Работа учителя начальных классов сразу не видна, только через несколько лет становится понятно, что вложила вторая мама в своих учеников. Елене Ивановне ДОЛЯН из Республики Хакасия не обидно. 14 лет работы в школе позволили проследить судьбы самых первых. Ее выпускники заканчивают школу с медалью, учатся и работают за границей.
В СШ с углубленным изучением отдельных предметов города Абакана Елену Ивановну ценят как специалиста высокого уровня. Она регулярно читает авторские семинары для коллег. Детская театральная студия «Капелька» недавно стала лауреатом городского конкурса «Маленькая страна» – еще одна заслуга Долян. Впрочем, самый главный успех для матери – это собственные дети. Сыну Андрею – 21 год, дочери Ольге – 12 лет.
Человек идет по натянутому канату. Он балансирует, стараясь удержать равновесие. Ничтожное смещение центра тяжести вправо или влево – падение. И совершенно неважно, в какую именно сторону он станет падать. Это неудача.
Я вижу, как слабая детская нога впервые пробует на прочность этот канат. А в руках у ребенка балансир, который должен помочь ему удержаться на этом непростом пути. Учитель и есть тот самый балансир, поддерживающий маленького человека над пропастью ошибок и неудач…
И вот ребенок делает один шаг, другой, третий… В какой момент нужно сделать наклон? И в какую сторону? Повело вправо – закружилась голова от чрезмерной свободы действий; по-детски наивные ошибки накладываются на первые попытки вести себя «по-взрослому» – балансир делает легкий наклон влево. Мне достаточно стать примером в глазах маленького человека, указав верное направление, – и устойчивость восстановлена.
Крен влево – малыш не хочет становиться взрослее, его пугают новые открывшиеся перед ним возможности и появившаяся вместе с ними ответственность за свои действия. Срочно требуется мягкая, но сильная поддержка, которая придаст уверенность в своих силах, научит ребенка смело идти вперед.
А кого-то начинает бросать из стороны в сторону, и такие дети, по малолетнему неразумию своему еще не способные понять, где черное, а где белое, путают «самостоятельное» со «вседозволенным» в своем стремлении подражать поведению старших. И здесь от меня требуется особый подход. Все мои ученики такие разные, и каждого нужно разглядеть. Рассеянные, мечтательные нуждаются в дополнительной помощи и контроле со стороны учителя. Доверчивые, склонные попасть под влияние личности более жесткой, агрессивной, требуют поддержки и опеки. И даже самые независимые и сильные хотят, чтобы их лучшие качества заметили и оценили.
Каждый день я живу в этом мире со своими детьми, шаг за шагом постигая вместе с ними смысл жизни, приближая их к совершенству. Для меня этот смысл – любовь к моим ученикам, любовь к делу и любовь к жизни. Именно любовь к моим ученикам является основой работы, благодаря которой овладеваешь искусством воспитания и обучения детей. Без этой любви учительские обязанности превращаются в мучительное, давящее бремя, в тяжелый и неблагодарный труд, вызывающий чувство неудовлетворенности, а иногда заводящий в тупик.
Но оказать поддержку своему ученику я могу лишь в начале пути. И поэтому мне необходимо успеть научить его двигаться в нужном направлении самостоятельно, используя собственные ориентиры.
Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа, – задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим. И я снова беру на себя ответственность провести маленького человечка, не дав ему оступиться, по тонкой нити Жизни, уходящей в бесконечную даль…
Комментарии