Шведско-российской образовательно-просветительской программе “Живая история” исполнилось два года.
Проект посвящен холокосту. Этим греческим словом человечество называет геноцид евреев, проводимый нацистской Германией во время второй мировой войны. Премьер-министр Швеции Йоран Перссон во время парламентских дебатов в июне 1997 года предложил создать проект “Живая история”, дабы привлечь внимание мирового сообщества к проблемам демократии, гуманизма, равенства и толерантности.
В том, что в такой благополучной стране, как Швеция, зародилась программа, посвященная холокосту, нет ничего удивительного. Уже 200 лет шведы не знают, что такое война, массовое истребление коренного населения. Вторую мировую они запомнили лишь по толпам эмигрантов и беженцев, спасавшихся от нацистов. Постепенно в стране стали возникать профашистские настроения, которые к 90-м годам превратились в серьезную национальную проблему. Предотвратить возрождение нацизма призвана “Живая история”.
Основные задачи проекта – внедрение истории холокоста в школьную программу, предоставление дополнительной информации педагогам, организация публичных манифестаций в защиту прав человека. За довольно короткое время программа обрела популярность. Выпущенная в рамках проекта книга “Передайте об этом детям вашим…” в 2001 году вышла тиражом более 1 млн. экземпляров.
В России проект реализуется совместными усилиями Шведского института, Посольства Швеции в Москве, Института “Открытое общество”, Министерства образования РФ. За два года было издано два тиража русской версии “Передайте об этом детям вашим…”, дополненной рассказом о холокосте на территории СССР (второе издание вышло с грифом Минобразования РФ). В августе прошлого года была принята Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”. А в Институте “Открытое общество” стартовал новый проект – “Живая история-2”, посвященный Соловкам. На прошлой неделе сотрудники Шведского института провели четырехдневный семинар, на котором обменялись опытом с российскими педагогами, подвели итоги действующей программы и наметили планы на будущее.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии