В нынешнем году идет разработка параметров федерального бюджета на три года – с 2008 по 2010 год, и 25 мая Госдума рассмотрела его в первом чтении. С одной стороны, это хорошо. Может быть, впервые непредсказуемая экономика России станет хоть отчасти предсказуемой. Для образования это очень важно, ведь сегодня те законы, которые принимает Госдума РФ, во многом ориентированы на будущее. Ну, скажем, как вести разговоры и принимать закон об образовательных кредитах, если неясно, какими возможностями будет обладать госбюджет, которому по идее отводится роль гаранта и страховщика на тот случай, если студент не захочет отдавать деньги, взятые на учебу. То же и с обязательным одиннадцатилетним школьным образованием, и с многоуровневым высшим, где вопрос о том, будет ли магистратура как второе высшее образование платным или бюджет выделит средства на бесплатную магистратуру, сегодня чрезвычайно актуален и остр. То есть хорошо, что государство возьмет на себя некие обязательства и будет их выполнять в течение будущих трех лет. С другой стороны, разработка трехлетнего бюджета вызывает немалые опасения, ведь хорошо известно: финансисты постоянно стараются уменьшить расходы на социальную сферу. Публично министр финансов Алексей Кудрин уже заявил, что бюджета социальнее, чем разрабатываемый на три года, еще не было, но на самом деле он со товарищи тихонько подкладывает мину под развитие системы образования.
Сегодня все знают: денег в бюджете много, и солидная доля отдается системе образования. В трехлетнем бюджете общие расходы бюджета возрастут на 48%, и это тоже хорошо. Но за счет чего, скажем, в бюджете на 2007 год так выросло финансирование системы образования? Прежде всего за счет средств, выделенных на национальный проект «Образование». В сумме все доплаты классным руководителям, поддержка регионов, инновационных вузов и школ, лучших учителей, одаренной молодежи, учреждений профтехобразования, подключение школ к интернету и многое другое составили солидную сумму и дали основания взахлеб говорить о том внимании, которое государство оказывает образованию. Но в следующие три года у нас вряд ли появятся основания для безудержной радости. Если в нынешнем году расходы на образование увеличились на 31%, то дальше все будет обстоять совсем иначе. Прирост расходов на образование составит только 1,8%, а расходы на образование увеличатся в целом за три года лишь на 19%. Исключение составляет только такая серьезная статья расходов, как финансирование профессионального образования. На НПО денег дадут на 35,2%, на СПО – на 17,4%, на ВПО – на 12,6% больше, чем в нынешнем году, а высшее образование получит 76,7% денег от тех, что выделены на общие расходы по профессиональному образованию. Увеличение финансирования всегда радует, но особой радости тут нет, хотя и отрадно, что в планах государства увеличение в полтора раза стипендий студентам вузов. Но увеличение расходов на НПО, СПО и ВПО опять-таки связано в основном с тем, что эти системы будут получать средства в рамках нацпроекта «Образование». Вроде увеличатся расходы и на общее образование: в 2008 году – на 14,3%, в 2009 году – на 9,5%, в 2010 году так просто в 3 раза. Это, конечно, хорошо, однако остается одно «но», и связано оно с будущим нацпроекта «Образование». А будущее-то не такое уж хорошее, как кому-то кажется.
Есть резон вспомнить, как два года назад мы обсуждали перспективы реализации национального проекта. Сколько было опасений, сколько сложностей мы прогнозировали при определении лучших из лучших школ, учителей, вузов, достойных поощрения, сколько размышляли о принципах введения доплаты классным руководителям. Во многом нацпроект сумел обойти рифы социальной несправедливости, и, хоть он и превратился во многом в соревнование тех, кто умеет красиво и убедительно рассказать на бумаге о своей работе и помечтать о своем инновационном будущем, нельзя сказать, будто кто-то нынче недоволен осуществляемой финансовой поддержкой. Более того, если в нашей жизни сплошь и рядом мы сталкиваемся с коррупцией, то организаторы нацпроекта установили такой тотальный контроль за расходованием выделенных и распределенных средств, за соблюдением буквы и духа закона, что можно порадоваться: коррупция и нацпроект – понятия несовместные. Так вот, это замечательное дело авторы законопроекта о трехлетнем бюджете стараются свести на нет.
В конце прошлого года шли разговоры о том, не закончится ли реализация нацпроекта в 2007 году. К счастью, не закончилась, и это хорошо, так как регионы вдруг стали малость по-другому относиться к системе образования, губернаторы, мэры, даже главы местных администраций озаботились тем, как поддержать лучших, учредили свои премии, гранты, доплаты. Таким образом, стало вырисовываться то, о чем страна мечтала долгое время – приоритетность образования как цель государственной политики, как залог мощи государства, пока живущего на доходы от нефти и газа, но в будущем рассчитывающего на интеллектуальную составляющую в своих доходах. Но могут ли финансисты согласиться с этим? Конечно, нет, им, видимо, это образование, как кость в горле. И вот что финансисты решили предусмотреть в бюджете.
В следующем году на нацпроект еще выделят 42,9 млрд. рублей, в 2009 году уменьшат эту сумму до 21,1 млрд. рублей. А вот в 2010 году все будет сведено к нулю. Выходит, финансисты не любят не только систему образования, но и свою родную «Единую Россию». Кто, скажите, пойдет голосовать за партию, которая, имея большинство в нынешней Государственной Думе, заранее отказывает системе образования в финансировании, хотя это финансирование архинеобходимо для ее развития и материальной поддержки лидеров?
Ситуация, которая сложится, будет тяжелой для регионов, особенно для тех, которые, увы, не относятся к числу доноров. Сегодня они получают средства на выплату вознаграждения классным руководителям, компенсации родителям за содержание ребенка в ДОУ, приемным семьям и так далее. Но есть инновационные вузы и инновационные регионы, победа которых в нацпроекте оговаривалась выполнением весьма существенного условия: к выделенным средствам в рамках нацпроекта они должны были добавить и свои средства. То есть государство на них опробовало реализацию идеи софинансирования. А опробовав, теперь устами Минфина РФ, по сути дела, предлагает распространить принцип софинансирования на все остальные направления реализации нацпроекта. Видимо, поэтому в 2010 году на нацпроект в федеральном бюджете нет ни копейки: всю тяжесть расходов планируется переложить на регионы, что, конечно, постепенно сведет материальную помощь системе образования к мизерным суммам, а нацпроект – к декларируемой формальности. К тому времени у нас будет другой президент, и кто знает, сочтет ли он, как нынешний, развитие инноваций в образовании приоритетной задачей для себя и для страны.
Снижение расходов на образование могло быть логично обоснованным только в одном случае: если бы финансисты запланировали существенное повышение заработной платы работникам образования. Понятно, что та зарплата, которую получают большинство педагогов, не дотягивает до прожиточного уровня. Поэтому молодые учителя и не идут в школу, это понятно всем, кроме чиновников, которые козлом отпущения в этой ситуации делают не экономистов вкупе с финансистами, а педагогические вузы. Да, те отрабатывают свой хлеб честно и добросовестно, но если их питомцы не хотят работать за 3-4 тысячи в месяц и голодать неизвестно ради чего, то педвузы тут явно ни при чем.
На три года в бюджете запланировано смехотворное повышение зарплат работникам образования: в 2008 году – на 7%, в 2009-м – на 6,8%, в 2010 году – на 6,5%. Это повышение едва ли компенсирует даже инфляционные потери.
Понятно, что Правительство РФ – единая команда и человек, вошедший в нее, вряд ли будет выступать с какими-то своими предложениями и несогласиями, иначе его из команды просто удалят. На моей памяти за свою отрасль отчаянно дрался и дерется всякий раз, когда речь идет о выделении средств, только министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Опальный министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов открыто в бой не идет, но за последнее время добился значительной материальной поддержки здравоохранения. Вопрос сегодня в одном: кто будет драться за систему образования и насколько успешно эта драка решит вопрос о ее развитии и поддержке?
Комментарии