search
main
0

Национальная школа

Образование в Татарстане – стратегическое направление в будущее

Года два назад один правительственный чиновник республики на встрече с представителями политических движений в Самаре, отвечая на вопрос, почему правительство не поддерживает создание национальных школ, в частности татарских, за пределами Татарстана, в популистском запале сказал: “А зачем? Татарстан-то рядом”. К всеобщему благу, от этого ретивого чиновника уже давно ничего не зависит – он сошел с дистанции. А национальные школы продолжают открываться и в Самарской, и в Ульяновской областях, как и в других, где в этом ощущается потребность.

И, будучи в командировке в Татарстане, я не преминула поинтересоваться у министра образования Фариса Фахразовича Харисова, координируется ли деятельность татарских школ, открытых в других регионах. Он ответил утвердительно. Плодотворно работают так называемые языковые летние лагеря, где дети из разных регионов имеют возможность практиковаться в родном языке. Национальные же школы – чувашские, марийские – открываются, если появляется на них спрос.

В 1990 году в республике была принята Декларация о государственных языках, коими признаны русский и татарский. Сегодня 97 процентов детей обучаются татарскому языку. Шесть процентов русских школьников свободно владеют татарским языком, что, по мнению министра, хорошо. При этом приоритетным они считают изучение иностранного, затем русского и в последнюю очередь татарского языка.

Как оценивают свою квалификацию учителя татарского языка? 50 процентов считают ее удовлетворительной, 50 – хорошей. Подготовка учителей татарского языка наряду с иностранным идет в педколледжах, педуниверситетах, в Татарском государственном гуманитарном институте. За три ближайших года, по прогнозам, школы будут обеспечены учителями национального языка.

Да, государственный подход к возрождению национальной самобытности уже дает свои плоды. Директор национальной татарской гимназии # 2 К.З.Хамидуллина, стесняясь своего не всегда правильного русского языка, призналась: “Вот видите, это результат того, что я окончила сельскую татарскую школу…” Сейчас ее гимназистам не приходится краснеть ни за свой русский, ни за свой татарский язык. Иной уровень преподавания.

Нужда, в отличие от традиций и языков, не имеет национальности. Учителя Татарстана тоже не избалованы вниманием государства: зарплата задерживается по 3-4 месяца. Министр образования с пониманием относится к акциям протеста учителей: доведенным до отчаяния людям ничего не остается, как бастовать. Но, несмотря на экономические трудности и нестабильность в социально-политической сфере, система образования республики развивается. В 1997 году было построено 47 школ, в 1998-м – 16. Да, это весомый аргумент. Как и стоимость питания одного ученика – 3,5 рубля, что в два раза больше, чем по России.

В Татарстане принят закон о компенсационных выплатах школьникам на питание. В городах эту адресную помощь (на сумму 139 миллионов рублей) получают лишь 35 процентов учащихся. Есть сельские районы, где кормят всех школьников. Кстати, приветствуется, когда они сами заготавливают сельхозпродукты для собственного прокорма. Ф.Ф.Харисов видит в этом и воспитательный смысл.

А воспитание школьников, запущенное в силу ряда объективных причин в последнее десятилетие, отныне в Татарстане провозглашено приоритетным направлением в системе образования. Фариса Фахразовича поразили итоги опроса московских студентов, которые в системе жизненных ценностей приоритетными для себя числят секс, деньги и благополучие. Семье отведено 18-е место, Родине – последнее. Все! Дальше нравам падать уже некуда.

Но что может сделать школа как социальный институт? Министр образования уверен, что падение нравов произошло из-за снижения роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения, а потому семьянина необходимо формировать со школьной скамьи, причем в тесном общении с семьей. И такая работа в республике возрождается.

Выступая на августовском совещании работников образования республики, Минтимир Шаймиев озадачил педагогов еще одной проблемой. Если школа не будет способствовать выработке иммунитета против наркомании и токсикомании, ни семья, ни правоохранительные органы с этим злом не справятся. Антинаркотические тренинги – одно из звеньев в цепи мероприятий, направленных на сохранение здоровья подрастающего поколения.

1999 год в Татарстане объявлен годом заботы о здоровье школьников. Сам по себе поворот исполнительной власти к проблемам детей свидетельствует о начале позитивных процессов в создании общества.

При поддержке Совета ректоров вузов и Кабинета министров Министерство образования республики решило дать карт-бланш сельским детям, впервые в 1997 году осуществив их целевой прием в вузы республики. Иначе кто из высококвалифицированных специалистов поедет через 5-10 лет работать в сельскую глубинку? Вопрос отнюдь не риторический.

Отметив, что в республике 354 образовательных учреждения работают по инновационным программам, а это достаточно много, Ф.Ф.Харисов подытожил наш разговор замечанием: процесс творческого поиска в системе образования постоянно стимулируется. И, воспользовавшись случаем, министр с полуторагодовым стажем высказал пожелание Минобразованию РФ, чтобы оно больше уделяло внимания общему среднему образованию, то бишь школе. А то из-за частой смены руководства последние 10 лет, по его наблюдениям, работа российского министерства с регионами была фрагментарной.

Галина СЮНЬКОВА

Казань-Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте