В России идеи о национальных университетах пока еще только носятся в воздухе. Зато наша соседка Украина уже более сорока вузам присвоила это ко многому обязывающее звание.
Путешествие на родину, в небольшой донбасский город Луганск, что в двух часах от российской границы, с каждым годом превращается для меня во все более рискованное предприятие. Я все чаще чувствую себя Одиссеем, пробирающимся между Сциллой и Харибдой. Проверка паспортов и все более фантастические придирки таможенников – не дай Бог, если вы любитель колбасы и запаслись ею в дорогу основательно, еще хуже если ваши личные вещи не выглядят достаточно поношенными – того и гляди придется платить таможенную пошлину. Но охота поглядеть на родные места сильнее пограничных и таможенных кордонов. Родной город нищим и обездоленным, как думают обо всех украинских городах и селах в России, не выглядит. Шикарные магазины появляются как грибы после летнего дождика, количество банков наводит на мысль о несметных килограммах гривен в карманах у моих земляков. Эйфория несколько проходит после посещения школы, где довелось отработать семь лет. Компьютер здесь многие видели лишь по телевизору, обходятся по старинке разбитой пишущей машинкой. Не до жиру, хоть бы не замерзнуть – отопление опять отключили, и ребятишки на уроках сидят в шубах и варежках. Зато если большинство луганских школ действительно бедствуют, то у вузов жизнь относительно безоблачная. Не у всех, конечно, но у национального точно. Там в среднем преподаватель вуза со степенью имеет около 100 долларов, что для провинциального города весьма неплохо. Тогда как школьный учитель высшей категории, обремененный до обмороков часами и классным руководством, с трудом дотягивает до 50. Я с удивлением отметила – молодежь, в отличие от российской, а тем более московской, просто рвется в преподаватели, безжалостно конкурируя друг с другом. Работать в вузе и престижно, и выгодно.
…Проезжая мимо самого непрестижного в годы моей студенческой юности машиностроительного института, я обнаружила Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля. Роскошный парадный вход, а рядом еще не оконченное строительство. Я не удержалась от любопытства и позвонила ректору университета Александру Голубенко.
– Когда же произошли столь неслыханные перемены? Многие мои друзья закончили машиностроительный институт и, наверное, еще 10-15 лет не могли и предположить, что их альма-матер станет классическим университетом. Почему он возник на базе вашего вуза, а, скажем, не педагогического?
– Машиностроительный институт превратился в университет еще в 1993 году. И по моему глубокому убеждению – именно на базе технических вузов нужно создавать классические университеты. В слове “университет” я бы выделил такую часть, как универсальный. Технический профиль, имеющаяся в институте материальная база помогли создать нам факультеты математики и информатики, а также компьютерных технологий и автоматики. Они готовят именно тех специалистов, которые сегодня наиболее востребованы. В то же время машиностроительный институт уже имел экономический факультет, были тут и развитые гуманитарные кафедры. На их базе возникли факультеты естественных наук, философский, гуманитарный, истории, политологии, языкознания, юридический, социологии и журналистики. В прошлом году мы получили лицензию на открытие специальности “философия и религиоведение”. Кстати, мы стали четвертым вузом страны, где будут учиться философы и религиоведы. И, конечно, превращение института в университет не произошло бы без высококвалифицированных кадров: у нас 37 академиков, 81 доктор наук… Наше обязательное условие – вновь создаваемый факультет или кафедру возглавить должен доктор наук или профессор. Кстати, если раньше мы приглашали остепененных преподавателей из других регионов Украины, давали им бесплатное жилье, то сейчас стараемся растить кадры из своих же выпускников.
В ноябре 2001 года нам присвоили имя нашего великого земляка, – сообщает Александр Леонидович. – Конечно же, для нас это большая честь. Мы получили это имя в юбилейный для нас год – вузу исполнилось 80 лет. Кстати, перед университетом планируем установить памятник Владимиру Ивановичу Далю, думаем, это произойдет уже к началу нового учебного года.
– Александр Леонидович, а какие льготы дает вашему вузу звание национальный, и что это означает, много ли высшим учебных заведений Украины имеют это звание?
– В 2000 году вузу присвоили звание национального. Он должен иметь многофакторную стратегию функционирования: удовлетворять мировым тенденциям образования, и кроме того, учитывать своеобразие и кризисные процессы в современной Украине.
Если говорить о финансовой стороне – то это 15% надбавки к зарплатам профессорско-преподавательского состава и стипендиям студентов. Материально-техническая база, между прочим, особо не финансируется, новый корпус, – ректор указал рукой на строительство, – возводим за свой счет. Сейчас в Украине более 40 вузов имеют статус “Национальный”. Среди них 18 классических университетов. Думаю, что этот статус – признание заслуг вуза перед страной. Представьте, только за последние пять лет численность специальностей у нас увеличилась с 55 до 107, в том числе на военной кафедре наши ребята обучаются по 7 специальностям. Сейчас на всех формах обучения у нас около 27 тысяч студентов. А было чуть более 12 тысяч. Одних первокурсников набираем до 7 тысяч. Университет так разросся, что занимает 47 корпусов.
– Какие факультеты у вас наиболее престижны, куда самый высокий конкурс?
– Юридический факультет, компьютерных технологий, прикладной математики – 7-8 человек на место, к сожалению, самым низким пока остается конкурс на инженерные специальности – наша промышленность возрождается очень медленно.
– Наверняка у вас есть еще планы по открытию новых специальностей?
– Знаете, мы сейчас открываем их с большой осторожностью. И так мы фактически уже обеспечиваем регион всеми нужными специалистами. Разве что сейчас возрождающиеся предприятия легкой промышленности предлагают нам открыть специальность, связанную с дизайном и конструированием одежды. Работаем также над созданием новой специальности – “управление искусственным интеллектом”.
– Скажите, я знаю, что в Украине сейчас идет интенсивная украинизация. Чтобы поступить в любой вуз, нужно сдавать украинский язык. На каком языке ведется у вас преподавание?
– В основном на русском, конечно, нам никуда не деться от особенностей нашего в основном русскоязычного восточного региона. Но мы уделяем большее значение изучению национального языка и в интересах самих же студентов, ведь многие из них захотят поехать работать в Киев или в западные области страны, а там основной язык – украинский. Ни о какой насильственной украинизации у нас пока речи нет. Да, экзамен абитуриенты действительно сдают по украинскому – диктант, но это оговорено в государственных документах, русский допускается в том случае, если поступающий не изучал украинский. Кстати, очень много наших выпускников уезжают работать и в Москву, и в пограничные с Луганской российские области – Ростовскую, Белгородскую, Курскую. И надо сказать, неплохо устраиваются. Так что мы вправе надеяться, что даем неплохую подготовку своим ребятам.
– Российский министр образования Владимир Филиппов недавно отметил тенденцию увеличения приема в начальные и средние профессиональные учебные заведения. Это связано с потребностью страны в квалифицированных рабочих кадрах. Как вы к этому относитесь?
– За рубежом у 90 процентов населения – высшее образование, да, там жесткая конкуренция, работу находят лучшие, но согласитесь, высшее образование повышает и культурный, и интеллектуальный, и в конечном итоге духовный уровень нации. И если человек хочет учиться в вузе, то надо дать ему такую возможность.
– Но ведь сейчас вуз – удовольствие дорогое. Во сколько обойдется хотя бы приблизительно обучение на юридическом факультете?
– До 1000 долларов за год. Но мы увеличиваем прием не только на платное, но и на бюджетное отделение, причем пропорция у нас такая: 60% бюджетников, 40% – платников. Думаю, государство должно поддерживать талантливую молодежь, давать ей возможность получать бесплатное образование. Хотя, конечно, все зависит от материального положения семьи студента. Есть обеспеченные родители, имеющие медалиста сына или дочь, но заявляющие: мы хотим, чтобы наш ребенок учился за деньги и не испытывал дополнительный стресс при поступлении. А вообще высшее образование должно быть доступным. Это мое глубокое убеждение!
– А как обстоит дело с трудоустройством выпускников? Вы им помогаете в этом нелегком деле?
– 95 процентов наших ребят практически сразу находят работу. Мы устраиваем ярмарки вакансий, приглашаем работодателей, чтобы они увидели своих будущих молодых специалистов. Сейчас, когда начала возрождаться промышленность в области, к нам приходят руководители заводов, просят направить к ним выпускников. Кроме того, чтобы сделать нашего выпускника более мобильным и универсальным, мы не пытаемся связать ему руки узкой специализацией, стараемся дать ему дополнительное образование. Для этого у нас есть целая система повышения квалификации.
Светлана РУДЕНКО
Луганск,
Украина
Комментарии