кавказе увеличила число Героев-сызранцев. Сегодня одна из улиц города носит имя Александра Иванова. 13 декабря 1999 г. в Чечне экипаж вертолета Ми-24 – выпускники СВВАУЛ майор Андрей Совгиренко и капитан Александр Иванов – прикрывал с воздуха эвакуацию группы летчиков и спецназовцев со сбитого боевиками вертолета. Спеша на помощь тем, кто был на земле, их коллега майор Алимов посадил свой Ми-8 прямо у места схватки. Через 22 минуты спасатели и спасенные благополучно взмыли в небо. Прикрывая отход группы, изрядно поврежденный Ми-24 тоже начал набирать высоту, но вдруг вспыхнул и рухнул на скалы…

Командир звена Совгиренко и летчик-штурман Иванов были посмертно удостоены звания Героя России.

Имя Героя России Алексея Кириллина сызранцы присвоили городской школе №19. Выпускник СВВАУЛ 1991 г., штурман вертолетного звена Кириллин четыре раза побывал в «горячих» командировках на Северном Кавказе. Только в ходе последней он совершил 214 боевых вылетов. Его боевой вертолет

Ми-24 подавил 26 огневых точек, уничтожил 15 автомашин, 5 минометных расчетов противника, 4 опорных пункта, 2 зенитные установки, 2 расчета ДШК, 1 БТР, 1 танк и около 150 боевиков.

31 января 2000 г. винтокрылая машина капитана Кириллина прикрывала вертолет Ми-8 поисково-спасательной службы. Когда подбитый с земли Ми-24 загорелся, экипаж не покинул вертолет, а направил его тараном на обнаруженную зенитную установку.

«Овес» нынче дорог

За штурвалы МИ-24 курсанты СВВАУЛ впервые сели в 1981-м. В училище сразу же оценили хорошую маневренность и управляемость новой машины. Впоследствии Ми-24 прошел «обкатку» в 30 вооруженных конфликтах, поддерживая боевую мощь более 20 стран мира. Сызранцы воевали на нем в Афганистане и на Северном Кавказе, участвовали в международных миротворческих миссиях. Во время второй чеченской кампании только с сентября 1999 г. по апрель 2000-го некоторые экипажи Ми-24 совершили до 310 вылетов с общим налетом до 170 ч.

В 1992 г. серийный выпуск Ми-24 прекратился, но и сегодня наряду с Ми-8 эти машины составляют основу учебно-боевого парка

СВВАУЛ. Не только в училище, но и в высшем военном руководстве отмечают: учебно-материальная база этого вуза сильно изношена, авиационная техника устарела и требует замены.

Впрочем, физическое старение техники – общая проблема для малой авиации ВВС. Многие эксперты подчеркивают: оснащение вертолетных частей новыми типами боевой техники и вооружений осуществляется низкими темпами. На протяжении долгих лет в России ведется обсуждение перспектив создания нового ударного всепогодного вертолета. Периодически появляется информация о продолжающихся испытаниях машины Ми-28 и Ка-52.

Казанцы со своим «Ансатом» выиграли тендер на лучшую учебно-боевую машину. Но средств для запуска новинок в серию и их массовых закупок в рамках государственного оборонного заказа по-прежнему нет. В минувшем году армия получила с десяток новых вертолетов, да и те – всего лишь несколько модернизированный вариант Ми-24. К тому же все они были отправлены на усиление Северо-Кавказского военного округа.

Сызранцам же о новых винтокрылых машинах пока остается лишь только мечтать. С ностальгией в училище вспоминают о тех еще советских временах, когда налет выпускников СВВАУЛ составлял в среднем по 200 часов. В постперестроечный период летную практику курсантов постиг кризис. Топливо и другие ГСМ, запчасти оказались в катастрофическом дефиците. Уровень налета выпускников упал до 20 – 30 часов. Так продолжалось долго. В последние годы ситуация начала выправляться, однако говорить о том, что училищу удалось достичь прежних показателей, рано. По оценкам специалистов один час полета вертолета сегодня обходится примерно в 600 – 700 долларов, а дорогостоящих ГСМ в СВВАУЛ по-прежнему не хватает.

Пионеры поднебесья

Сегодня выпускников СВВАУЛ можно встретить во многих уголках России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Большинство из них навеки связали свою судьбу с небом. Многие не расстались с авиацией и после увольнения с военной службы. Пожалуй, особых слов заслуживают те, кто нашел себя в летно-испытательной работе, отважно торит дорогу к облакам новым экспериментальным машинам. Порой, к сожалению, – ценой своей жизни…

Выпускник СВВАУЛ 1975 г. летчик-испытатель 1-го класса майор Владимир Тебеньков воевал в Афганистане, совершил более 600 боевых вылетов на Ми-24. После увольнения в запас перешел на летно-испытательную работу, провел испытания вертолета В-3 в условиях обледенения. Погиб 31 августа 1994 г. в авиакатастрофе на вертолете «Алуэтт».

Другой сызранец летчик-испытатель 1-го класса подполковник Михаил Шевяков поднимал в небо экспериментальные Ми-26 и другие машины. В 1996 г. сразу трем питомцам СВВАУЛ, однокашникам 1971 г. выпуска были присвоены звания Героя России за мужество и героизм, проявленные в ходе испытаний и освоения многоцелевого ударного вертолета Ка-50 «Черная акула». Это – заслуженные летчики-испытатели Николай Колпаков, Алексей Новиков и начальник центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации, создатель пилотажной группы «Беркуты» Борис Воробьев.

К несчастью генерал-майор Воробьев погиб 17 июня

1998 г. Его Ка-50 потерпел катастрофу во время отработки боевых маневров в режиме превышения эксплуатационных ограничений.

За испытания экспериментальных вариантов многоцелевого вертолета Ка-50 3 выпускника СВВАУЛ были удостоены звания Герой России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте