В конце 2007 года в Москве в Доме правительства состоялось заседание президиума Совета по приоритетным национальным проектам и демографической политике. Начиная его, первый вице-премьер Дмитрий Медведев отметил, что позиция государства состоит в том, что свободный, образованный и здоровый человек – главное, что определяет развитие страны и ее перспективы. Этот подход был подкреплен конкретной программой действий. Дополнительный объем только федеральных инвестиций за 2 истекших года составил около 400 миллиардов рублей. А на будущий год на реализацию национального проекта в сфере образования, здравоохранения, развития жилищного сектора и на мероприятия в сфере АПК планируется направить около 300 миллиардов рублей, причем без учета вклада регионов.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обозначил в своем выступлении общие направления движения и те основные ориентиры, которых придерживалось министерство в своей политике. Он отметил, что через мероприятия национального проекта впервые в масштабе страны были реализованы ключевые принципы построения системы образования, адекватной современным и перспективным социально-экономическим требованиям. Среди главных принципов – открытость образования к внешним запросам, применение новых управленческих инструментов, позволяющих системе образования гибко реагировать на внешний заказ, ставка на лидеров, лучших учителей, вузы, учреждения начального профессионального образования, на успешные регионы.
– Еще один эффект ПНПО, – сказал Андрей Фурсенко, – обновление представления о том, что такое современное образование. Приведу одну цифру. Она касается повышения доли школьников, которые обучаются в современных условиях. Сегодня в таких условиях учатся не менее 30 процентов детей, хотя за два последних года это число возросло более чем в два раза. Планируется к 2010 году довести эту долю школьников до 70 процентов.
Большое значение, по словам министра, имела в рамках нацпроекта поддержка системы начального и среднего профессионального образования. В прошедшем году такую поддержку на конкурсной основе получили первые 76 организаций, реализующих инновационные программы по подготовке научных кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Причем софинансирование со стороны бизнеса и регионов превысило объемы федеральной поддержки. Дальнейшая поддержка вневузовского профессионального образования должна совмещаться с его постепенной передачей на региональный и корпоративный уровень. Региональное софинансирование ощутимо и по другим направлениям нацпроекта. Так, в поддержке школьного образования рекордсменом стал Краснодарский край, который на каждый федеральный рубль вложил семь рублей из краевого бюджета.
– Мы говорили о том, – спросил министра Дмитрий Медведев, – что внедрение нормативно-подушевого финансирования должно привести к увеличению заработной платы учителей на 25 процентов. Это произошло?
– Произошло, – ответил Андрей Фурсенко. – Но хочу подчеркнуть, что зарплата в образовании начала превосходить зарплату по экономике в среднем. Эта профессия становится престижной и с материальной точки зрения.
Представляется, что в ближайшие годы часть направления национального проекта будет продолжаться в рамках либо региональных целевых программ, либо в рамках федеральной целевой программы развития образования. В то же время на федеральном уровне необходимо сохранить конкурсные программы, которые позволяли бы определять и поощрять лидеров в масштабе страны. Чтобы обеспечить внедрение новых образовательных стандартов, надо одновременно с их разработкой направить государственную поддержку на обновление системы повышения кадров, их переподготовки и обучения тех, кто будет внедрять стандарты, – руководителей учреждений, преподавателей. Внедрение новых стандартов неминуемо влечет за собой обновление системы оценки качества образования и аттестации кадров. Таким образом, ПНПО обеспечил создание всех необходимых элементов новой модели образования, их отработку. Модели, в которой качество образование – это прежде всего конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника как в современной экономике, так и в современном обществе, его знаний и умений, а не диплома.
– Дальше должно быть вот что, – сказал Дмитрий Медведев, выслушав доклад министра, – новое качество образования на основе новой финансово-экономической модели средней и высшей школы. Вот что нам нужно дальше. И над этим необходимо будет работать.
Комментарии