search
main
0

Национальные стандарты Британии. Учебная программа по естествознанию

Продолжение. Начало в №13, 14, 16-18, 20, 21, 23-25

Содержание естественно-научных дисциплинБИОЛОГИЯСТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Клетки и их функционирование:-    клетка как базовый элемент живого организма; умение наблюдать и фиксировать наблюдения за структурой клетки, используя школьный микроскоп;-    функции оболочки, мембраны, протоплазмы, ядра и полости клетки;-    сходство и различия между клетками растений и животных;-    роль процесса диффузии в обмене веществ внутри клеток и между ними;-    структура амебы и эвглены;-    иерархическое строение мультиклеточных организмов: от клеток к мышечной ткани, к органам, к системам, к организму.Системы скелета и мышц:-    структура и функции скелета человека: поддержка, защита, движение и производство клеток крови;-    биомеханика – взаимодействие между скелетом и мышцами, измерение силы, производимой различными мышцами;-    функция и антагонистические действия основных групп мышц.Питание человека и система пищеварения:-    структура здоровой диеты для человека: углеводы, жиры, белки, витамины, минералы, клетчатка и вода; роль каждого из этих элементов;-    простые тесты пищи на крахмал, сахар, белок и жир;-    подсчет количества калорий в здоровом повседневном питании;-    последствия несбалансированной диеты: ожирение, голодание и болезни, вызванные нехваткой питания;-    клетчатка и органы пищеварения, процесс переваривания пищи (ферменты как биологические катализаторы);-    роль бактерий в системе пищеварения.Система дыхания (газообмен):-    структура и функции системы газообмена у человека;-    механизм дыхания – вдыхание и выдыхание воздуха легкими, модель перемещения воздуха, простейшие измерения объема легких;-    значение упражнений, влияние астмы и курения на дыхательную систему.Здоровье:-    влияние лекарственных средств (лекарств и психотропных веществ) на поведение и здоровье человека, в том числе на зачатие, рост и развитие человека.ЭНЕРГИЯ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Фотосинтез:-    зависимость жизни на Земле от передачи и переработки солнечной энергии растениями и водорослями путем фотосинтеза;-    отношения между строением и функциями листьев, включая хлоропласты и устьица;-    продукты фотосинтеза и словесная формулировка уравнения фотосинтеза;-    минеральное питание растений, роль нитратов;-    хемосинтез в бактериях и других организмах.Дыхание клеток:-    аэробное и анаэробное дыхание у живых организмов, расщепление органических молекул для обеспечения химических процессов, необходимых для жизнедеятельности организма;-    словесная формулировка уравнения аэробного дыхания;-    процесс анаэробного дыхания у людей и микроорганизмов, ферментация, словесная формулировка уравнения анаэробного дыхания;-    разница между аэробным и анаэробным дыханием.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Отношения в экосистеме:-    взаимозависимость организмов: пищевые цепи и накопление токсичных материалов;-    как организмы и среда влияют друг на друга;-    роль варьирования и отклонений в выживании живых существ в одной экосистеме. Значение ниш эволюционного фактора в обеспечении выживания в одной экосистеме близкородственных растений и животных.ГЕНЕТИКА И ЭВОЛЮЦИЯУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Репродукция:-    репродукция человека (как примера млекопитающих): структура и функции мужской и женской репродуктивных систем, менструальный цикл, половые клетки, оплодотворение, беременность и рождение ребенка, влияние материнского образа жизни на плод через плаценту;-    размножение растений: структура цветка, опыление ветром и насекомыми, оплодотворение, формирование и распространение семян и фруктов, количественные исследования некоторых механизмов их распространения;-    значение опыления насекомыми в процессе размножения растений для безопасности пищи человека.Наследственность, хромосомы, ДНК и гены:-    наследственность как процесс передачи генетической информации от одного поколения к другому;-    простая модель хромосомы, ген и ДНК в теории наследственности; роль работ Уотсона, Крика, Вилкинса и Франклина в развитии модели ДНК;-    вариативность индивидов различных видов;-    процесс формирования различий между индивидами одного вида – непрерывный или прерывающийся, измерения и графическое представление различий;-    межвидовые и внутривидовые различия, приводящие к конкуренции, которая ведет к адаптации;-    изменения среды, приводящие к исчезновению вида, который менее приспособлен к выживанию и размножению;-    использование генного банка для сохранения наследственного материала видов растений и животных, находящихся на грани исчезновения.ХИМИЯУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Чистые и загрязненные вещества:-    смеси, растворы;-    способы сепарации смесей: хромотография, фильтрация, выпаривание и дистилляция;-    знакомство с чистыми веществами.Корпускулярная природа вещества:-    свойства различных состояний веществ (твердое, жидкое, газообразное), объясняемые движением частиц: давлением газа и диффузии;-    изменение состояния, объясняемое движением частиц и энергообменом.Атомы, элементы и соединения:-    свойства атома, элемента и соединения;-    химические символы и формулы для элементов и соединений;-    сохранение массы при химических и физических изменениях.Химические реакции:-    химические реакции как перегруппировка атомов;-    представление химических реакций в виде формул и уравнений;-    горение, термическое разложение, окисление и реакции замещения.Энергетика:-    экзотермические и эндотермические химические реакции.Кислоты, щелочи и реакция нейтрализации:-    определение кислоты и щелочи в терминах реакции нейтрализации;-    индикаторы и шкала pH для измерения кислотно-щелочного состояния;-    соль и вода как результат реакции кислоты с металлами и неметаллами.Периодическая таблица:-    периодическая таблица: принцип построения; металлы и неметаллы;-    как можно объяснить и предсказать химические реакции на основании периодической таблицы;-    физические и химические свойства различных элементов;-    химические свойства металлов и неметаллов, а также их окислов.Вещества:-    порядок металлов и углерода в ряду реактивности;-    использование углерода при получении металлов из окислов;-    керамика, полимеры и композитные материалы.Наука о Земле:-    химический состав Земли и атмосфера;-    изменения атмосферы Земли с момента ее образования;-    углекислый газ как продукт деятельности человека; его влияние на климат;-    значение процесса утилизации.ФИЗИКАЭНЕРГИЯУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Изменения:-    примеры процессов, вызывающих изменения: сила (работа = сила х расстояние; рычаги и механизмы уменьшают силу с увеличением расстояния, изменения движения, падения предмета, поворота динамо для получения света); вещество (освобождение, выпуск сжатой спирали, воспламенение топлива, соединение горячих и холодных предметов, метаболизм пищи); вибрации и волны (нагревание в результате радиации); электричество (замыкание электрической сети).Энергия и топливо:-    расчеты электроэнергии приборов в киловаттах (kW) и количества калорий различных видов продуктов (по этикетке);-    топливо, ресурсы топлива и обогревание.Измерение изменений:-    проверка расчетов при измерении изменения энергии, связанной с упругой деформацией, движением или вибрацией предметов, нагреванием веществ и химическими изменениями, в том числе топлива;-    измерение изменений в kW.ДВИЖЕНИЕ И СИЛАУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Описание движения:-    скорость и количественные отношения между средней скоростью, расстоянием и временем (скорость = расстояние : время);-    представление путешествия на графике: движение – время;-    относительное движение: движение поезда и машины по отношению друг к другу; движение Солнца, Луны и Земли.Сила:-    сила толчка или тяги, возникающая при взаимодействии двух предметов;-    момент: величина силы крутящего момента и вращения;-    сила, возникающая при деформации предметов, растяжении и сжатии (пружина), трении поверхностей, сопротивлении движению воздуха и воды;-    сила, измеряемая в ньютонах, измерение растяжения или сжатия при изменении силы;-    закон Хука;-    проделанная работа и изменение энергии при деформации;-    сила притяжения, действующая на расстоянии на Земле и в космосе.Силы давления:-    атмосферное давление, уменьшающееся с увеличением высоты по причине уменьшения столба воздуха над предметом;-    давление жидкостей, увеличение его с глубиной погружения; эффекты выталкивания, плавающие и тонущие объекты;-    давление, измеряемое отношением силы, действующей на поверхность во всех направлениях.Баланс сил:-    противоположные силы и равновесие: вес, удерживаемый пружиной или сопротивлением деформированной поверхности;Сила и движение:-    сила, необходимая для остановки или начала движения предметов, или для изменения их скорости или направления движения;-    изменения значения силы, которые зависят от ее направления и размера.ВОЛНЫУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Наблюдаемые волны:-    волны на воде как колебания, которые перемещаются в водной среде, отражаются, складываются или взаимно гасятся.Звуковые волны:-    частота звуковых волн, измеряемая в герцах (Hz); эхо, отражение и поглощение звука;-    скорость звука в воздухе;-    звук, производимый вибрацией предметов, в громкоговорителях, улавливаемый микрофоном и барабанными перепонками уха; длина звуковых волн;-    слуховой диапазон.Энергия и волны:-    звуковые волны, переносящие энергию: применение ультразвука для очистки и физиотерапии; для переноса энергии и информации при конверсии микрофоном звуковых сигналов в электрические;Световые волны:-    сходство и различия между светом и волнами в среде;-    распространение световых волн в вакууме, скорость света;-    прохождение света через различные вещества: поглощение, рассеивание и зеркальное отражение света;-    преломление света, фокусирование света выпуклой линзой и глазом человека;-    перенос энергии светом, вызывающий химические и электрические реакции; фоточувствительный материал в сетчатке глаза и фотокамерах;-    цвет и различная частота света, белый свет и призмы, различные цветовые эффекты при поглощении света и диффузном отражении.ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Электрический ток:-    электрический ток, измеряемый амперами, в последовательных и параллельных цепях, а также в домашних условиях;-    электрический ток как поток зарядов;-    напряжение, измеряемое в вольтах, характеристики источников тока и электрических ламп; сопротивление как отношение напряжения к току, измеряемое в омах;-    различия в сопротивлении между проводниками и изоляторами.Статическое электричество:-    поляризация позитивных и негативных зарядов при трении предметов друг о друга: перенос электронов, силы, действующие между заряженными предметами;-    понятие об электрическом поле, силах, действующих в пространстве между предметами, не находящимися в контакте.Магнетизм:-    магнитные полюса, притяжение и отталкивание;-    магнитные поля при работе с компасом, представление их в виде магнитных линий;-    Земной магнетизм, компас и навигация;-    магнитный эффект тока, электромагнитов, электродвигателей постоянного тока.ВЕЩЕСТВОУчащимся необходимо дать следующие знания и умения.Физические изменения:-    сохранение и потеря вещества и массы при таянии, замерзании, испарении, возгонке, конденсации, растворении;-    сходство и различия между твердыми, жидкими и газообразными веществами;-    броуновское движение газов;-    диффузия в жидкостях и газах, вызванная разницей в концентрации вещества;-    разница между химическими и физическими изменениями.Частицы:-    различия в упорядочении, движении и совместном расположении частиц, объясняющие изменение состояния, формы и плотности;-    атомы и молекулы как частицы;-    переходное состояние «вода-лед», объясняемое структурными изменениями.Энергия вещества:-    изменения движения и расположения частиц в пространстве в зависимости от температуры;-    внутренняя энергия, которая содержится в веществах и материалах.Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙПродолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте