Каковы перспективы высшего педагогического образования в России? Нужно ли оно вообще, или, может быть, классические университеты способны готовить педагогов более качественно? Об этом наш разговор с ректорами региональных педвузов России.
Людмила РЕДЬКО, ректор Ставропольского педагогического института: Не стройте мост вдоль реки
Сегодня стало привычным утверждение, что педагогические вузы легко заменить и в школьные классы можно направить любого специалиста с дипломом. Авторы таких идей не задумываются, что только в квалификационных характеристиках педагога есть обращение к его человеческим, личностным качествам. Во всех остальных квалификационных характеристиках достаточно того, чтобы человек был просто хорошим профессионалом. У нас человек бездуховный и бессовестный, не желающий дальше учиться, не может быть учителем. Эта сторона подготовки специалистов всегда была самой сильной в педагогических вузах. Именно поэтому наши выпускники сегодня работают везде – в сферах управления, в сферах государственной власти, в правоохранительных структурах, и они нужны всем. В остальных вузах учительская специальность, как правило, вторична, дополнительна к основной, и отношение к ней соответствующее. В национальном проекте названа приоритетной задачей воспитательная работа. Где еще, в каких образовательных учреждениях, по каким, если не по нашим, учебникам будут учить для этого специалистов?! Кто пойдет работать воспитателем в детский сад, в детскую комнату милиции, кто будет работать в детских домах, в интернатах для слабослышащих, глухих, девиантных детей, в детских приемниках, с одаренными детьми, у которых все не так просто с их характерами и психикой?! Это, как правило, только выпускники наших вузов. А кто сможет адаптировать более двух миллионов (по официальной статистике) бездомных детей, которые уже сегодня стали национальной проблемой?! Кто-то ведь должен как-то с ними работать, адаптировать их к жизни в обществе, чтобы они «не съели» наших грамотных детей. Недавно по ТВ показывали умильную картинку, когда 80-летнюю преподавательницу математики почти носят в школу, потому что годами математики в этой школе не было. Какими способами можно прекратить отток молодых специалистов из школы? Пытаться решить проблему нехватки учителей только подготовкой все новых и новых кадров – это строить мост вдоль реки. Нам нужно принципиально по-другому планировать работу с теми, кто уже работает, по-новому их аттестовывать, создавать компьютерные программы, которые способны осилить люди в возрасте. Среди грантов обязательно должны быть те, что присуждаются за верность школе, за верность детям. Если выход из проблемы там, где вход, то нам все равно придется этот вход искать самим. Поэтому нужно создавать те системы высшего педагогического образования, которые будет поддерживать население. Это значит, что образование должно быть дешевым, вариативным, доступным, выгодным заказчику. Мы 15 лет назад такое начали делать и создали у себя сначала двух-, а теперь уже и трехуровневый вуз с компетентностными подходами и с несколькими дипломами. Сегодня эта система настолько выгодна жителям края, что вуз вырос в семь раз. Мы вообще не выпускаем троечников. Наши выпускники легко находят работу, потому что у них две-три специальности, два-три диплома, которые они получают в процессе получения высшего педагогического образования. На высшем уровне учится студентов вдвое меньше, чем поступают на первый курс, и только отличники обучаются за бюджетные деньги.
Валерий ДАНИЛЬЧУК, ректор Волгоградского педагогического университета: Главное – не утратить педагогическую культуру
Высшее педагогическое образование – национальное достояние России, и его нужно развивать. Попытки свести педобразование к предметному, университетскому чревато утратой его профессиональной сущности, и обществу, которое долго шло к созданию такого образования, придется, скорее всего, проделать этот путь заново. Об этом уже свидетельствует опыт отдельных регионов и стран. Подлинное профессиональное мастерство педагога состоит в том, чтобы ученик сам, при незаметной поддержке педагога, учитывающего его возрастные закономерности развития, приходил к собственным выводам и получли живое знание. Словом, современная педагогическая деятельность так сложна и профессиональна, что какая-либо попутная подготовка к ней посредством двух-трех курсов, добавленных к университетскому стандарту, практически невозможна. Утратив педагогическую культуру, мы рискуем потерять и всякую остальную. Педагогическое образование в России занимает достойное место, и есть очень много замечательных вузов учительницы – наши выпускницы – в свое время спасли Россию, не дали опуститься ей еще ниже. Правда, ни один педуниверситет не попал в список инновационных вузов, но, я думаю, это проявление определенного скептицизма по отношению к педагогическому образованию. Кто дает информацию о том, что только 30% выпускников педвузов идет работать в школы, когда на самом деле их от 50 до 80%?! О Волгоградском педуниверситете говорят, что на работу в школы идут 35% выпускников. А ведь это число тех, кто идет на работу только в сельские школы. А 40% выпускников устраиваются работать в городские школы, а 30-35% ежегодно идут служить в армию офицерами, потому что в нашем вузе нет военной кафедры. А социальные работники и социальные педагоги идут на работу по специальности туда, где есть потребность в них.
Юрий ДАВЫДОВ, президент Пятигорского лингвистического университета: Верните людям государственные гарантии!
Когда речь идет о педагогических вузах, мы должны обратить внимание Государственной Думы РФ на необходимость существенных поправок в Закон «Об образовании». Ну как считать правомерным исключение 122-м законом положения об обеспечении права граждан на выбор общеобразовательного учреждения? Раньше это было обязанностью, теперь нет. Как можно считать нормальным после того, как президент говорит о возвращении обязательного полного среднего образования, на местные органы власти не возложена задача по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях?! Кроме того, из Закона «Об образовании» исключена решающая 40-я статья «Государственные гарантии и приоритетность образования». Как можно говорить о Болонском процессе, если нет государственных гарантий и приоритетности образования. Я считаю, что мы можем и должны остро поставить вопрос о необходимости доработок 122-го закона, потому что он нарушает около 10 статей Конституции РФ. Например, ее 7-я статья определяет Россию как социальное государство, статья 55-я запрещает принимать законы, ухудшающие положение граждан. Конституционный суд РФ обратил внимание на правомерность приостановления Государственной Думой РФ действия статей об уровне заработной платы работников образования. Вместо того чтобы Правительству РФ принять меры для реализации этих статей, Государственная Дума РФ берет их и исключает, чтобы выполнить решение Конституционного суда. В современных условиях качество образования во многом связано с доступом к информационным ресурсам. Сегодня только 11% преподавателей имеют компьютеры, доступ в интернет. Мы говорим о налогах на землю и на имущество, но в Законе «Об образовании» (статья 39 пункт 1) написано: земля дается вузам в бесплатное и бессрочное пользование. Если бы было сказано, что образовательное учреждение наделяется землей бесплатно, это одно, но там написано, что дается в бесплатное и бессрочное пользование. Таким образом, вместо того чтобы бороться за оптимизацию налоговых поступлений, нужно поставить вопрос о незаконности постановки вопроса о налогах. Нам нужен образовательный кодекс, в котором будут прописаны соответствующие статьи, исключенные из Закона «Об образовании».
Виктор МАКУШКИН, ректор Мордовского пединститута: Мы воспитываем гражданина
Нам все время дают данные о количестве выпускников педвузов, которые идут в средние школы, а ведь они работают еще и в профессионально-технических училищах, в детских учреждениях, в дошкольных учреждениях, с детьми-сиротами, бездомными детьми, не имеющими определенного места жительства. Словом, педагогические вузы нужно оценивать еще и как воспитателей гражданина с самого раннего возраста. Нам говорят, что нужно удовлетворять потребности школы, а кто подсчитал, сколько нужно педагогических кадров другим организациям? Мы сотрудничаем с милицией, поставляя ей педагогов, здесь непочатый край работы, ведь количество детей-бродяжек, не посещающих школу, приближается к двум миллионам. Надо настаивать на более четких требованиях к педвузам, определиться, как объективно оценивать нашу работу. Нас проверял Рособрнадзор, мы до университетского статуса не дошли, но когда я смотрю рейтинг, наш вуз там 36-й, и за нами – 19 педуниверситетов и три академии. Требования не должны быть разными, результаты проверок и выводы по ним должны совпадать с рейтингами. Как же иначе?! Мы много говорим о качестве обучения, в это прежде всего подготовленность кадров, материальной базы и хорошие, современные педагогические технологии. Если этого нет, все превращается в пустые разговоры. Но педагогические вузы получают куда меньше средств, чем университеты. Классические университеты ведут занятия в три смены, а мы с 1993 года – в одну. У них старые компьютеры, а у нас – последней модели 2002 года. В классических университетах преподаватели имеют солидный возраст, близкий к пенсионному или превышающий его. У нас средний возраст педагогов 33 года – спасибо московским вузам, которые их нам подготовили. Остепененность у нас 69%, у университета – ниже. Тогда зачем нас заставляют объединяться? В стране, по сведениям Рособрнадзора, более 3000 вузов вместе с филиалами. Надо ли нам столько высших учебных заведений, и откуда у этих вузов возьмется такое количество квалифицированных педагогов, откуда возьмется качество? Разве прибавилось число молодых профессоров, разве в четыре раза увеличилось количество аспирантов? Поэтому, когда мы говорим о качестве, мы тоже должны оперировать цифрами и фактами, обладая ими и используя как аргумент в споре. На мой взгляд, а я работал 26 лет в университете первым проректором и уже 14 лет работаю ректором педагогического института, педагогическое образование не только самый эффективный вид образования, но, если говорить честно, самый дешевый.
Комментарии