Английская поговорка всерьез предостерегает: «Не женитесь на девушке, которая не смеется над тем, над чем смеетесь вы!» Коллектив коллег-учителей хоть и не связан столь тесной зависимостью, как семейная, но разность в восприятии и пользовании таким мощным психологическим оружием, как юмор, может порождать неприятные и даже конфликтные ситуации. Есть люди, добровольно берущие на себя обязанность поднимать коллегам настроение. Такой человек-праздник никогда не унывает, во время обеденного перерыва неизменно собирает вокруг себя толпу желающих послушать свежий анекдот, является заводилой корпоративных вечеринок и вообще, кажется, не имеет отрицательных черт. Так ли это на самом деле – его коллегам задумываться недосуг… В любом коллективе также можно встретить и антипода нашего весельчака – человека, который не шутит сам и не терпит шуток над собою. Можно только вообразить, каковы могут быть последствия неизбежного общения этих двоих…
Лидия Семеновна и Тамара Андреевна считались добрыми приятельницами. Одинаковый возраст и уровень образования, многолетний труд в одном педагогическом коллективе колледжа… Будучи людьми, умудренными опытом, подруги прощали друг другу недостатки характера. Тамара Андреевна, женщина серьезная, занимавшая должность заместителя директора, чувствовала свою ответственность за нравственность окружающих ее людей и вне работы: то в трамвае сделает замечание молодежи, не уступающей место старшим, то попеняет прохожему за то, что тот неверно перешел проезжую часть… Лидия Семеновна, напротив, не воспринимала столь придирчиво окружающий мир – преподавательница русского языка славилась в коллективе веселым нравом и умением быстро придумать меткую шутку. У нее был только один «пунктик», по ироническому определению самой Лидии Семеновны, – она трепетно относилась к искажениям в быту родной речи: неправильному ударению и произношению, ошибочному употреблению слов. Лидия Семеновна нещадно критиковала слог теле- и радиопередач, грамматические ошибки в современных книгах, даже рекламные городские афиши порой становились объектом ее едких шуток. Так юмор превращался в сарказм…
Некоторым коллегам по работе довелось испытать на себе действие критических шуток Лидии Семеновны. Молодая преподавательница начальных классов Наталья Витальевна услышала от нее, что правильно говорить «торты», а не «торты» в следующей форме: «Наталья Витальевна, это мужички в деревнях (вы, кажется, сами родом из пригорода?) носят такую деталь повседневного делового костюма, как порты! Вот помните об этой рифме и не искажайте великий и могучий!»
Наталья Витальевна… звонко рассмеялась: «Спасибо, запомню, Лидия Семеновна! Такую рифму точно запомню! Хорошо, что подметили мою ошибку, а то сказала бы я ученикам это слово неправильно! Но вообще, если говорить не о преподавании, а о повседневной нашей речи, я бы вспомнила вашего любимого Пушкина: «Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю!!!»
Однажды критике подруги подверглась и Тамара Андреевна. Ситуацию усугубило то, что случилось это при коллегах, в учительской, а также то, что Тамара Андреевна, полностью доверявшая компетенции подруги в вопросах чистоты языка, вдруг заспорила и стала настаивать на своем. Сейчас уже обеими забыто то злосчастное слово, из-за которого произошел спор. Тамара Андреевна помнит только беспощадную шуточку над собой, из-за которой коллеги, не выдержав, засмеялись. Засмеялись над ней – завучем школы, уважаемым человеком, между прочим, тоже преподающим русский язык! Такого оскорбления своей репутации Тамара Андреевна не выдержала – ушла из школы, где проработала так долго. Минуло с той поры ни много ни мало около 20 лет. Бывшие подруги, живя в одном маленьком городе, иногда видят друг друга на улице – и проходят мимо. Помириться не помогло ни чувство юмора одной, ни реалистичное отношение к жизни другой…
Комментарий психолога
Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета:
– Что отличает человека от животных, кроме сознания и речи? Конечно, юмор. Мой муж часто говорит мне: «Посмотри, как серьезен наш кот». И действительно, животное многое способно почувствовать и понять. Но юмор – никогда.
Чувство юмора – это особая человеческая способность, свидетельствующая об интеллекте, креативности, нетривиальном взгляде на вещи и события.
Замечательно, когда у вас есть чувство юмора! Веселье насыщает, украшает жизнь. Шутка сближает людей. Преподаватель с чувством юмора является кумиром школьников и, без сомнения, более успешен в педагогической деятельности, так как у него в руках воспитательное средство, позволяющее обходиться без наказания, назидания и в то же время обладающее исключительной эффективностью. Ведь, как подметил Н.В.Гоголь: «Ничего не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни обвинения у виновного, но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего не удержала бы никакая сила». Психологические исследования доказывают, что негативная реакция учащихся на строгое лицо педагога заметно снижает эффективность учебной деятельности.
Но вот ситуация – в учительской завелся остряк-самоучка, которому нравится оттачивать свое остроумие на вас, вследствие чего жизнь временами уже не кажется вам столь прекрасной, как раньше. Что делать?
Давайте разбираться. Прежде всего нужно уяснить для себя – проблема в нем или в вас?
1. Проблема в нем:
а) У этого человека неразвито чувство эмпатии, то есть сопереживания. Поэтому он совершенно искренне не понимает, почему вам не понравилась его шутка. Рекомендация: научитесь веселиться вместе с ним, ведь он и не собирался вас обижать. Не копайтесь в подоплеке шутки, отнеситесь к ней легко. А если в его шутке есть доля истины, нужно вспомнить слова героини Агаты Кристи мисс Марпл: «Умный человек не обижается, а делает выводы».
б) Он может быть конфликтной личностью типа «снайпер», для которой вершина счастья заключается в том, чтобы побольнее задеть собеседника, нанести ему психологический удар. Рекомендация: выведите «снайпера» из «засады», прямо обратившись к нему с вопросом, чего он хочет добиться своими шутками, и четко выразив ваше отношение к этому. Иначе говоря, расставьте точки над i.
2. Проблема в вас:
а) Вы слишком серьезны. Это значит, что вам не хватает оригинальности, гибкости, эмоциональности. Рекомендации: нужно развивать креативность. Это сделает вас более привлекательным для окружающих, а вашу жизнь более легкой.
б) У вас комплекс неполноценности. Рекомендации: научитесь ценить и любить себя, ведь вы этого достойны.
в) Вы даже и не пробовали сами шутить и острословить! Рекомендации: учитесь воспринимать мир с юмором. Лучше начать с шуток над собой. Это всегда позитивно воспринимается окружающими. И это полезно для саморазвития. Отточив остроумие на себе, можно переходить к другим.
Можно ли обрести чувство юмора? Это трудно, но возможно.
Во-первых, нужно проанализировать, почему получается смешно, тут есть свои законы: эффект неожиданности, парадоксальность, использование гипербол… Во-вторых, начните коллекционировать удачные шутки, анекдоты, всегда имейте их парочку про запас. В-третьих, помните, что юмор – оружие острое: нельзя подвергать осмеянию человека как личность, смеяться над тем, что человек не в силах изменить, высмеивать непроизвольный промах. В-четвертых, помните, что люди с юмором никогда не смеются первыми над своей шуткой, не рассказывают долго смешную историю и не повторяются.
Развив у себя чувство юмора, вы сможете с его помощью снимать свои негативные состояния и разрешать конфликты. Так, моя приятельница, педагог, не ладила с завучем. В конце недели при встрече мы обсуждали ее злоключения, доводили их до абсурда, вдоволь смеялись. В понедельник она шла в школу, свободная от своих страданий. А потом и ситуация изменилась.
Комментарии