Продолжение. Начало в №13, 14, 16-18, 20, 21, 23-25
Содержание естественно-научных дисциплинБИОЛОГИЯСТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Клетки и их функционирование:- клетка как базовый элемент живого организма; умение наблюдать и фиксировать наблюдения за структурой клетки, используя школьный микроскоп;- функции оболочки, мембраны, протоплазмы, ядра и полости клетки;- сходство и различия между клетками растений и животных;- роль процесса диффузии в обмене веществ внутри клеток и между ними;- структура амебы и эвглены;- иерархическое строение мультиклеточных организмов: от клеток к мышечной ткани, к органам, к системам, к организму.Системы скелета и мышц:- структура и функции скелета человека: поддержка, защита, движение и производство клеток крови;- биомеханика – взаимодействие между скелетом и мышцами, измерение силы, производимой различными мышцами;- функция и антагонистические действия основных групп мышц.Питание человека и система пищеварения:- структура здоровой диеты для человека: углеводы, жиры, белки, витамины, минералы, клетчатка и вода; роль каждого из этих элементов;- простые тесты пищи на крахмал, сахар, белок и жир;- подсчет количества калорий в здоровом повседневном питании;- последствия несбалансированной диеты: ожирение, голодание и болезни, вызванные нехваткой питания;- клетчатка и органы пищеварения, процесс переваривания пищи (ферменты как биологические катализаторы);- роль бактерий в системе пищеварения.Система дыхания (газообмен):- структура и функции системы газообмена у человека;- механизм дыхания – вдыхание и выдыхание воздуха легкими, модель перемещения воздуха, простейшие измерения объема легких;- значение упражнений, влияние астмы и курения на дыхательную систему.Здоровье:- влияние лекарственных средств (лекарств и психотропных веществ) на поведение и здоровье человека, в том числе на зачатие, рост и развитие человека.ЭНЕРГИЯ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Фотосинтез:- зависимость жизни на Земле от передачи и переработки солнечной энергии растениями и водорослями путем фотосинтеза;- отношения между строением и функциями листьев, включая хлоропласты и устьица;- продукты фотосинтеза и словесная формулировка уравнения фотосинтеза;- минеральное питание растений, роль нитратов;- хемосинтез в бактериях и других организмах.Дыхание клеток:- аэробное и анаэробное дыхание у живых организмов, расщепление органических молекул для обеспечения химических процессов, необходимых для жизнедеятельности организма;- словесная формулировка уравнения аэробного дыхания;- процесс анаэробного дыхания у людей и микроорганизмов, ферментация, словесная формулировка уравнения анаэробного дыхания;- разница между аэробным и анаэробным дыханием.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Отношения в экосистеме:- взаимозависимость организмов: пищевые цепи и накопление токсичных материалов;- как организмы и среда влияют друг на друга;- роль варьирования и отклонений в выживании живых существ в одной экосистеме. Значение ниш эволюционного фактора в обеспечении выживания в одной экосистеме близкородственных растений и животных.ГЕНЕТИКА И ЭВОЛЮЦИЯУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Репродукция:- репродукция человека (как примера млекопитающих): структура и функции мужской и женской репродуктивных систем, менструальный цикл, половые клетки, оплодотворение, беременность и рождение ребенка, влияние материнского образа жизни на плод через плаценту;- размножение растений: структура цветка, опыление ветром и насекомыми, оплодотворение, формирование и распространение семян и фруктов, количественные исследования некоторых механизмов их распространения;- значение опыления насекомыми в процессе размножения растений для безопасности пищи человека.Наследственность, хромосомы, ДНК и гены:- наследственность как процесс передачи генетической информации от одного поколения к другому;- простая модель хромосомы, ген и ДНК в теории наследственности; роль работ Уотсона, Крика, Вилкинса и Франклина в развитии модели ДНК;- вариативность индивидов различных видов;- процесс формирования различий между индивидами одного вида – непрерывный или прерывающийся, измерения и графическое представление различий;- межвидовые и внутривидовые различия, приводящие к конкуренции, которая ведет к адаптации;- изменения среды, приводящие к исчезновению вида, который менее приспособлен к выживанию и размножению;- использование генного банка для сохранения наследственного материала видов растений и животных, находящихся на грани исчезновения.ХИМИЯУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Чистые и загрязненные вещества:- смеси, растворы;- способы сепарации смесей: хромотография, фильтрация, выпаривание и дистилляция;- знакомство с чистыми веществами.Корпускулярная природа вещества:- свойства различных состояний веществ (твердое, жидкое, газообразное), объясняемые движением частиц: давлением газа и диффузии;- изменение состояния, объясняемое движением частиц и энергообменом.Атомы, элементы и соединения:- свойства атома, элемента и соединения;- химические символы и формулы для элементов и соединений;- сохранение массы при химических и физических изменениях.Химические реакции:- химические реакции как перегруппировка атомов;- представление химических реакций в виде формул и уравнений;- горение, термическое разложение, окисление и реакции замещения.Энергетика:- экзотермические и эндотермические химические реакции.Кислоты, щелочи и реакция нейтрализации:- определение кислоты и щелочи в терминах реакции нейтрализации;- индикаторы и шкала pH для измерения кислотно-щелочного состояния;- соль и вода как результат реакции кислоты с металлами и неметаллами.Периодическая таблица:- периодическая таблица: принцип построения; металлы и неметаллы;- как можно объяснить и предсказать химические реакции на основании периодической таблицы;- физические и химические свойства различных элементов;- химические свойства металлов и неметаллов, а также их окислов.Вещества:- порядок металлов и углерода в ряду реактивности;- использование углерода при получении металлов из окислов;- керамика, полимеры и композитные материалы.Наука о Земле:- химический состав Земли и атмосфера;- изменения атмосферы Земли с момента ее образования;- углекислый газ как продукт деятельности человека; его влияние на климат;- значение процесса утилизации.ФИЗИКАЭНЕРГИЯУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Изменения:- примеры процессов, вызывающих изменения: сила (работа = сила х расстояние; рычаги и механизмы уменьшают силу с увеличением расстояния, изменения движения, падения предмета, поворота динамо для получения света); вещество (освобождение, выпуск сжатой спирали, воспламенение топлива, соединение горячих и холодных предметов, метаболизм пищи); вибрации и волны (нагревание в результате радиации); электричество (замыкание электрической сети).Энергия и топливо:- расчеты электроэнергии приборов в киловаттах (kW) и количества калорий различных видов продуктов (по этикетке);- топливо, ресурсы топлива и обогревание.Измерение изменений:- проверка расчетов при измерении изменения энергии, связанной с упругой деформацией, движением или вибрацией предметов, нагреванием веществ и химическими изменениями, в том числе топлива;- измерение изменений в kW.ДВИЖЕНИЕ И СИЛАУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Описание движения:- скорость и количественные отношения между средней скоростью, расстоянием и временем (скорость = расстояние : время);- представление путешествия на графике: движение – время;- относительное движение: движение поезда и машины по отношению друг к другу; движение Солнца, Луны и Земли.Сила:- сила толчка или тяги, возникающая при взаимодействии двух предметов;- момент: величина силы крутящего момента и вращения;- сила, возникающая при деформации предметов, растяжении и сжатии (пружина), трении поверхностей, сопротивлении движению воздуха и воды;- сила, измеряемая в ньютонах, измерение растяжения или сжатия при изменении силы;- закон Хука;- проделанная работа и изменение энергии при деформации;- сила притяжения, действующая на расстоянии на Земле и в космосе.Силы давления:- атмосферное давление, уменьшающееся с увеличением высоты по причине уменьшения столба воздуха над предметом;- давление жидкостей, увеличение его с глубиной погружения; эффекты выталкивания, плавающие и тонущие объекты;- давление, измеряемое отношением силы, действующей на поверхность во всех направлениях.Баланс сил:- противоположные силы и равновесие: вес, удерживаемый пружиной или сопротивлением деформированной поверхности;Сила и движение:- сила, необходимая для остановки или начала движения предметов, или для изменения их скорости или направления движения;- изменения значения силы, которые зависят от ее направления и размера.ВОЛНЫУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Наблюдаемые волны:- волны на воде как колебания, которые перемещаются в водной среде, отражаются, складываются или взаимно гасятся.Звуковые волны:- частота звуковых волн, измеряемая в герцах (Hz); эхо, отражение и поглощение звука;- скорость звука в воздухе;- звук, производимый вибрацией предметов, в громкоговорителях, улавливаемый микрофоном и барабанными перепонками уха; длина звуковых волн;- слуховой диапазон.Энергия и волны:- звуковые волны, переносящие энергию: применение ультразвука для очистки и физиотерапии; для переноса энергии и информации при конверсии микрофоном звуковых сигналов в электрические;Световые волны:- сходство и различия между светом и волнами в среде;- распространение световых волн в вакууме, скорость света;- прохождение света через различные вещества: поглощение, рассеивание и зеркальное отражение света;- преломление света, фокусирование света выпуклой линзой и глазом человека;- перенос энергии светом, вызывающий химические и электрические реакции; фоточувствительный материал в сетчатке глаза и фотокамерах;- цвет и различная частота света, белый свет и призмы, различные цветовые эффекты при поглощении света и диффузном отражении.ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Электрический ток:- электрический ток, измеряемый амперами, в последовательных и параллельных цепях, а также в домашних условиях;- электрический ток как поток зарядов;- напряжение, измеряемое в вольтах, характеристики источников тока и электрических ламп; сопротивление как отношение напряжения к току, измеряемое в омах;- различия в сопротивлении между проводниками и изоляторами.Статическое электричество:- поляризация позитивных и негативных зарядов при трении предметов друг о друга: перенос электронов, силы, действующие между заряженными предметами;- понятие об электрическом поле, силах, действующих в пространстве между предметами, не находящимися в контакте.Магнетизм:- магнитные полюса, притяжение и отталкивание;- магнитные поля при работе с компасом, представление их в виде магнитных линий;- Земной магнетизм, компас и навигация;- магнитный эффект тока, электромагнитов, электродвигателей постоянного тока.ВЕЩЕСТВОУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Физические изменения:- сохранение и потеря вещества и массы при таянии, замерзании, испарении, возгонке, конденсации, растворении;- сходство и различия между твердыми, жидкими и газообразными веществами;- броуновское движение газов;- диффузия в жидкостях и газах, вызванная разницей в концентрации вещества;- разница между химическими и физическими изменениями.Частицы:- различия в упорядочении, движении и совместном расположении частиц, объясняющие изменение состояния, формы и плотности;- атомы и молекулы как частицы;- переходное состояние «вода-лед», объясняемое структурными изменениями.Энергия вещества:- изменения движения и расположения частиц в пространстве в зависимости от температуры;- внутренняя энергия, которая содержится в веществах и материалах.Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙПродолжение следует
Комментарии