Мне кажется, что статья Владимира Путина, посвященная национальному вопросу, – это не решение национального вопроса, а впервые его постановка – честная, прямая и в этом смысле инициирующая длительную с непредсказуемым результатом политическую дискуссию.
Думаю, сегодня многое созрело, в том числе и в умах, для того чтобы воспринять эту статью не как повод сказать лестные слова автору, а как повод задуматься о том, что действительно наше бытие – национальное, государственное, культурное и цивилизационное – не гарантировано. Мне кажется, такой подтекст понятен, в качестве электорального посыла нет смысла это акцентировать. Хотя, с другой стороны, если мы говорим о новых технологиях и в каком-то смысле о «новом Путине», то почему бы не предположить, что и так можно общаться: не льстя, не задабривая, говоря честно и прямо и, я бы даже сказал, пугая. Центральная формула, на которой держится вся конструкция статьи, выстроенная Путиным, – полиэтническая цивилизация с русским культурным ядром. Я не вижу такого феномена, как русская культура. Это феномен, который существовал для воображаемого советского человека, был изобретен советским человеком для некой постбольшевистской легитимации в большом историческом пространстве. Условно говоря, после 1934 года, когда Сталин, отбросив пламенных большевиков, которые не обеспечивали ему легитимности, опоры в массах, стал изобретать «русское». То есть русская культура есть изобретение чисто технологическое, средство эффективного менеджера. А культура – это не музей, это живая душа современности. Всем тем людям, причастным к созданию новейшей ученой волны по истории и обществознанию, очень хорошо понятно, что всем придется уходить в образование. Людей надо учить, весь вопрос в том, как и чему. Это не скандал, если человек не читал Достоевского, Толстого, Чехова и вообще ничего не знает про русскую великую литературу, которая нравственный пафос передает в качестве главного своего достижения. Леонид ПОЛЯКОВ, заведующий кафедрой прикладной политологии НИУ ВШЭ
Комментарии