Министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая 7 ноября в рамках правительственного часа в Государственной Думе, рассказала о национальном проекте «Образование», реализация которого начнется в следующем году. Две главные цели, которые легли в основу нацпроекта, заданы новым майским указом президента, напомнила министр. Первая – вхождение российского общего (школьного) образования в десятку лучших мировых систем к 2024 году. Вторая – воспитание гармонично развитой личности на основе традиций и культурного наследия. По словам Васильевой, объем финансирования нацпроекта составит 746 млрд рублей из федерального бюджета, 46 млрд из региональных бюджетов и 15,5 млрд из внебюджетных средств. Удастся ли к 2024 году достичь поставленных целей? Об этом рассуждают наши эксперты.
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке:- Хочу отметить, что мы поддерживаем национальный проект «Образование». Но я убежден, что нескольких составляющих в нем не хватает. Явно не хватает федерального проекта «Здоровье студентов и школьников». Не хватает проекта «Дебюрократизация системы образования». И федерального проекта, который я бы назвал «Учитель в настоящем». По сведениям министра Ольги Васильевой, на 1 сентября в российских школах насчитывался лишь 1% вакансий. Но в августе Общероссийский народный фронт представил результаты мониторинга с участием 3000 педагогов. 39% опрошенных сообщили о нехватке в школах учителей по иностранному языку, 30% – по русскому языку и литературе, 26% – начальных классов. 44% заявили о том, что не хватает учителей математики.Можно ли свести эти данные? Можно. Проблема решается за счет дикой перегрузки российского учителя. Согласно исследованиям РАНХиГС при Президенте РФ за последний год количество педагогов, работающих на две ставки, выросло с 7 до 13 процентов. Средняя нагрузка учителя в регионах – 28 уроков в неделю. С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, заполнения документации и воспитательной работы с детьми это далеко за 60 часов в неделю.Я недавно был в прекрасной омской школе, которая является федеральной площадкой. Там мне подтвердили, что нагрузка учителя приближается к двум ставкам. При этом зарплата составляет 25‑30 тысяч рублей. То есть, работая за двоих, учитель получает столько, сколько должен получать, работая за одного. Ситуация в селе еще острее. Там при дефиците кадров учителя вынуждены вести непрофильные предметы. И хорошо еще, если литературу ведет историк. Намного хуже, когда гуманитарий преподает естественные дисциплины.7 ноября состоялось заседание Комитета по образованию и науке по подготовке проекта бюджета ко второму чтению. Все депутаты согласились с тем, что с таким бюджетом модернизация образования невозможна. Другое дело, что одни депутаты в результате проголосуют против его принятия, а другие – за, но на уровне заявлений с этим согласны все.Ольга Васильева отмечает, что в 2019 году запланирован существенный рост расходов на образование, они увеличатся на 21%. Но, по оценкам экспертов, сегодня финансирование отрасли составляет менее половины от необходимого. Об этом говорят и такие консерваторы, как я, и такие либералы, как ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Напомню, что руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин не так давно требовал выделить на образование дополнительно 1% от ВВП, или 1 триллион рублей.Итак, нескольких составляющих в национальном проекте не хватает. А главное – этот проект не обеспечен финансово. По прогнозам Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, в образовании будет реализован инерционный сценарий. То есть все останется, как сейчас. А это значит, что ни об увеличении числа учителей, ни о повышении качества образования говорить не приходится.Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:- Вариант недостижения целей, обозначенных в майском указе Президента РФ, рассматриваться не может. При этом мы все понимаем, что задачи и показатели национального проекта «Образование» действительно масштабны и амбициозны. Важно, что на реализацию нацпроекта направляется такой большой объем средств. Однако само по себе выделение финансирования не обеспечивает успеха, необходимы их эффективное использование и совместная работа всех заинтересованных участников.Сегодня уже сделан ряд шагов к достижению главных целевых показателей нацпроекта «Образование». И в Госдуме, и в Минпросвещения идет работа по нормализации системы оплаты труда учителей. Меняется порядок экспертизы учебников, будут приближены к реальной практике учебные задания. Идут активное обсуждение новой модели аттестации педагогических работников, создание национальной системы учительского роста. Постепенно увеличивается финансирование сферы дополнительного образования. На повестке дня принятие закона, закрепляющего механизм персонифицированного финансирования. В прошлом месяце Общероссийский народный фронт и Министерство просвещения РФ достигли соглашения о совместной работе по повышению прозрачности финансирования образования. ОНФ также будет оценивать ход реализации национального проекта по поручению Президента РФ. Главным для нас будут изменения в жизни учителей, школьников и их родителей.Безусловно, мы видим и проблемы, которые предстоит решить для достижения поставленных указом целей. Прежде всего это детализация требований федеральных государственных стандартов школьного образования, повышение качества программ и средств обучения, создание современной образовательной среды для всех детей. И острый запрос сегодняшнего дня – создание необходимых условий для работы учителей, освобождение их от лишних обязанностей и формирование пространства для профессионального развития, обеспечение социальной защищенности. На все это, исходя из сроков исполнения указа, у нас есть пара лет.Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук:- Будет ли выполнен нацпроект «Образование»? Без всякого сомнения, будет. Его цели – вхождение российской системы общего образования в десятку стран-лидеров и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности – дают простор для бюрократического творчества. По PIRLS и TIMSS мы уже входим в десятку лидеров, немного подтянемся по PISA, и все будет в порядке. Вторая цель уже редуцирована до роста охвата детей дополнительным образованием, и поскольку все последние годы этот показатель растет, то и дальше будет расти. «Кванториумы» и «Сириусы» будут созданы, здесь есть опыт и заинтересованность, новые школы будут построены, и третья смена для учащихся наконец будет ликвидирована, а про вторую смену речь уже не идет. Учителя будущего сотворить несложно, надо только повысить квалификацию учителя настоящего (про подготовку студентов педвузов ничего не сказано). Молодежь усиленно будет вовлекаться в волонтерство, она и так с энтузиазмом этим занимается. Ну а если что-то не будет выполняться, то всегда есть возможность уточнить показатели (уточнили же расчет средней заработной платы в регионах, чтобы средняя учительская зарплата до нее доросла). Словом, никаких препятствий для выполнения нацпроекта нет. Будет ли от него ощутимая польза для системы образования – вот здесь есть некоторые сомнения.Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования администрации городского округа Красногорск, Московская область:- Любые усилия государства, направленные на повышение качества образования, можно только приветствовать. Можно ли изменить систему образования и существенно повысить его качество в короткие сроки, – это другой вопрос. В мире есть примеры, когда странам удавалось это сделать. Мы видим, как принципиальные изменения государственной образовательной политики Финляндии привели к высоким образовательным результатам и высокому уровню образования в финских школах. Заслуживает внимания опыт образовательной системы Сингапура. У себя в округе мы при поддержке Министерства образования Московской области провели несколько обучающих семинаров, где ознакомили педагогов с сингапурскими методиками преподавания и получили положительные отзывы об этом опыте от учителей. Есть прекрасные отечественные наработки, позволяющие сделать образовательную систему эффективнее. Считаю, что их необходимо использовать в первую очередь. Мне кажется, нельзя ставить вопрос о достижении определенного уровня образования к какому-то году. Образовательная система в принципе должна быть ориентирована на использование лучших образовательных практик и обеспечивать образование высокого мирового уровня во всех школах России. В таком направлении и надо работать.Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:- Любые цели можно формально считать достигнутыми, если они звучат слишком абстрактно и не известен расчет показателей их достижения. Возьмем, например, воспитание школьников. Безусловно, к 2024 году, если ничего страшного не произойдет, уровень их воспитанности повысится, можно не прилагать особых усилий. Никаких методик оценки качества воспитанности нет. Что касается вхождения России в десятку лучших мировых систем общего образования, тут все зависит от того, какие системы оценки взять за основу. Если это будет PIRLS (оценка грамотности в начальной школе), то мы уже сейчас впереди планеты всей. Если PISA (умения применять знания в подростковой школе) – придется сильно потрудиться, так как мы лишь в середине международного списка, потребуется обучать учителей, менять содержание образования. Все зависит от методики расчета показателя по вхождению России в десятку лучших мировых систем.
Комментарии