Видеть две стороны медалиЕвропа толерантна. Или считает себя таковой. Она склонна говорить больше о необходимости предупреждения дискриминации, чем обсуждать проблемы, которые принесли ей волны иммигрантов из Африки и Азии. Если ты говоришь, что кого-то подвергают дискриминации, ты политически корректный, толерантен, ты полностью вписываешься в нормы, которые, может быть, тебе и не нравятся. Если ты говоришь о том, что волны иммигрантов, среди которых очень много безработных, – нагрузка на карман рядовых граждан, что в их среде много торговцев наркотиками и нарушителей правопорядка, что даже в тех странах, где разработаны мощные комплексные программы адаптации иммигрантов, они не всегда стремятся в новую среду, ты проявляешь нетерпимость.
Мой знакомый француз Николас работает инженером на авиастроительном предприятии в Тулузе. Они с подругой живут на окраине города в маленькой квартирке. В доме кроме них одни иммигранты. Никто из них не работает. Все живут на пособие. На соседнем балконе тусуются с утра до вечера три здоровых лба – бывшие тунисцы. Время проводят, покуривая травку, созерцая окрестности, посмеиваясь над Николасом, который вкалывает на каком-то предприятии… Я видел выходцев из Сомали и Эфиопии, предлагающих наркотики вечером в Хельсинки… Я удивился, когда в Дании в маленьком городке отменили новогоднюю елку, и никто и не пикнул, потому что в городке том мусульмане составляют теперь большинство. А как же права меньшинства? Или городской муниципалитет надеется, что нынешнее меньшинство скоро переберется в другие городки? Вот вам и миф об исламизации Европы… На Матвеевском рынке Москвы, где большинство продавцов выходцы из Средней Азии и Дагестана, на полицейского, когда он попросил документы у одного из посетителей, вмиг набросилась разъяренная толпа, в том числе и женщины. Так что, мне кажется, говоря о дискриминации иммигрантов, нужно одновременно говорить и о другой стороне проблемы – о том, что очень часто иммигранты сами своим поведением, незнанием законов, культуры и традиций новой для них страны провоцируют не только формирование мифов о себе, но и вызывают негативное отношение. Мы и ониКонечно, проблема нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман существует. И она ненова. Способствуют этому и политическая риторика, и СМИ. Политики во многих бедах общества винят мусульман, а средства массовой информации часто изображают их экстремистами, которые представляют угрозу безопасности и благополучию других людей. Так формируется образ врага. Общая культура отсутствует. Соседи не знают ни традиций друг друга, ни основных принципов чужой религии, ни обрядов. Все это ведет к разделению на «мы» и «они». Социологи фиксируют разные виды дискриминации в отношении мусульман – это вербальная и физическая агрессия, неравные возможности при устройстве на работу и получении жилья, доступа к медицинскому обслуживанию и образованию. Поэтому пособие «Противодействие нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман: руководящие принципы для преподавателей. Борьба с исламофобией через образование», подготовленное совместно ОБСЕ/БДИПЧ, Советом Европы и ЮНЕСКО, представляется весьма актуальным.В нем в первую очередь рассказывается о том, как нетерпимость и дискриминация могут выражаться в стенах школы. В этих проявлениях чаще всего бывают повинны ученики, а вина учителей и администрации в том, что они часто не принимают экстренных мер для предотвращения таких ситуаций. Эксперты, готовящие пособие, рекомендуют, что как только замечены угрозы кому-то, осквернение имущества, вандализм, физическое насилие, к происшедшему надо срочно привлекать органы власти, то есть полицию. С одной стороны, эти явления и факты заметить проще и легче оперативно на них отреагировать. Но бывают и скрытые, явно не видимые проявления нетерпимости и дискриминации. Например, происходит социальное отторжение ученика – его просто не замечают всем классом, не вовлекают в свои проекты и игры. Или когда походя бросают уничижительные замечания, обзывают, шутят по поводу национальной принадлежности или религии, распускают сплетни. Так, в одной из школ Калифорнии во время обеда юноша подошел к 17-летней девушке и завопил: «Ее папаша Бен Ладен! Она хочет взорвать школу… У нее под свитером бомба. Бегите все отсюда, эта джихадистка нас сейчас всех убьет!»Кстати, часто можно услышать: «А как же быть со свободой мнения: что думаю, то и говорю?» Но специалисты по правам человека давно согласились, что право свободно выражать свое мнение не подразумевает права допускать критические или пренебрежительные высказывания в адрес какой-либо религии. Согласно концепции ЮНЕСКО уважение к свободе выражения мнения и уважение к религиозным верованиям и символам – два неразрывно связанных между собой принципа.Иногда школьные правила и обычаи становятся источником дискриминации. Поэтому эксперты советуют руководителям школ обращать на них особое внимание. Правила ношения школьной формы, меню обедов, список праздничных дней должны быть составлены так, чтобы дети разных конфессий, в том числе и мусульмане, чувствовали себя комфортно. Считается, что в действующем законодательстве надо закрепить правила и практики, касающиеся этих проблем. Так, в Швеции новый закон, принятый в 2009 году, запрещает дискриминацию по признаку пола, этнического происхождения, религии или иных верований, сексуальной ориентации или ограниченных возможностей. Он распространяется на все учебные заведения, государственные и частные, включая дошкольные учреждения и учебные заведения для взрослых.Исследователи обнаружили, что в результате дискриминации учащиеся страдают заниженной самооценкой, часто пребывают в подавленном состоянии, устраняются от участия в школьных мероприятиях. Чувствуя нереализованность своего потенциала, одни начинают тянуться к экстремистским идеологиям, уходят из школы. Другие, наоборот, впадают в депрессию или начинают думать о самоубийстве.Все мы родичи на этой землеВ Северной Ирландии, в Белфасте, более тридцати лет назад группа родителей, известная под названием «Все вместе», взялась создать школу, где бы учились ребята из враждующих общин – католической и протестантской. Прошло десять лет, прежде чем такая школа появилась. В первый год в ней было двадцать восемь учеников, теперь там учатся более тысячи ребят. Школа давно переехала на новое место. Мне кажется, его выбрали не случайно. С холма, на котором она расположена, виден весь Белфаст как единое целое, не разделенное враждой и ненавистью. С самого начала школа была открыта для обеих общин. Причем должен был выдерживаться демографический баланс: шестьдесят процентов на сорок. И учителя тоже представляют две общины. Здесь, принимая учителя на работу, устраивают ему дотошный допрос. Стараются понять меру его терпимости к другим взглядам, традициям, привычкам. Детей здесь учат пониманию другой веры. Это делается в курсе истории религий, обязательном для всех. (Мне кажется, основы мировых религий должны преподаваться на специальных курсах и для родителей, может быть, организованных школой. Если мы хотим детей воспитать толерантными, то в первую очередь надо научить терпимости родителей. Я не устаю повторять слова Элеоноры Рузвельт: «Дети слышат не то, что им говорят взрослые. Дети слышат то, о чем говорят взрослые между собой».) На службу ребята в колледже Лаган ходят к своим священникам. Их здесь шесть. И они представляют шесть разных конфессий. На богослужения вход никому не заказан. Дети первыми в Белфасте стали мирно жить между собой. Почти все ребята, окончившие эту школу, поддерживают движение «За мирное решение конфликтов». Ислам – религия, а не идеология насилияВ обществе бытует несколько стереотипов в отношении мусульман. Считается, что все мусульмане в принципе очень похожи независимо от национальности, социального положения, политических взглядов, а также независимо от того, насколько последовательно они соблюдают предписания своих религий и обряды. Считается, что если мусульмане участвуют в насилии, то это потому, что их вера поощряет насилие. Считается, что у мусульман нет каких-либо идей или знаний, которые люди с другими религиозными корнями могли бы у них позаимствовать. Считается, что они отстают в культурном и моральном отношении от западных людей. Считается, что они таят в себе угрозу. Потому что участвуют в столкновении цивилизаций по всему миру, а в тех странах, где их меньшинство, являются третьей колонной, симпатизирующей международному терроризму. Считается, что с мусульманами невозможно сотрудничать, что невозможно работать с ними как с равными при выполнении задач, требующих диалога. Существует много проектов, которые помогают школьному учителю разрушать сложившиеся стереотипы. «1001 изобретение» – это передвижные выставки, посвященные вкладу мусульман в основы современной цивилизации. Они предлагают заинтересованным много дополнительных материалов, среди которых есть и доступное для скачивания электронное пособие для учителей. В рамках проекта лауреат премии «Оскар» Бен Кингсли сыграл в короткометражном фильме таинственного и весьма сварливого библиотекаря, который отправляется со своими учениками в путешествие, чтобы встретиться с опередившими свое время древними учеными и инженерами.В одну из школ Соединенного Королевства явились двое мужчин. Один с гребнем торчащих кверху волос, в кожаном пиджаке и джинсах, другой – бородатый, в полном мусульманском наряде и с такией – мусульманским головным убором. Школьников попросили определить, кто из них имам, а кто – полицейский. Удивлению ребят не было предела, когда они узнали, что имамом оказался модник, а полицейским – человек в мусульманской одежде. Это еще один путь разрушения стереотипов.Театр «Маралам» – профессиональная группа из Цюриха – использует технику интерактивных постановок для разрушения мифов и стереотипов и развития межкультурного сотрудничества. В британском театре «Плэй Хаус» специально поставили для этих целей спектакль «Гобелен» и показывают его в учебных заведениях. Два героя – религиозный фанатик и крайне правый радикал – спорят друг с другом, как защитить свою общину. Оба уверены, что лучший рецепт – насилие. Сразу после спектакля школьники задают вопросы не актерам, а героям спектакля. Что делать?Вряд ли стоит надеяться, что учителя вдруг массово начнут внедрять в школьные курсы модули, посвященные противодействию нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, проводить различные внеклассные мероприятия, пользоваться новыми методиками и технологиями. Если бы они были свободными, а идеальный учитель – именно свободный учитель, они бы это сделали, они-то лучше всех понимают опасность, которую несет с собой любая нетерпимость. Но они не свободны. Они заложники стандартов, пусть даже рамочных, и бюрократических требований. С них спрашивают за другое и оценивают их работу по другим параметрам. (Интересно, сколько министерств образования из 47 государств – членов Совета Европы разместили на своих сайтах рекомендации после их разработки?) Мне кажется, нужна политическая воля правительств, которые внесут в существующие стандарты законодательно блок вопросов, связанных с нетерпимостью и дискриминацией, как это сделали в Швеции. И тогда институты повышения квалификации или развития образования, по крайней мере в России, введут в свои программы переподготовки эту тематику. Важно, чтобы с ней были знакомы не только учителя гуманитарного цикла, а все педагоги, и в первую очередь руководители учебных заведений.Вопрос, на который пытались ответить на недавнем семинаре в Страсбурге: а как оценивать результативность применения разработанного руководства? Проводить мониторинг, где пользуются рекомендациями? Подсчитывать случаи проявления нетерпимости и дискриминации? Я помню, как однажды прочитал в отчете одной учительницы, что изучение темы войны 1812 года в новом аспекте и при помощи интерактивных методик повысило самосознание ее учеников на 12 процентов, патриотизм – на 18 процентов и так далее. Мне кажется, лучшим инструментом оценки результативности могли бы стать когнитивный тест и анкета школьника запускаемого с этого года международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS). Надо только успеть разработать соответствующие фрагменты этого инструментария.«Руководящие принципы…» содержат немалое количество описаний кейсов, программ и проектов. Но этого, мне кажется, мало. Надо создать общий банк методик, технологий, проектов, где бы любая из заинтересованных стран размещала свои материалы. Разнообразие их помогло бы каждому участнику программы борьбы с нетерпимостью и дискриминацией в отношении мусульман – очевидно, что с публикацией и серией семинаров, проведенных разработчиками, появилась эффективная программа действий – выбрать для себя наиболее подходящий материал. Обмен информацией – это всегда интеллектуальное, методическое, нравственное обогащение.«Руководящие принципы…» заканчиваются фразой: «Учителя и школы представляют собой первую линию обороны от нетерпимости дискриминации; им принадлежит главная роль в формировании поведения и настроения учащихся». С этим трудно не согласиться.Документ «Противодействие нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман: руководящие принципы для преподавателей. Борьба с исламофобией через образование» вы найдете на нашем сайте по адресу http://www.ug.ru/method_article/695Москва – Страсбург
Комментарии