search
main
0

Начало всех начал. Как урок превратить в игру

Судьба каждого ребенка зависит от того, какой наставник попадется ему в первом классе. У учителя начальной школы особая миссия, потому-то он и должен быть педагогом от Бога или по крайней мере стараться стать таким. Вот только всегда ли так случается? О том, каковы тенденции развития одной из важнейших ступеней школьного образования, наш корреспондент беседует с членом номинационного жюри «Начальная школа» Всероссийского конкурса «Учитель года-2005», учительницей начальных классов лицея №4 города Рязани Зинаидой КЛИМЕНТОВСКОЙ.

– Зинаида Викторовна, общеизвестно, что не все педагоги, даже самые хорошие, которым есть что показать, охотно идут на конкурс «Учитель года». Учителя начальной школы самые робкие. Часто ли они участвуют в конкурсе?

– Количество участников год от года в этой номинации стабильно и практически не меняется. Учителя начальной школы на конкурс идут, уверенно заявляют о себе и показывают хороший уровень.

– Какое впечатление произвели на вас, практикующего педагога, нынешние конкурсанты?

– Их было семеро. То, что они победили в своих регионах, соперничая с учителями-предметниками средней и старшей школы, говорит, что это люди незаурядные. Судя по прошлому и по этому году, можно сказать, что растет общий культурный и педагогический уровень учителей начальной школы. На конкурс приезжают педагоги, понимающие, зачем они работают, внедряющие новое.

– Мы часто говорим, что есть предметники, а есть учителя начальных классов. А как вы оцениваете саму по себе предметную подготовку учителя начальных классов по математике, по русскому языку, литературе, от которой зависит, с какими знаниями ребенок придет в среднюю школу?

– Не каждый из них, может быть, пока еще умеет должным образом методически оформить свою работу. У наших конкурсантов такие просчеты были. В силу молодости, в силу того, что педагогический опыт не так велик, но у многих конкурсантов в нашей номинации не было видно глубокого осмысления своей задачи. То есть они своими уроками говорили так: я знаю, как преподать эту тему или ее фрагмент, а вот продемонстрировать понимание, зачем она нужна, у них получалось не всегда. А ведь задача-то учителя не в том, чтобы научить правильно писать жи-ши, а в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к знаниям, помочь ему познать радость от того, что эти знания к тебе приходят. Конечно, многие из конкурсантов на пути этого осмысления, зато те, кто вышел в «пятнашку», – Татьяна Сараева из лицея села Долгорукова Липецкой области и Анна Титенкова из выльгортской средней общеобразовательной школы №1 Республики Коми, поразили номинационное жюри глубоким осмыслением своего труда, широким видением того, что они делают. У них наблюдается интеграция предметов. Мне кажется очень важным показать широту той же математики, чтобы не было узкого преподавания темы, блока, предмета. Что порадовало: учитель начальной школы нынче стоит на очень высокой ступени как личность. То, что из семи конкурсанток, во второй тур прошли двое, очень хороший результат, подтверждающий этот вывод.

– С победителями первого тура все понятно – они хороши, поэтому и вошли в состав «пятнашки». А вот как обстояли дела с остальными пятью конкурсантами вашей номинации, они совсем не отвечали требованиям, которые предъявлялись?

– Ну что вы! Конкурс есть конкурс, и в нем все не могут стать победителями, однако солидным потенциалом обладают практически все. Так, мое внимание на протяжении всего конкурса привлекала Светлана Сускина, воспитатель дошкольного образовательного учреждения «Осинский детский сад №2» из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Светлана Михайловна чувствует детей, видит их. Конечно, как «дошкольница», она несколько выпадала из общего ансамбля, но учителям начальной школы можно было поучиться тому, с какой любовью и заботой Сускина относится к детям. Причем она показала не только любовь, но и глубокое понимание ребенка. Что не удалось Светлане Михайловне, так это более системно представить опыт своей работы. Вторая «дошкольница» – Венера Нигматуллина – преподает английский язык в детском саду №4 «Солнышко» в поселке Параньга Республики Марий Эл. Девушка очень талантливая, для ее учеников английский язык превращается в такую же увлекательную игру, как жмурки, прятки или классики. Правда, она пока по молодости не всегда может применить свой талант в учебной деятельности, но я вижу, что у нее прекрасное будущее. Вне всякого сомнения, профессионал самого высокого уровня Ольга Иванова из псковской городской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида №6 с продленным днем. Она работает со сложными детьми, требующими особого подхода, и уже имеет свои наработки. Интересно работает в рузаевской средней школе №8 с углубленным изучением отдельных предметов Галина Митина. Она использует на уроках различные медиаматериалы, межпредметные связи, проблемное, личностно-ориентированное обучение, уделяя при этом большое внимание воспитанию у своих учеников доброты, отзывчивости, сострадания. Как рассказывает сама Галина Александровна, она привлекает к воспитательной работе родителей своих учеников, используя многолетний опыт своей мамы – тоже учительницы начальных классов, работающей в той же школе №8. Я думаю, это очень важно – использовать опыт старшего поколения, сохранять и приумножать традиции. По собственному опыту знаю, что сначала важно качественно воспитать ребенка, сделать так, чтобы он ощутил вокруг себя ауру духовности. Это тот фундамент, без которого невозможно все остальное. Что касается Людмилы Мещеряковой, маститого педагога из средней школы №134 «Дарование» из Волгоградской области, то она прежде всего психолог. Людмила Федоровна показала на конкурсе опыт психологической поддержки детей на уроках. Мещерякова руководит опытно-экспериментальной лабораторией учителей начальной школы, ведет исследовательскую работу по теме «Организация педагогической поддержки саморазвития и самосовершенствования учащихся младших классов», читает лекции в Волгоградском институте повышения квалификации, готовит всевозможные дидактические материалы, сборники задач, упражнений и дидактических игр. Вообще на конкурсе большое значение имеют баллы, но если кто-то по одному-двум баллам отстал от лидеров, это вовсе не значит, что по каким-то параметрам он не может тех же лидеров обойти.

– Вы похвалили Светлану Сускину, скажите, а в какой мере она готова заниматься предшкольным обучением?

– Я думаю, что как раз такие педагоги, как Светлана Сускина и Венера Нигматуллина, способны заниматься реализацией таких программ. Они в это вписываются довольно органично. После конкурса мы с ними говорили и вместе пришли к выводу, что предшкольное обучение уже реальность, нужно только определиться, как, по каким направлениям его реализовывать, ведь сегодня пока еще никто конкретно не ставил задачу подготовки дошкольников к учебе в школе. Поэтому каждое дошкольное образовательное учреждение ведет ее по-своему, исходя из собственных представлений о том, какой эта подготовка должна быть. Кстати, «дошкольники» на конкурсе очень органично вписались в коллектив учителей начальных классов. Более того, они порой обходили в конкурсных испытаниях учителей начальной школы. Так что можно говорить – их уровень не ниже, а подчас и выше.

– Какие-то тенденции развития начальной школы в будущем вы сумели подметить?

– Мое мнение – учитель начальной школы всегда хорошо знал свои задачи. Если в среднем и старшем звене можно и нужно о чем-то спорить, что-то решать, от чего-то отказываться, в чем-то экспериментировать, то в начальной школе, даже если и происходят какие-то изменения то главное, на чем мы стоим, все равно остается незыблемым. Даже если идет эксперимент по тому или иному направлению работы, то новшества потом внедряются куда спокойнее, чем на других школьных ступенях. Конечно, есть какие-то инновации, которые учитель начальной школы принимает, но есть и такие, которые он не признает, и никто не в состоянии надавить на него, заставить работать не так, как он сам считает нужным.

– Сегодня в начальной школе учат ребенка читать, писать, считать. Завтра же учитель получит ребенка, которого уже научат в процессе предшкольной подготовки всему этому. Изменится ли кардинальным образом работа педагога начальных классов в этой ситуации? Нет ли тут такой опасности: кто-то ребенка всему обучит, а учитель будет его переучивать, поняв, что с малышом работали не по той методике, которую использует он сам?

– Я такой опасности не вижу. Например, к нам в лицей и сейчас приводят детей, которые до того где-то изучали английский язык. Учителя говорят родителям так: нам все равно, изучал ребенок до школы иностранный язык или нет, мы все равно пойдем своим путем, тем, что считаем оптимальным. И они идут по своей методике, используя технологии, которыми владеют. Мне кажется, что учитель начальной школы, имеющий опыт работы, получая читающего, считающего, пишущего ученика, все равно будет работать так, как привык, но расширит учебный материал. Это будет, скажем, постижение той же буквы, с которой ребенок знаком, но уже на другом уровне.

– А не получится так, что ребенка зря готовили к школе?

– Сегодня так и происходит, и будет происходить до тех пор, пока не согласуют учебные планы на предшкольном уровне и уровне начальной школы. Ребенок приходит в школу, ему там скучно, он теряет интерес к учебе. Вообще все упирается в учителя, в его опыт, от него зависит, как ребенок будет развиваться или погрязнет в учебной рутине.

– А может случиться такое: ребенок приходит в первый класс и учитель видит – здесь ему делать нечего?

– Такого варианта не может быть, потому что в первом классе есть математика, которую качественно освоить за год в детском саду невозможно. Одно дело, что ребенка научили хорошо считать, но есть еще письменная работа, есть контрольные, есть обсуждение по разным математическим темам. Дошкольная подготовка позволит ему хорошо изучать этот предмет, но ни в коем случае не заменит обучение в первом классе. На дошкольном уровне важно ребенка развить, на начальном школьном уровне – обучать конкретным знаниям. В нашем лицее я наблюдаю, как учителя начальной школы, принимая самых разных детей, умело используют результаты дошкольного развития и направляют это развитие дальше. Хочу верить, что все российские учителя смогут так работать, когда к ним придут дети в возрасте 6 лет. Причем, думаю, удачнее всего будут работать молодые учителя.

– Что вы пожелали, расставаясь, своим конкурсантам?

– Всегда без устали работать над собой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте