– Лема Мухадинович, что сейчас происходит в системе образования Чеченской Республики? – Система образования Чеченской Республики активно развивается, реформируется, плавно вписываясь в единое образовательное пространство Российской Федерации. Этот процесс проходит достаточно эффективно, о чем свидетельствуют высказывания посетившего республику в марте этого года министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко. Мы гордимся оценкой, данной нам федеральным министром, отметившим, что у работников образования Чеченской Республики есть чему учиться. Конечно, мы понимаем, что это аванс на будущее. Но, оглядываясь на пять лет назад, вспоминая, с чего мы начинали, уверен, что это достойная оценка. Она по праву заслужена педагогическим коллективом Чеченской Республики.
– Скажите, пожалуйста, как преодолевается поствоенный синдром? Есть ли в школах, ПУ и колледжах республики штатные психологи?
– Вопросы реабилитации занимают важное место в образовательном процессе. Преодолеть поствоенный синдром за пять лет невозможно. На это порой уходит вся жизнь. Тем более что и эти пять лет простыми не назовешь. Даже за эти годы мы потеряли немало коллег и учащихся, студентов и преподавателей.
Это печальная действительность. Однако сам процесс восстановления школ из руин, оформление классов в первые годы подручными материалами, помощь детей и родителей, в едином порыве поднимавших систему с нулевой точки отсчета, – и был реабилитацией. В те годы только коллективный труд, надежда на мирный завтрашний день делали больше любой пропаганды.
Что касается медико-психологической реабилитации, то эта работа впереди. Здесь решающую роль призван сыграть созданный в республике реабилитационный центр. Огромную помощь в этой работе нам оказывают общественные организации: «Женщины Дона», «Женщины Чечни», ЮНИСЕФ, а также ряд молодежных организаций. В основном это вопросы повышения квалификации психологов, которые работают практически в каждом учебном заведении республики. Хочу отметить немаловажный факт: в постконфликтных регионах такие проблемы решаются по-разному. Здесь нет единых подходов. Одним из важнейших компонентов является учет национального, этнического фактора. По заказу Министерства образования и науки Чеченской Республики нашими учеными были разработаны специальные программы, учитывающие традиции и менталитет народа и в то же время решающие вопросы толерантности как детей, так и взрослого населения республики.
– За годы, когда шла война и были закрыты школы, появились 12-13-летние ребята, которые не умеют ни читать, ни писать. Что сейчас делается в республике, чтобы ликвидировать эту неграмотность?
– Проблему неграмотности 12-13-летних подростков мы решили в первые годы восстановления. Тогда она действительно имела место, хотя не стояла так остро, как ее преподносят некоторые средства массовой информации. Ведь необходимо учитывать, что за эти 10-15 лет учебные заведения республики закрывались лишь на время военных действий. «Потерянного поколения», как бы этого кому-то ни хотелось, у нас нет, как и нет детей, не охваченных всеобучем.
– Многие учебные заведения во время войны были разрушены, какими темпами идет сейчас строительство, открылись ли в этом учебном году новые школы?
– Первая новая школа в республике в этом году – это подарок руководителя «Славнефти» Гуцириева – гимназия «Марьям». В настоящее время в республике строятся еще две школы при участии правительства Москвы. Хочу подчеркнуть, что такое явление стало возможным благодаря стараниям первого президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова. Это он поставил первым вопрос перед руководством страны о необходимости начала строительства зданий общеобразовательных школ с нулевого цикла, соответствующих всем современным требованиям. Убежден, дети Чечни их заслужили. Всего за пять лет восстановлено и отремонтировано 56 школ, открыто 96 дошкольных учреждений. В республике работает 15 учреждений начального профессионального образования, 7 техникумов, 3 вуза. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
Большую поддержку в плане восстановления и открытия новых учебных заведений нам оказывают Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию и, конечно, руководство нашей республики. Встречи президента Чеченской Республики, председателя правительства Чеченской Республики с руководством Федерального агентства стали хорошей, а главное, плодотворной традицией. Каждая новая встреча – это еще один кирпичик в строительстве новой системы образования Чеченской Республики, достойной называться современной.
– В чеченских семьях говорят в основном на родном языке. Не возникает ли при этом проблемы усвоения русского языка? Хватает ли педагогов по этому предмету?
– В республике нет проблемы с учителями русского языка, как и проблемы усвоения и изучения русского, у нас проблема в другом. В республике нет национальных школ. Обучение ведется во всех школах на русском языке. Хотя родному языку уделяется очень большое внимание. Во всех школах есть кабинеты родного языка. Написан учебник по этике на родном языке, однако этого недостаточно. Родной язык – это душа нации. Не будет языка, не будет и нации. Дети должны не только уметь читать и писать на родном языке, они должны на нем мыслить. Только знание родного языка поможет понять глубину, красоту и необходимость знания русского и любого другого языка.
Многоязычие – это данность сегодняшнего времени. Трудно назвать человека современным и востребованным, если он не владеет по крайней мере тремя языками – родным, русским и иностранным. Именно такими я хотел бы видеть выпускников школ Чеченской Республики. Без этого не может состояться ни один специалист будущего.
– Лема Мухадинович, сейчас по всей России идут образовательные реформы. Включилась ли в них Республика Чечня?
– Конечно, находясь в едином российском образовательном пространстве, мы не можем обойти стороной реформы. Мы в начале пути поставили перед собой четкую цель, у нас нет дороги назад. Оглядываться в прошлое не позволяет время.
Поэтому остается одно, начиная с белого листа, применять в образовании все самое передовое и прогрессивное. Это значит, что у нас есть инновационные учебные заведения (в республике их 5), лицеи и гимназии. Есть наработанный опыт по введению предпрофильной и профильной подготовки. Есть интегрированные специальности и научно-производственно-образовательные комплексы, есть предшкольное образование. Если говорить о едином государственном экзамене, то здесь мы решили подождать. Во-первых, это невозможно технически, по не зависящим от нас причинам. Во-вторых, браться за все разом значило бы все загубить. Мы готовимся к неизбежному введению единого государственного экзамена в 2008 году.
– Сейчас стало очевидно – образованный, но невоспитанный человек социально опасен. Расскажите, пожалуйста, о воспитательной работе в республике.
– Мы никогда не разрывали учебный и воспитательный процессы. Даже в самый тяжелый для республики период вопросы воспитания духовности, патриотизма, культуры всегда оставались в центре внимания школы. Я бы мог сказать даже так, быть чеченцем и не быть патриотом невозможно. Чувство гордости за нацию и свою республику должно быть продолжением чувства гордости за народ и страну, в которой ты живешь. Можно много об этом писать и говорить, вешать плакаты и вести пропаганду, но пока мы, взрослые, не будем своим личным примером демонстрировать такой патриотизм, боюсь, что все наши программы останутся лишь на бумаге.
– Лема Мухадинович, а как идет восстановление системы начального и среднего профобразования, от которых напрямую зависит, сможет ли молодежь получить профессию, а не пополнять ряды боевиков? Перешли ли учреждения НПО и СПО на региональное финансирование?
– Нашу республику миновала участь перевода начального профессионального образования на региональный уровень. На мой взгляд, это была не самая лучшая идея модернизации образовательной системы. Согласен, что эта суровая мера продиктована необходимостью, рыночными отношениями. Но уж слишком велика социальная значимость системы начального профобразования в нашей стране. И восстановление этой системы на примере нашей республики еще раз это доказало. Нам пришлось открывать филиалы училищ во всех крупных районах республики. Это было продиктовано объективными причинами – разбитые городские учреждения, отсутствие общежитий. Наличие части подростков без среднего образования. Если в 2000-2001 году в системе начального профессионального образования обучались 2,5 тысячи учащихся, то сегодня их более 8 тысяч. Таким образом, восстанавливая и развивая сеть учреждений начального и среднего профобразования, мы могли как-то решить проблему занятости молодежи. Последнее время республика столкнулась с весьма распространенным явлением в республиках Северного Кавказа – отсутствием рабочих мест. Из сорокатысячной армии специалистов, подготовленных нами за пять лет, трудоустроено не более 13 процентов. Это не просто низкий, но и социально опасный показатель.
– А как решается в Чечне проблема с педагогическими кадрами?
– Кадрового голода наша республика не испытывает. Три учебных заведения готовят педагогические кадры. Это Грозненское педучилище, Гудермесский педколледж и Грозненский педагогический институт. Если и говорить о проблемах в этом вопросе, то они идентичны тем, что стоят перед любым регионом России. Выпускники этих учреждений не идут работать в школу, и причина прежде всего в низкой оплате труда. За последнее время Правительство Российской Федерации сделало определенные шаги в этом направлении. Но, на мой взгляд, они могли бы быть более решительными, я бы даже сказал, радикальными, ибо учитель создает нацию, а значит, создает будущее. Нищий учитель не может научить любить прекрасное, уважать старость, чтить Отечество. Вот и получается, что в погоне за часами наш педагог и жнец, и швец, и на дуде игрец. Если мы хотим иметь цивилизованное общество, мы обязаны вернуть учителю роль созидателя общества, обеспечить ему достойное существование. Что касается учителей Чеченской Республики, я не устаю повторять, что преклоняю перед ними голову за их подвиг. Я убежден, то, что они делают сегодня, по праву можно назвать спасением нации.
– Как идет компьютеризация учебных заведений Чечни и подключение их к интернету?
– Программа компьютеризации городской и сельской школ успешно реализуется в нашей республике. За три года мы получили более 3 тысяч компьютеров. Практически каждая школа имеет компьютерный класс. Другое дело, что из-за отсутствия технических условий техника не всегда используется успешно. За пять лет мы провели пять семинаров в Москве, Ростове и других регионах для педагогов республики по освоению информационных технологий. В настоящее время Министерство образования и науки Чеченской Республики работает над собственной программой информатизации и компьютеризации учебного процесса, в рамках республиканской программы модернизации системы образования, которая была принята на расширенном заседании республиканской коллегии.
– Лема Мухадинович, скажите, пожалуйста, какие отношения складываются у вас с пограничной службой ФСБ России?
– Самые дружеские и тесные отношения. С первых дней восстановления системы образования пограничники оказывали серьезную помощь школам Итум-Калинского, Веденского, Ножай-Юртовского районов республики. Это и палаточные школы, учебники, продукты питания, теплая одежда для детей. Словом, было бы трудно этим районам, где порой без техники пограничной службы непросто даже попасть из села в село, не говоря уже о вопросах безопасности.
Комментарии