Сергей Иванович Морозов родился 6 сентября 1959 г. в Ульяновске. После окончания средней школы работал станочником на мебельной фабрике, а отслужив в армии, – слесарем в Ульяновском автотранспортном предприятии, затем – водителем. С 1981 г. – в органах внутренних дел. Заочно окончил Всесоюзный юридический институт по специальности «правоведение». Прошел путь от инспектора уголовного розыска РОВД до руководителя спецподразделения УВД Ульяновской области по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 1995 г. назначен начальником УВД города Димитровграда. В декабре 2000 г. избран главой города Димитровграда, а в декабре 2004 г. – главой администрации Ульяновской области.
– В России сейчас наблюдается ощутимый подъем военно-патриотического движения молодежи. Принята соответствующая госпрограмма. Как в вашем регионе организовано военно-патриотическое воспитание молодежи?
– В вопросах военно-патриотического воспитания мы опираемся на те традиции, которые складывались в Ульяновской области в течение ряда лет. Это и традиционный месячник героико-патриотической работы, и спартакиада призывной и допризывной молодежи, а также областная эстафета, спортивные соревнования на призы героев войны, конкурсы солдатской песни, благоустройство мемориальных зон, памятников, обелисков, встречи с ветеранами, Пост №1 у Вечного огня и многое-многое другое.
Появились и новые направления – работа поисковых отрядов, исследовательская работа по уточнению данных на захороненных воинов, умерших от ран в госпиталях, областной конкурс «Солдатские судьбы». Молодежь области активно участвовала в сборе материалов для областной Книги «Солдаты Победы». Эта Книга, кстати, заняла призовое место в ходе московской выставки на Поклонной Горе.
Возрождаем хорошие традиции по заключению соглашений между областью и воинскими частями. На Балтийском флоте есть теперь боевой катер с дорогим нам всем именем «Димитровград». На площади Победы появился новый памятник детям и взрослым, замученным в концлагерях.
Воспитать уважение к армии, к ветеранам, желание и готовность защищать Родину – вот цели военно-патриотического воспитания.
– Сотрудничали ли вы с другими регионами России во время подготовки к юбилею Великой Победы? Как вы оценили бы работу по подготовке к 60-летию Победы и проведение юбилейных торжеств в Москве, в других городах России?
– Очень хотелось провести праздник Победы так, чтобы он запомнился надолго, порадовал и приятно удивил не только ветеранов, но и всех ульяновцев. Поэтому была поставлена задача: изучить опыт других регионов и лучшее использовать у себя. Программа подготовки к юбилею, утвержденная еще прежней властью, была увеличена, как минимум, вдвое.
А юбилею в Москве дали самую положительную оценку главные виновники торжества – ветераны. Они вернулись из столицы помолодевшими, с новыми силами и до сих пор рассказывают о том, каким замечательным был праздник. Я еще раз убедился в том, огромный инвестиционный потенциал, помноженный на талант руководителя, позволил организовать такое прекрасное торжество, которое прошло в Москве. За что нужно сказать спасибо мэру Юрию Лужкову.
– Что вы вкладываете в понятие «патриот»? Есть ли патриотизм в России?
– Для меня патриот – это человек, который не говорит о делах, а каждый день делает что-то, пусть маленькое, но доброе и полезное. Патриотизм в России должен проявляться в желании сделать свою страну передовой, уважаемой державой, умеющей выпускать лучшую в мире продукцию. Кстати, новая модель внедорожника Ульяновского автомобильного завода – машина, отвечающая всем современным требованиям, так и называется – «Патриот».
– В нашей стране не первый год спорят о национальной идее. Какова, по вашему мнению, она – эта идея? Как разделить понятия «национальная идея» и «патриотизм»?
– То, что стране нужна национальная идея, сплачивающая всех жителей нашей многонациональной Родины, – это бесспорный факт. Как верно замечено, если человек не знает, к какому берегу плыть, для него ни один ветер не будет попутным. У себя в области мы долго искали свою национальную идею. Встречались с ветеранами, учеными, молодежью, общественными организациями и политическими партиями, много спорили: к какому же «берегу» нам плыть? Что нас всех таких разных может объединить? В итоге мы дополнили идею графа Шувалова и теперь у нашего региона есть своя национальная идея, получившая одобрение ульяновцев: сбережение народа и области.
Что касается вашего вопроса о том, как разделить понятия «национальная идея» и «патриотизм», то, по моему мнению, национальная идея – это цель, а патриотизм – необходимое средство достижения этой цели.
– Отличается ли гражданский патриотизмом от патриотизма военного?
– Патриотизм, он и в Африке – патриотизм. Люди в погонах выполняют приказ, готовы защищать Родину профессионально – с оружием в руках. На их долю, как правило, достается больше лишений и тягот.
– Можете ли вспомнить, когда, в каком возрасте, при каких обстоятельствах вы впервые задумались о своей ответственности перед Родиной?
– Это произошло, когда пошел работать в органы внутренних дел. Я сознательно сделал свой выбор: закон и справедливость -то, для чего я работаю.
– Кто ответственный за военно-патриотическое воспитание молодых людей в вашем регионе? Как взаимодействуют властные структуры в этом направлении?
– Воспитывать патриотизм должны все и всегда – ветераны, комитеты по молодежной политике, общественные объединения, партии, военкоматы. Объединить всех, быть координатором должен комитет по молодежной политике.
– Вы упомянули, что ветераны региона активно участвуют в воспитании молодежи. Расскажите, пожалуйста, об этом?
– Сегодня в Ульяновской области проживают более 7 тысяч ветеранов, более 70 тысяч тружеников тыла и около 17 тысяч вдов участников Великой Отечественной войны. Поэтому военно-патриотическое воспитание молодежи без участия ветеранов не обходится. Это не только традиционные встречи ветеранов со школьниками, но и выезд в районы области специальной лекторской группы ветеранов войны.
– Какие образовательные программы, связанные с событиями Великой Отечественной войны (школьные и внешкольные), реализуются в регионе?
– Великую Отечественную войну ульяновские мальчишки и девчонки, как и по всей России, изучают в рамках школьного курса по истории России. В 9 классе предусмотрено знакомство учащихся с местным краеведческим материалом, связанным с событиями Великой Отечественной войны. Однако этого явно недостаточно. Поэтому разработаны дополнительные образовательные программы, среди них: «Активисты школьных музеев», «Патриотическое воспитание». Так, в 2004 – 2005 гг. школьникам области удалось восстановить и благоустроить более 100 памятников и обелисков.
Важным направлением патриотического воспитания молодежи считаю организацию работы школьных музеев. Всего в области насчитывается таких 134 музея, из них 31 – военно-исторический, 4 из которых занесены в Книгу Почета. Это, например, Музей боевой славы 57-й армии школы №51 Ульяновска, Мемориальный музей Героя Советского Союза Александра Матросова Ивановского детского дома, Военно-исторический музей «Свирская Победа» димитровградской школы №19.
Изучением воинских званий, геральдики времен войны, героев-полководцев занимаются в «Юном патриоте», объединении, которое действует при областном Доме детского творчества.
Для меня «патриотизм», «Родина», «честь» – святые слова. И я буду делать все, чтобы они были святы и для ульяновской молодежи.
Комментарии