История – это, безусловно, наука о прошлом людей. После того как ребята перешли из начальной школы в основную, мы сразу же начинаем знакомить их с историей Древнего мира. Этот предмет всегда вызывает интерес у детей. В то же время даты, события, персоналии – все это сложно для восприятия учащимися, у которых зачастую плохо развиты пространственно-временные представления. Необходимо искать такие методы и приемы, чтобы, с одной стороны, урок не превратился в натаскивание на ВПР, а с другой – ученики были готовы к диагностической работе.
Готовясь вместе со своими детьми к ВПР, я пришла к выводу, что урок необходимо выстраивать таким образом, чтобы он включал элементы деятельности, направленные на отработку заданий диагностических работ. При подготовке подобных элементов обращаюсь к сборнику «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» – пособию, которое было создано разработчиками всероссийских проверочных работ и получило положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. Материалы сборника могут использовать как учителя для подготовки учащихся к ВПР, так и учащиеся для самоподготовки и самоконтроля. Пособие содержит 25 вариантов (также есть 10 и 15 вариантов) типовых заданий, все необходимые инструкции, подробные критерии оценивания, ответы, которые в случае необходимости легко изымаются из пособия.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь словами Константина Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное – заговорит свободно, непринужденно». Задание 1 ВПР как раз требует сопоставить темы с иллюстрациями (памятники культуры разных стран) (см. рис. 1).
Используя иллюстрации из разных вариантов сборника «ВПР. Типовые задания», я стараюсь не только отработать само задание, но и расширяю информацию об этом предмете (сооружении). Например, задаю ряд вопросов: «Для чего использовался данный предмет (сооружение)? Назовите материал, из которого изготовлен предмет. Существуют ли подобные вещи сегодня, какие изменения они претерпели со временем?» И т. д.
Таким образом, у учащихся формируется умение не только сопоставлять информацию, но и характеризовать памятники культуры разных стран.
Задания 3-6 являются альтернативными. Надо сказать, что указанная в этих заданиях буква темы должна быть одинакова. К сожалению, некоторые ребята забывают про это.
Остановлюсь на задании 5 (см. рис. 2).
Оно нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Проблема заключается в том, что у учащихся в 5‑м классе только идет формирование пространственных представлений. Надо учесть, что на уроке, определяя географическое положение той или иной страны, мы сравниваем карты, предложенные в учебнике, атласе, интерактивные карты. Распечатанную карту, которая предлагается в задании ВПР, вклеиваю в тетради на первой странице еще в сентябре. И при изучении нового государства мы вместе определяем местоположение страны на данной карте, природно-климатические особенности и их влияние на жизнь людей.
При работе с картой важно обращать внимание на три аспекта. Первый – ученики должны понимать, зачем она нужна, знать ее функции и свойства. Второй – грамотно читать легенду карты, комментировать и объяснять связи. Третий – знать карту. Умение представлять по памяти расположение нужного объекта на карте способствует развитию пространственных представлений учащихся.
Еще один момент, на котором хотелось бы отдельно остановиться, – это задание 9. Оно посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне. В силу того что в курсе истории Древнего мира нет тем, отражающих события тех трагических событий нашей истории, информацию, необходимую для выполнения этого задания, предлагаю на внеурочных занятиях, «Разговорах о важном», специализированных уроках, приуроченных к памятным датам.
Итак, у нас осталось совсем немного времени до начала ВПР. Но, как говорил Федор Достоевский: «Человек находит время для всего, что он действительно хочет». Поэтому, надеюсь, у нас все получится!
Виктория СКРИПНИКОВА, учитель истории и обществознания Николаевской школы, Елизовский район, Камчатский край
Комментарии