search
main
0

Начни с себя

Он верит в искренность учеников. С этого начинаются школа и урок истории для питомцев Юрия МАЧНЕВА, учителя Сасыкольской СШ №5 Астраханской области. Куликовская битва, Бородинское сражение… На его уроках дети с удовольствием погружаются в атмосферу эпохи. Они пытаются разобраться во всех исторических хитросплетениях, понять, провести параллели с днем сегодняшним, дать свою оценку. Желание учиться объясняется, конечно, и тем, что как методист Юрий Владимирович придумывает и развивает активные формы работы учащихся. Это его конек. Еще не сказано Юрием Владимировичем научное слово о первых Романовых, не написаны методические пособия. Все это впереди. А пока он учит ребят, тренирует команду по волейболу и ведет кружок гитаристов.

«…и встать с кувшином в тень у старых стени всех позвать, пускай подходит каждый,и напоить всех тех, кто мучим жаждой,и ничего не попросить взамен».А.Макаревич

Взаимоотношения учителя и учеников… Они во многом зависят от личности учителя. Воспитывать – это отдавать то, чем сам обладаешь. Значит, педагог обязан быть человеком честным, должен «не казаться», а быть – никакого двоедушия, лишь доброта, терпение, сдержанность. Получился почти нереальный портрет.

Но ведь учить и воспитывать может только тот, кто сам постоянно учится. Он умеет прощать и щадить. Какое емкое и почему-то редко употребляемое слово. Щадить – это не значит потакать дурному, поощрять распущенность, давать поблажки лодырю. Щадить – это значит знать все про человека, слушать и слышать его. Ни одного артиста не оценивают по знаниям – о нем судят по одаренности и таланту. Учителя проверяют по знаниям, умалчивая о таланте. Как его выявить – талант?

Бездарность артиста может лишь испортить удовольствие. «Фальшивость» педагога причиняет неизмеримый вред – формирует фальшивых людей. Если у человека действительно есть призвание, оно не меркнет с годами, т.к. не может исчезнуть любовь к детям. С таким учителем ребенок не будет чувствовать себя объектом воспитания, он сделается естественным соучастником. Но для этого нужны учительский такт, сердечность, ум. Известный русский невропатолог Бехтерев говорил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Если перефразировать эти слова, можно сказать: если после разговора с учителем ребенок не чувствует себя обогащенным, если его напряженность не уходит, если не исчезает плохое настроение – это не учитель.

Доверяйте мнению своих ребят, советуйтесь с ними, не давите на них. Пресекайте попытки унизить человеческое достоинство ученика; не вынуждайте ребенка извиняться перед старшими тогда, когда причиной конфликта был не он. Не превращайте оценку в средство запугивания и не применяйте ее для наказания за плохое поведение на уроке.

Учите детей чувствовать чужое горе, переживать неудачи товарища как свои собственные; развивайте способности откликаться на чужое несчастье. Учитель, как никто другой, должен управлять своими чувствами, темпераментом. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносят глубокие душевные травмы, вредят всему делу обучения и воспитания. «Будьте доброжелательны!» – советовал Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.

В православной педагогике существует правило: когда безнравственный человек учит нравственности – отдача будет минимальной. Хорошие ростки, попав на плохую почву, не дают всходов. Значит, чтобы растить человека, надо самому быть человеком… Стало быть, любить, сострадать, проявлять чуткость. И если учитель – друг, единомышленник, а не начальник, он сумеет проникнуть в души, во внутренний мир каждого воспитанника, который с радостью откроется ему. Ребята простят тебе и срыв, и гневный крик, потому что даже малыши способны отличить праведный гнев от пустого и несправедливого.

Трудно говорить о добре в наше жесткое время, еще трудней порой поверить в него. Так давайте вместе задумаемся над словами великого Л.Н.Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

Нам необходимо серьезно задуматься о том, каких детей мы воспитываем, будут ли они способны любить, способны делать добро и уважать вас.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте