В Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась V Всероссийская конференция «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы». Перед участниками конференции выступила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Алина ЛЕВИТСКАЯ.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, завершает реализацию Концепции модернизации российского образования, принятой в 2001 году, и обеспечивает преемственность ее основных направлений.
Как мы знаем, в качестве главных задач современной школы определены:
– раскрытие способностей каждого ученика,
– воспитание порядочного и патриотичного человека,
– формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Для того чтобы решить все эти задачи в процессе обучения и воспитания, необходимо в полном объеме использовать потенциал современной психологической науки и практики.
Начиная с этого года будут внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Сегодня утвержден стандарт начальной школы (1-4-й класс). Обязательное его введение в соответствии с Законом «Об образовании» начнется с 1 сентября 2011 года. В нынешнем учебном году на всех уровнях должна быть обеспечена качественная подготовка всех субъектов образовательного процесса к работе в начальной школе по новому стандарту.
В ближайшее время будет опубликована примерная образовательная программа. Уже начата разработка учебников по новому стандарту. В этом году они пройдут экспертизу. На федеральном уровне разрабатывается новое содержание повышения квалификации учителей для работы по новому стандарту. Совместно с регионами будет организовано обучение педагогических кадров. Школам предстоит разработать свои образовательные программы. К концу этого года завершится разработка стандарта для основной и старшей школы.
Словом, вопросы психологического обеспечения «Новой школы» не могут обсуждаться вне контекста деятельности по этим направлениям, особенно в части профессиональной подготовки учителя и методического обеспечения его работы, тем более что 2010 год объявлен Годом учителя.
Развитие учительского потенциала, включая переход к новым моделям повышения квалификации учителя, – одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа».
Стратегической целью совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров системы образования стало преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.
Речь идет о том, чтобы сформировать новый национальный эталон профессиональной подготовки психологов и психологической подготовки педагогов, что может существенно повлиять на ситуацию в гуманитарном профессиональном образовании России, сформировать корпус педагогических кадров российской школы с принципиально новой психолого-педагогической составляющей в профессиональной подготовке.
В рамках индивидуальных программ повышения квалификации учитель сможет осваивать отдельные модули, накопление которых в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса.
Новая школа – это школа для всех. Важнейшей задачей службы практической психологии образования сегодня становится адресная психологическая помощь наиболее уязвимым контингентам обучающихся, воспитанников. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всех детей независимо от их социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности.
В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования особое значение приобретает методология поликультурного образования.
Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России. Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культурные традиции народов России.
Сегодня представление о России как стихийном общежитии многих этнокультурных групп не отражает ни интересов ее многонационального народа, ни целей гражданского общества и федеративного государства. Российская гражданская нация – не генетически-родовое и этносоциальное единство, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество. Общегосударственный «национальный дом» можно представить как конструкцию с этнокультурным фундаментом, «несущими стенами» – национально-территориальными (региональными) сегментами российской гражданской нации и общероссийской национальной крышей – гражданской нацией.
Система российского образования как наиболее действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества способна обеспечить социализацию новых поколений и тем самым обеспечить гражданский мир, социальную стабильность как необходимые условия и для успеха экономических реформ, и для эффективного развития политических и гражданских институтов, а в конечном счете обеспечить будущее нашего государства, которое в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской политической нации.
Опираясь на общие тенденции мирового развития, система российского образования с необходимостью должна отражать интересы и запросы российского общества и государства, в том числе связанные и с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая общегосударственные интересы, национально-территориальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.
Считается, что свою национальность почти половина детей осознают к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств в 57 процентах случаев это происходит раньше, чем у русских. При этом чаще всего эти дети узнают о своей национальности не из уст родителей, а через межнациональные конфликты: до 20 процентов детей узнали о своей этнической принадлежности в ситуации, когда их обидели, оскорбили в связи с их национальностью.
Необходимость внедрения в образовательных учреждениях поликультурных образовательных программ подтверждается также данными последних опросов российских студентов на предмет их отношения к людям разных национальностей, которые показывают:
– более 58 процентов из них проявляют явное отрицательное отношение к людям иной, нежели у них, национальности,
– почти 63 процента студентов русской национальности считают, что Россия только для русских1.
Только за первые четыре месяца 2009 года, по данным МВД России, целая серия убийств и причинения тяжкого вреда здоровью была квалифицирована как расистская. По «делам экстремистской направленности» в качестве обвиняемых и подозреваемых проходили 115 человек, большинство из них подросткового возраста2.
В ответах почти 1000 школьников на вопрос «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?» в 83 процентах случаев был получен утвердительный ответ. Такие явления не могут не вызывать нашей озабоченности и служат еще одним аргументом в пользу того, что системные принципы поликультурности, положенные в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов, позволят превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина поликультурной, полилингвальной, поликонфессиональной Российской Федерации в соответствии с базовыми национальными ценностями и воспитательным идеалом, определение которого дано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Ключевая в этом определении формулировка: «укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Представляется очевидным, что многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян только в том случае, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к культуре общероссийской и мировой. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование, адекватное условиям России.
Трудности и риски внедрения поликультурной образовательной модели предсказуемы и неизбежны. Ситуация в определенной степени осложняется и дефицитом компетентных специалистов, и отсутствием необходимого научного и учебно-методического сопровождения, а также тем фактом, что (по данным опроса, на который мы ссылались выше) 21 процент педагогов, 29 процентов родителей и 12 процентов учащихся отметили, что поликультурное образование не актуально, не важно, не интересно, мало полезно, то есть определенная часть субъектов образовательного процесса не готова к адекватному восприятию целей, задач и принципов поликультурного образования.
В этой связи более чем очевидна необходимость активного включения профессионального сообщества практических психологов в эту работу.
Следующая проблема, о которой нужно говорить, – это проблема педагогических рисков в целом.
В последнее время появляется множество различных образовательных и воспитательных концепций, программ, технологий, в том числе в рамках реализации поликультурной образовательной модели. Внедрять их берутся отдельные педагоги и целые педагогические коллективы, но часто это не имеет ожидаемого эффекта и может создавать опасность неблагополучного исхода процесса обучения и воспитания. В реальной практике невозможно избежать рисков, но можно и нужно их минимизировать.
В этих целях необходимо осуществлять прогнозирование результатов образовательной деятельности и не только позитивных (что обычно делается), но и возможных негативных последствий.
С 2009 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в трех субъектах Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика) реализуется проект «Поликультурная образовательная модель как основа формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных школ».
Основные мероприятия в рамках этого проекта связаны с разработкой поликультурной образовательной модели, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также с активизацией научно-исследовательских работ по всему кругу проблем.
Одно из основных направлений проекта – разработка психологического сопровождения процесса построения поликультурной образовательной модели. Очевидна востребованность профессионального психологического сообщества на всех обозначенных направлениях деятельности.
Для программно-методического обеспечения этой работы в 2010 году департамент совместно с Федерацией психологов образования запланировал проведение Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ.
В сентябре-октябре 2009 года традиционно пройдет Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие», на котором мы продолжим обсуждение актуальных задач, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом в контексте решения образовательных задач.
В это же время состоится Всероссийский конкурс «Педагог-психолог России-2010». Мы в очередной раз будем иметь возможность познакомиться с лучшими представителями Службы практической психологии образования и ознакомиться с опытом их работы по реализации инициативы «Наша новая школа».
Важный показатель личного успеха человека – его здоровье. Учитывая, что значительную часть дня дети проводят в школе, сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – одна из важнейших задач современной школы.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников – все это способствует сохранению и укреплению их здоровья. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей.
Разрабатываются федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей, специальный инструментарий для организации мониторинга здоровья школьников. Ведется целенаправленная работа по увеличению количества и качества занятий физкультурой в школе.
В рамках инициативы «Наша новая школа» обеспечиваются сопровождение и поддержка талантливых ребят в течение всего периода обучения:
– организуется тесное взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования детей (домов и дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов);
– открываются очные и заочные (дистанционные) школы для одаренных детей при федеральных и национальных исследовательских университетах.
Дальнейшее развитие получат школьные олимпиады, другие соревнования, способствующие выявлению одаренных детей, поскольку, как сказал Андрей Фурсенко в своем выступлении на Всемирной конференции министров образования 12 января этого года, в условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии.
Создать условия, обеспечивающие развитие каждого, – важный аспект социальной ответственности государства, и реализуется он прежде всего через систему образования.
Обеспечение доступности качественного образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья – еще одна приоритетная задача модернизации системы образования, без эффективного решения которой невозможна социальная адаптация лиц этой категории.
Большинство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть в той или иной степени интегрированы в обычную образовательную среду и обучаться в условиях «массовой» школы или вуза.
Министерство рассматривает как одно из основных направлений деятельности развитие так называемого интегрированного образования, в течение последних лет последовательно работает в этом направлении: ориентирует и субъекты Российской Федерации, и федеральные образовательные учреждения на развитие интегрированных форм образования лиц с нарушениями развития.
Это предполагает создание в каждом образовательном учреждении безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценное образование и интеграцию таких лиц.
Необходимое условие реализации этого направления – соблюдение нескольких требований.
Первое требование – наличие в образовательном учреждении условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Второе – наличие образовательных программ, адаптированных с учетом особенностей развития обучающихся.
Третье – комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с особыми потребностями на протяжении всего периода обучения.
Четвертое – специальная подготовка педагогов образовательного учреждения в области особенностей организации обучения таких граждан.
И наконец, еще одно важное требование – создание атмосферы толерантности в отношении любого обучающегося независимо от того, к какой категории он относится.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ активно ведет работу по утверждению новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых в максимально возможной степени учитываются особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В том числе предусматриваются специальные условия их обучения и воспитания, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса. Это, в частности, отражено в утвержденном в октябре 2009 года стандарте начального общего образования.
Безусловно, в этой области министерство также считает необходимым использовать имеющийся потенциал Службы практической психологии в системе образования.
Практический опыт, наработанный психологической службой за период ее существования (а это уже более двух десятков лет), да и здравый смысл показывают, что создать ребенку благоприятные условия для полноценного роста и развития можно только при наличии доброй воли и активного взаимодействия окружающих его взрослых: педагогов и родителей.
Задачи психологического обеспечения реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» связаны прежде всего с повышением психологической компетентности учителя, с активизацией работы с родительской общественностью для оказания сонаправленной непосредственной психологической помощи ребенку с проблемами в обучении, поведении, развитии, а также в ситуации выбора, в том числе выбора дальнейшей профессиональной карьеры.
Решение этих задач окажет существенное влияние на всю образовательную среду, обеспечивая ее безопасность и развивающий характер, определит успешную судьбу ребенка, который в ней обучается и воспитывается.
В части оказания комплексной многопрофильной помощи ребенку большая роль принадлежит образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В 2009 году министерство направило в регионы методические рекомендации по расчету бюджетных ассигнований на оказание услуг данными учреждениями на основе государственного (муниципального) задания. С учетом предложений регионов внесены изменения в Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В настоящее время проект Типового положения проходит согласование с юристами министерства. В 2010 году мы планируем его утверждение.
Комментарии