search
main
0

Национальный проект: что сделано?

Комитет Госдумы по образованию и науке провел парламентские слушания «О ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта «Образование».

Открыл слушания первый заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов. Он напомнил, что при рассмотрении проекта бюджета на 2006 г. Госдума «значительно усилила» раздел «Образование». Всего на цели образования выделено около

30 млрд. рублей. «За шесть месяцев реализации нацпроекта настало время обсудить с профессиональным сообществом, что сделано, что не сделано и почему и что еще предстоит сделать», – сказал парламентарий, обращаясь к участникам дискуссии.

Председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев констатировал, что проект «Образование» – один из самых объемных и больших. Доплаты классному руководителю коснулись без малого одного миллиона человек. «Реализация национального проекта показывает, что можно и нужно все задуманное делать вовремя и в срок и добавлять по ходу значимые вещи, которые станут заделом на 2007 г., – сказал он. – Мы посмотрели проектировки бюджета на 2007 г. Объемы финансирования по нацпроектам разные, но темпы роста расходов в области образования выше, чем в любом другом проекте. По первым оценкам, это 62%. Уверен, что в ходе рассмотрения проекта бюджета в Госдуме объемы финансирования образования будут увеличены».

Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал о первых результатах реализации национального проекта. С опережением графика завершены первые конкурсы по поддержке образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Их представили на конкурс более 200 (20%) вузов и около 8 тысяч (10%) школ, в том числе сельских. По итогам конкурса программ, проведенного с участием общественности, победили 17 вузов и 3 тысячи школ. В августе будут завершены конкурсы лучших учителей, которые также предполагают широкое участие общественности. «Впервые оценка качества образования вышла за отраслевые рамки. Сделан важный шаг по формированию общественных критериев. Это эффективный механизм ориентации образования на запросы общества и граждан», – подчеркнул министр.

Благодаря национальному проекту «Образование», который на этапе формирования по предложению депутатов был существенно дополнен, в 5 раз вырос федеральный бюджет развития отрасли – с 7 млрд. рублей в 2005 г. до 35 млрд. рублей в 2006-м. При этом, по словам министра, удалось разработать и реализовать прозрачный принцип распределения ресурсов.

Национальный проект позволит к концу 2007 г. обеспечить всем учителям и учащимся качественный доступ к информационным образовательным ресурсам в сети «Интернет». Сформирован перечень образовательных учреждений, у которых нет доступа к широкополосному интернету (54 тысячи), вырабатывается техническое задание для подключения их к сети. В 2007 г. не менее 12 тысяч школ получат современные компьютерные классы. В соответствии с Указом Президента РФ увеличено количество премий талантливой молодежи до 5350 в год.

«Наиболее значительная сумма» в национальном проекте направлена на выплаты за классное руководство. Впервые, по словам Андрея Фурсенко, столь важная воспитательная функция закреплена нормативно. Принято постановление правительства о расширении типов и видов образовательных учреждений, педагогическим работникам которых полагается данная выплата. Соответствующие выплаты будут произведены после внесения Думой необходимых поправок в закон о бюджете на 2006 г.

Классные руководители учреждений, которые первоначально не попали в список, получат вознаграждение с 1 января 2006 г., заверил министр. Он рассказал также о планируемой поддержке начального и среднего профессионального образования и о стартовавшем 1 июля в трех армейских учебных центрах эксперименте по реализации программ начального профобразования солдат. В правительстве готовится закон о доступности высшего образования для лиц, отслуживших не менее 3 лет по контракту.

По мнению председателя комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, ректора Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, очень важно, что проект начался не с организационных преобразований, а с отбора лучших. Работу в этом направлении, уверен он, следует продолжить. Нужно уделить особое внимание вузам-лидерам, способным выступить локомотивами развития образовательной системы и обеспечить конкурентоспособность российского образования. Исследовательские университеты не должны превратиться в замкнутую группу привилегированных вузов. Финансирование на конкурсной основе программ развития должно стать постоянной практикой. Исследовательским университетам необходимо предоставить большую автономию в определении программ обучения, а также право самостоятельно без последующего утверждения присуждать ученые степени. Академическая автономия должна дополняться экономической.

Кузьминов обратил внимание участников дискуссии на нынешний уровень заработной платы учителей, непосредственно влияющий на кадровый состав школ. «Из-за низкой зарплаты в школы идут не лучшие выпускники педагогических вузов, – сказал он. – В результате крайне быстро снижается качество отечественного образования. С каждым годом в элитных вузах страны ухудшаются результаты испытаний по русскому языку, математике, истории. Это очень опасная тенденция». Зарплата учителя, подчеркнул выступавший, не должна отставать от заработной платы врача. Целесообразно перевести учителей с почасовой на окладную систему оплаты, включить воспитательную внеурочную работу в оплачиваемую деятельность. Существенное увеличение – от 30 до 50% – надтарифной части зарплаты должно, по мнению Кузьминова, сыграть важную роль в построении системы оплаты за качество. Он также высказался за разработку и внедрение стандартов профессиональной деятельности учителей с непременным включением внеурочного консультирования отстающих учеников, ведением внеклассной работы, кружков для лучших учеников.

Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман рассказал об опыте реализации национальных проектов в его регионе. Председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова обратила внимание участников слушаний на то, что за рамками нацпроекта остались школьные библиотеки, учреждения дошкольного и дополнительного образования. «Фактически они находятся на обочине образовательной политики, мы рискуем потерять эти важнейшие институты защиты, воспитания и развития наших детей», – сказала председатель комитета, подчеркнув, что работники названных учреждений «и в материальном и в социальном плане должны перестать чувствовать себя ущербными и несправедливо забытыми».

На фоне всеобщей компьютеризации состояние большинства из 67 тысяч школьных библиотек, по словам Лаховой, близко к критическому. Между тем, по данным международного тестирования российских школьников в возрасте 15 лет, по уровню чтения Россия находится на 33-м месте в числе 40 развитых стран. Во многие школьные библиотеки на протяжении 15 лет не поступило ни одной художественной книги, нет и периодических изданий для детей и юношества.

По словам Лаховой, положение «можно поправить» в рамках реализации национального проекта в 2007 г. Необходимо поднять статус школьных библиотек и их сотрудников, предусмотреть средства на восстановление фондов школьных библиотек. Не менее важно предусмотреть для работников учреждений дошкольного и дополнительного образования ежегодные премии (по аналогии с премиями для лучших учителей), а также гранты для лучших учреждений.

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Валентина Иванова остановилась на проблемах конкурентоспособности российского образования. А заместитель председателя Комитета по регламенту и организации работы Госдумы Сергей Глотов предложил дополнить национальный проект программой поддержки и развития начального и среднего профобразования и высказался против сокращения бюджетных мест в вузах.

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин обозначил проблемы начального и среднего профобразования, в числе которых – слабая материальная база, не обновлявшаяся на протяжении 20 – 30 лет, неоправданно низкие зарплаты преподавателей (мастеров производства) и стипендии студентов. «Непонятно, почему 18-летний юноша должен получать стипендию в четыре раза меньше, чем студент вуза, – сказал он. – Объем и темпы финансирования начального и среднего профессионального образования не выдерживают никакой критики». Дёмин высказал также обеспокоенность тем, что в связи с армейской реформой не у всех студентов ПТУ и техникумов будет возможность закончить учебу до призыва на службу. «Необходима стратегия развития начального и среднего профобразования», – заключил он.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин отметил, что социальная образовательная политика должна включать три крупных взаимодополняющих направления: определенные гарантии всем, дополнительные гарантии нуждающимся и гранты лучшим студентам, преподавателям и вузам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте