О проблемах и достижениях системы дошкольного образования Омска рассказывает Надежда ЯРОШЕВСКАЯ, заслуженный учитель РФ, начальник отдела общего и дошкольного образования Департамента образования города Омска.
– Дошкольное образование миллионного Омска – это сложная социальная система, состоящая из 179 учреждений: 14 начальных школ – детских садов, 11 центров развития, 29 детсадов общеразвивающего вида, 9 – компенсирующего, 40 комбинированного, 6 – присмотра и оздоровления, 67 детских садов. Сейчас дошкольным образованием в муниципальных учреждениях охвачены более 31 тысячи детей, в учреждениях других форм собственности – 1850. В детсадах более 20 развивающих програм: «Воспитание и обучение в детском саду», «Развитие», «Гармония», «Детство», «Школа-2100». Используются не только комплексные, но и парциальные, по отдельным направлениям: «Мы», «Из детства в отрочество», «Предшкольная пора». Применяются авторские методики. Например, реализуется программа «Дом радости». Его автор, Наталья Крылова, следит, как идет работа. Омские педагоги и сами создают парциальные программы, которые непременно проходят экспертизу в областном Институте развития образования. Каждое учреждение самостоятельно выбирает свой путь развития, но мы следим, чтобы оно было к этому готово: имело материально-техническую базу, обученных педагогов, просвещало родителей.
Второй год в большинстве омских детских садов работают узкие специалисты – по изобразительной деятельности, хореографии, иностранному языку. Привлекли для этого педагогов дополнительного образования. Подготовка детей к школе стала более «профессиональной». Широко реализуются оздоровительные программы, ведь цель дошкольного учреждения – не только развитие ребенка, но сохранение и укрепление его здоровья. У нас в детских садах только бассейнов 37! Больше, чем в школах. Работают спортзалы, ингаляторные, процедурные, физиокабинеты, кабинеты психологов и логопедов. Сегодня уже можно говорить о результатах оздоровительной работы в детсадах – процент больных детей в начальной школе значительно сократился.
– Надежда Андреевна, два года назад остро встал вопрос нехватки детских садов, ведь в свое время в связи с падением рождаемости многие из них закрывались, здания использовали под другие нужды…
– Сейчас, к счастью, услуги дошкольного образования стали более востребованы, потому что детишек появляется на свет больше. Всего горожан дошкольного возраста сейчас 66000. Охват дошкольным образованием от числа желающих поступить в муниципальный детский сад по городу сейчас 72 процента. Очередность большая, но родители встают на очередь в садик сразу после рождения ребенка, «на будущее». Думаю, к 2010 году проблема будет решена. Во всяком случае, так предусмотрено постановлением «О мероприятиях по развитию дошкольного образования на 2006 – 2010 годы». Для его реализации предусмотрено финансирование в объеме почти 40 миллионов рублей.
Уже в прошлом году стало на 58 групп больше, чем в 2005 году, – это практически пять больших 12-групповых детских садов. Удалось это за счет работы по нескольким направлениям: закрыли первые классы в учреждениях «Начальная школа – детский сад», восстановили группы в имеющихся свободных помещениях учреждений, расторгли договоры с арендаторами, не занимающимися образовательной деятельностью. Причем на долгое послеперестроечное время как-то исчезли ясельные группы. Забылось, что по закону полагается принимать малышей в дошкольное учреждение с двухмесячного возраста. Теперь справедливость восстановлена. На ремонт и оборудование каждой группы потребовалось более 200 тысяч рублей, выделенных администрацией Омска. В итоге в 2006 году детские сады стали посещать почти на 2000 ребятишек больше, чем в предыдущем.
Кроме того, мы открыли группы кратковременного пребывания детей в 6 учреждениях дополнительного образования и в 102 школах. Там ребятишки в основном готовятся к школе по два-три часа в день. Зато малыши с нарушением речи, слуха, зрения полностью обеспечены местами в специализированных детсадах. Это замечательно, многие из них выпускаются в школу уже без этих нарушений. Небольшая очередь есть еще в учреждениях, работающих по программам для детей с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата, но уже к сентябрю планируем открыть дополнительные группы.
Проблема очередности – главная, которая волнует и Департамент образования, и администрацию Омска. Сейчас идет ремонт и оборудование еще пяти помещений. Думаем вернуть в «исходное состояние» 10 филиалов школ, когда-то бывших детскими садами. Для их восстановления потребуется около 56 миллионов рублей.
– Трудно представить, что исчезнет очередь в детские сады. Кстати, а не возникнет в таком случае когда-нибудь очередь в школы?
– Думаю, прошлые ошибки не повторятся, все просчитано. Кроме того, и новые школы теперь строятся. Когда в 2005 году мы начали решать проблему поборов с родителей, это тоже казалось невозможным, и скептиков было немало – вроде бы уже сложилась за много лет «добровольно»-принудительная система «пожертвований»… Но ведь удалось! Контрольно-ревизионный отдел Департамента образования провел тогда 46 ревизий финансово-хозяйственной деятельности дошкольных учреждений, выявив финансовых нарушений на сумму почти в миллион рублей. Материалы проверок по двум дошкольным учреждениям были даже переданы в правоохранительные органы. Было принято постановление, согласно которому введен единый тариф на услуги по содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования – от 750 до 950 рублей, в зависимости от режима работы и времени пребывания.
Сейчас путевки в детские сады выдают специальные комиссии Департамента образования. Для определения реальной потребности в местах в дошкольные учреждения и исключения двойного учета сведения внесены в единый городской банк данных. Финансово-хозяйственная деятельность муниципальных детсадов находится у нас на постоянном контроле. Внесение родителями денежных средств на ремонт и иные цели деятельности учреждения реально стало правом, а не обязанностью граждан. С руководителями образовательных учреждений регулярно проводим совещания, разъясняем.
– Надежда Андреевна, получается система дошкольного образования Омска успешна, и проблем нет?
– Успешность ведь заключается не в том, что нет проблем. Их нет у того, кто не работает. Успешность – в том, что возникающие проблемы решаются, хотя, может быть, и не так быстро, как хочется. Многие годы образованию уделялось незаслуженно мало внимания, а дошкольному – особенно. Например, только на статью «Услуги по содержанию имущества» выделялось лишь 11 процентов от необходимой потребности. Представляете, сколько зданий было запущено, какой им теперь нужен ремонт? К чести омских властей, надо сказать, что два года назад, когда начали «возрождаться» детские сады, про национальный проект «Образование» еще никто не знал.
А проблем и сейчас масса. Например, питание – проблема из серии «вечных». Специалисты департамента проделали огромный труд, написав книгу рецептов для детских садов – с рационом буквально на каждый день, с советами по приготовлению. Но в октябре в дошкольных учреждениях введена казначейская система оплаты, согласно которой поставщики продуктов питания участвуют в конкурсе. Выигрывает тот, кто предложит меньшую цену на продукты – таков закон. И, к сожалению, не все победители оказались чистыми на руку. Принятый в 2006 году 94-й Федеральный закон вызывает нарекания. Не всегда дешевле – значит лучше, особенно если это касается продуктов для детей. Пока в закон не будут внесены поправки, трудности останутся.
Еще одна «вечная» проблема – кадры. За последние два года произошла серьезная смена руководящего состава дошкольных учреждений Омска. Во-первых, заведующие сейчас все с высшим образованием, во-вторых, их средний возраст – 40 лет, а не 55, как прежде. Почти половина педагогов тоже имеет высшее профессиональное образование. Но не хватает молодежи. Хотя в этом году, например, впервые в детсады пришли сразу 49 молодых специалистов. Для того чтобы выпускников вузов привлечь на работу в учреждения образования, администрация Омска разработала целый комплекс мер. В частности, молодой специалист, независимо от стажа, может претендовать на получение жилья. Причем 70 процентов его стоимости берет на себя городской бюджет. Правда, соглашаясь на льготу, молодой педагог должен отработать не менее 10 лет, поэтому не каждый решается на такой шаг. Тем не менее уже в 2006 году молодым педагогам выделено 300 квартир. Кроме того, выпускнику педвуза, пришедшему на работу, полагается единовременная выплата в размере 20 тысяч рублей, а ежемесячная доплата к его должностному окладу составляет 1,5 минимального размера оплаты труда в течение трех лет. Понятно, что оклады маленькие, и сумма все равно получается небольшая, поэтому работать воспитателям приходится много. Но, надеюсь, это только начало позитивных перемен.
Комментарии