Иная слава солнца,
иная – звезд…
Каждый народ – большой он или малый – велик в своей национальности, в своем языке
индийской философской системе джайнизма есть понятие “ахимсы”, то есть “непричинения вреда”. Его блюстители – джайнские монахи-аскеты – доходят до таких крайностей, как всенепременные марлевая повязка на лице и веник в руках, – не приведи Вседержитель случайно погубить летающее или ползающее насекомое.
Обыкновенно крайностями называются вещи, в обычной будничной жизни неприемлемые, абсурдные, и потому редко кто пристально всматривается в таковые. А ведь что такое крайность? Разве она не присутствует даже в личной повседневности? На языке тофаларов (тофы, или тофалары – небольшая народность, проживающая в Восточных Саянах) слово “губы” в буквальном переводе звучит как “края, берега рта”. Наши губы – тоже своеобразная крайность, но ведь не относимся же мы к ним с пренебрежением, с невниманием.
Губы – чувствилище. Они – пробующие, чувствующие, различающие, соединяющие. Поцелуй – верх их усилий. Он есть уже преддверие к зарождению нового мира, то есть к созданию, рождению Истины. Так что в своих крайностях джайны гораздо ближе к истине, чем каждый из нас, идущих по дороге жизни твердо, печатающим шагом и мало заботящихся о непричинении вреда не только ползающим и летающим, но и себе подобным.
Мы мало ценим друг друга, мало знаем, мало любим, тем самым нарушая ахимсу христианскую, выраженную в простых словах: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. И в первую очередь мы мало ценим главное своеобразие человека – свою и чужую национальность, свой и чужой национализм.
Понятие духовного национализма впервые введено и раскрыто русским философом Иваном Александровичем Ильиным (1883-1954). Он писал, в частности: “В национальном чувстве – источник духовного достоинства: национального, а чрез то – и своего, личного. Национализм открывает человеку глаза на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство: ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему”.
Вклад каждого народа – большого или малого – в общечеловеческую копилку осуществим только через его национальное, через его язык. Так учит Ильин. И поэтому, говоря о национальной школе (и, в частности, о русской школе как национальной), обойти идеи Ильина было бы непростительно.
– Верно, Юрий Трофимович?
Обращаюсь к составителю собрания сочинений Ивана Ильина, выходящего сейчас в издательстве “Русская книга”, Ю.Т. Лисице. По специальности Юрий Трофимович – математик, автор более сорока печатных работ в области топологии – высшей геометрии, по сердечной привязанности – исследователь творчества Ивана Ильина.
– Верно. И вот почему. Действительно, мы все разные. Живем в разных климатических условиях. Говорим на разных языках. Даже на уровне материальном есть своеобразие и отличия. Я, например, до своей поездки в Югославию считал, что украинская кухня – самая богатая. Как о ней писали Гоголь, Квитка-Основьяненко! Сколько в ней перемен, сколько различных блюд!.. И вдруг в Югославии я увидел, что из тех же, что на Украине, продуктов делаются совершенно другие блюда.
Мы разные. Ильин писал: “Каждый народ имеет инстинкт, данный ему от природы (и это значит – и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца. У каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. У каждого народа иной и особый душевный уклад и духовно-творческий акт. И у каждого народа особая, национально-зарожденная, национально-выношенная и национально-выстраданная культура. И это хорошо. Это прекрасно”.
Ильин часто опирается на евангельские слова: “Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд: и звезда от звезды разнится в славе”. Он говорит: “Мысль – упразднить это богатство исторического сада Божия, свести все к мертвому единообразному штампу, к “униформе”, к равенству песка могла бы зародиться только в больной душе”. Были же попытки стереть языковые различия и создать единый язык – эсперанто и т.п. Была идея ликвидации полов. Мир устроен так, что есть два противоположных пола. Их соединение дает семью и дает потомство. Но находятся люди, которые говорят: нет, ничего подобного, возможно существование семей однополых. И они ничем не хуже двуполых. Ильин такой философ, который очень грамотно возвращает все на круги своя.
– Каким образом Ильин заинтересовал вас?
– Все дело в том, что по отцу я – украинец, а по матери – русский. Учился в украинской школе. Очень хорошо знаю украинскую литературу. Моя украинская стать была для меня очевидна. Но я задавал себе вопрос: а что же во мне есть русского? Не так просто было ответить. И когда я познакомился с работами Ильина, я отождествил свою русскость с его мыслями, с его языком, с его мироощущением. Фактически я был украинским националистом, а теперь стал русским националистом. В ильинском, христианском понимании этого слова.
– А с чем вы отождествляли и отождествляете свою украинскость?
– С Предметными, то есть наиболее высокими в Духе вещами. Как-то в Югославии один мой коллега-математик привез меня на могилу черногорского царя и поэта Петра Негоша и сказал, что они, черногорцы, отождествляют свою национальность с творчеством Негоша. Я же свою украинскость нахожу в стихах гениального украинского поэта Евгения Плужника. Это украинский Шекспир. Судьба у него была тяжелая. Он умер в 1937 году на Соловках…
– В это же время там находился русский философ Павел Флоренский. Может быть, они даже встречались…
– Может быть… Он очень страдал, болел. Господь послал ему тяжкое испытание – туберкулез. Но Плужник не обозлился на мир, а самоуглубился. И в стихах вышел на философский, тютчевский уровень постижения мира. Одно из его стихотворений я перевел на английский язык. И как был рад услышать от английской читательницы, что в поэзии Плужника присутствует такая красота, ради обретения которой она согласилась бы прожить жизнь, подобную его трагической жизни.
– Вы не могли бы прочитать это стихотворение Плужника?
– Хорошо. Слушайте:
Цiлий день якийсь непевний настрiй,
Почуття велико[[questiondown]] утрати.
Двi морозом знiмученi айстри
Ти з садка принесла до кiмнати.
I коли цi напiвмерлi квiти
Ти менi на книжку положила,
Я вiдчув, як притiкавший звiдти
Смертний холод перебiг по жилам.
I весь день гнiтить мене сьогоднi
Почуття утрати, чи розлуки.
I чогось думки такi холоднi
I чогось такi холоднi руки.
… Беру в руки томик стихов Евгения Плужника, открываю наугад, читаю:
…Так дерева, вiдцвiвши навеснi,
Тiльки на те годують соком вiти,
Щоб в днi серпневi, теплi та яснi,
Упав на землю овоч соковитий.
– !..
– В поэзии Плужника для меня воплощается то, что называется истинным, духовным национализмом. Для Украины Плужник поэт такого ранга, как для России философ Ильин.
– Вы считаете, что Предметное, в Предмете творчество для государства есть одна из главных опор собственного, национального самостроительства?
– Именно так. Но нужно подробнее обьяснить, что есть, по Ильину, Предмет, Предметность. Это – духовное, премирное, это нематериальное, это не временное, не пространственное, но то, что вне времени, вне пространства, выше их. И это есть в каждом народе. Почему англичанка так эмоционально восприняла стихи Плужника? Потому что выросла на Шекспире, и эту глубину, эту духовность, эту премирность понимает и чувствует. Даже в переводе.
– Тогда задачей всякой национальной школы становятся прививание и воспитание вкуса к Высокому, к Предметному.
– Это возможно, только когда уровень учителя станет Предметно-Высоким, то есть духовно наполненным. Такой учитель не сможет слепо следовать методикам, разработанным другими людьми. Он будет духовно жить в Предмете, духовно в Нем расти, во всем находить высший смысл и отметать вещи, которые к этому смыслу не имеют отношения, частные вещи. Я бы очень советовал учителю обратиться к творчеству Ильина, в частности, к трем его статьям под общим заголовком “О воспитании в грядущей России” из книги “Наши задачи”.
– Для Ильина Предметные вещи не только индивидуальное творчество, но и творчество народное. Он советует читать с детьми сказки своего народа, петь песни своего народа, говорить о национальных героях и святых. И только тогда ребенок как сформировавшееся национальное существо будет готов впитать в себя ино-национальное?..
– Главное, чтобы национальное входило в формирующегося человека естественно, как само собой разумеющееся. Что, собственно, не приемлет христианский, духовный национализм? Навязывание другой природы и другой воли. Сейчас появился новый тип людей – это коммивояжеры. Они подходят к вам на улице, навязывают купить какие-то вещи, продукты. Вы заметили, как они говорят? В их речи нет чувств, вообще нет никаких оттенков. Нейтрально говорят. Словно роботы. И текст неживой, заученный. А если вам навязывают отличный от вашего, от вашей природы, стиль жизни? Я это называю противоволей. Надо мной хотят сделать насилие. Стань другим, не таким, каков ты есть по своей природе, по своей национальности. Но я другой. Я русский. Моя природа – быть в сердечном созерцании. Я люблю говорить о смысле жизни. Вдумываться в каждое ее проявление. Хочу, чтобы мой труд был наполнен смыслом, осмыслен.
– О подобных вещах спорят мальчики Достоевского. И в таком духовном споре – высший смысл их жизни…
– Именно. Запад же сегодня за свое материальное благополучие поступился главным – Духовным, Предметным. Люди там не имеют права говорить на очень многие темы. Ну, в частности, на тему, о которой мы сейчас с вами говорим, – о национализме. Им запрещено говорить о своей вере. Религия, мол, это частное дело. Идите в свою церковь и там молитесь. Там много таких негласных запретов. Вы представляете, во что превратились там люди? Они живут в какой-то духовной тюрьме. Об этом часто говорят наши эмигранты, которые живут во Франции. Люди там очень регламентированы. Они сводят свою жизнь к деланию денег, оплачиванию счетов и т.п. Их разговоры – разговоры ни о чем.
– В чем же Предмет национализма русского народа?
– В духовной однородности, при которой люди понимают друг друга не только на языковом уровне, но на уровне идей, чувств, восприятий, волевых действий, на уровне сердца, ведь, по Ильину, – русский народ есть народ сердечного созерцания.
Александр ФУРСОВ
Многообразие и общность
На Северном Кавказе создан новый Российский научно-методический центр начального образования.
лом тоталитарной системы раскрепостил энергию народов, всколыхнулось их национальное самосознание, возросло стремление к свободной, суверенной жизни. И это неудивительно. Культурная многоукладность, национальная специфика долгое время игнорировались, заменялись всеобщей, единой культурной моделью общества. С этой доктриной культуры все ясно. Ее односторонность и идеологичность очевидны. Подавление многообразия всегда пагубно. Но наше общество порой подвержено впаданию из одной крайности в другую. И теперь под национальной культурой часто понимается только то, что отличает один этнос от другого. Порой игнорируется тот факт, что многообразие культурных миров не устраняет общечеловеческого содержания культуры. Сегодня важны поиски исторически конкретного проявления многообразия и общности духовных ценностей.
В фундаменте российской национальной школы должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общечеловеческого, позволяющий учащемуся-билингву в процессе обучения глубоко чувствовать свою принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и субьектом мировой цивилизации.
Сегодня национальная школа, отражающая национально-политические процессы общества, связанные с возрождением этнических интересов и ростом самосознания народов РФ, переходит к принципиально новому этапу своего развития. Его главная черта – возрастание роли национальной культуры в содержании образования.
Решению проблем национальной школы призван послужить новый Российский научно-методический центр начального образования, созданный на базе факультета педагогики и методики начального обучения Карачаево-Черкесского госпедуниверситета в городе Карачаевске.
Наивно было бы предполагать, что в наше время в условиях кризисного состояния системы образования, в условиях острой недостачи финансовых ресурсов легко сложится и заработает новый научно-методический центр общероссийского масштаба. Он формировался буквально на голом месте при полном отсутствии аудиторного фонда, литературы, инфраструктуры в целом, при остром дефиците высококвалифицированных специалистов. Другими словами, не было ничего, кроме права на создание такого центра. Без преувеличения это право можно назвать историческим шансом, выпавшим маленькому провинциальному городку. И этот шанс был реализован, претворен в жизнь благодаря труду энтузиастов от нивы просвещения. Среди них особое место принадлежит декану факультета, кандидату экономических наук доценту М.И.Узденову.
Есть люди, от которых загораешься энергией, рядом с такими невозможно работать спустя рукава, даже если не платят зарплату, даже если теряешь надежду на достижение цели, на успех задуманного дела. К таким людям относится Магомет Ильясович Узденов.
Под его руководством формировались новые кафедры: методики начального обучения, педагогики и психологии начального обучения, русского языка и методики его преподавания в начальных классах, математики и методики ее преподавания в начальных классах, природоведения, искусствоведения.
Задача с самого начала заключалась в том, чтобы каждая из этих кафедр факультета формировалась как новое научно-методическое и учебное звено на Северном Кавказе, да и во всей стране, по своему циклу научных дисциплин. Такая задача оказалась по плечу коллективу факультета.
На сегодняшний день кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах располагает значительной базой научно-методических исследований по теории и методике обучения русскому языку и литературе в национальных школах Российской Федерации.
На базе кафедры педагогики и психологии начального обучения в 1996 году успешно прошла всероссийская теоретическая конференция “Семейная этнопедагогика и современная национальная школа”.
Еще одним весьма важным показателем, свидетельствующим о динамике и дальнейших перспективах центра, являются выпущенные в свет новые монографии, учебники, учебные хрестоматии и учебно-методические пособия.
Георгий ГОГОБЕРИДЗЕ, заведующий кафедрой Карачаево-Черкесского госпедуниверситета
Черкесск
Комментарии