То, что дети – цветы жизни, воспринимается как аксиома. Впрочем, не все цветы растут в теплицах и на клумбах. Некоторые по нерадивости родителей оказываются на улицах и в детских домах. По официальной статистике, в российских госучреждениях (детдомах, интернатах, приютах, домах ребенка) постоянно находятся до 200 тысяч детей. Приемных родителей обретут менее половины сирот. И только 15 процентов выпускников детских домов приспособятся к взрослой жизни.
Между тем количество иностранных усыновителей для наших детей неуклонно снижается, а российских остается приблизительно на одном уровне. Как убедить людей брать в семьи ребят из детдомов – вопрос почти философский. Одни говорят о необходимости роста самосознания, другие – о материальной помощи. Специалист-эксперт Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лидия ГНЕВАШЕВА уверена: дело вовсе не в несовершенстве законодательства, которое-де плохо стимулирует процесс усыновления, а в несформированности позитивного общественного мнения по отношению к семьям, принявшим детей-сирот на воспитание. Об этом и многом другом она согласилась рассказать «УГ».
– Лидия Анатольевна, какая сейчас ситуация в округе с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи?
– В последнее время у нас наметились положительные тенденции в сторону увеличения количества детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Активное развитие получил институт приемных семей. Если в предыдущие годы создавалось лишь по нескольку семей в год, то в 2007 году образовалось 46 новых приемных семей, а количество приемных детей увеличилось в два раза по сравнению с 2006 годом. На сто детей больше было принято в семьи опекунов, на 25 процентов возросло число усыновленных детей. При этом количество детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, постоянно сокращается.
– Существует ли какое-либо особое материальное стимулирование для людей, решившихся взять к себе в семью ребенка из детского дома?
– Во-первых, надо отметить, что в автономном округе установлены одинаковые выплаты на содержание детей при всех формах устройства. Не делается акцента на развитие какой-либо одной формы семейного устройства сирот.
Ежемесячное пособие индексируется в зависимости от величины прожиточного минимума в автономном округе, а также зависит от возраста ребенка. Первая категория детей – от нуля до шести лет – подразумевает, что родители получают полтора прожиточного минимума. Вторая – от шести до четырнадцати – два прожиточных минимума и от четырнадцати лет до восемнадцати – два с половиной. Если за четвертый квартал 2007 года прожиточный минимум в Ханты-Мансийском автономном округе составил 6676 рублей, то соответственно первая категория получала 10014 рублей, вторая – 13352, а третья – 16690 рублей.
Эта мера социальной поддержки распространяется также на усыновителей и патронатных воспитателей до достижения ребенком совершеннолетия.
Каждому из приемных родителей выплачивается 0,5 ставки воспитателя учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12-го разряда Единой тарифной сетки на каждого приемного ребенка. То есть если в семье мама и папа, выплачивается каждому по 0,5 ставки на одного ребенка – ставка на семью. Кроме того, если в семье находится ребенок до трех лет, то дополнительно 0,2 ставки, а на воспитание больных детей, детей-инвалидов – дополнительно на каждого ребенка 0,3 ставки.
Общий размер всех выплат на содержание детей и заработную плату в 2007 году составил более 500 миллионов рублей.
– Какие особенности существуют в семейном устройстве ребенка?
– Чем быстрее ребенок передан в семью, тем быстрее у него пройдет период адаптации. Органы опеки и попечительства принимают меры к тому, чтобы дети не находились длительное время в государственных учреждениях. При этом мы не стремимся в одночасье закрыть все детские дома, центры и приюты. Одно из новых направлений работы детских домов – подготовка и сопровождение замещающих семей. Ведь такие дети требуют особого внимания, так как большинство из них пережили жестокое обращение, насилие и получили психологические травмы. Приемные семьи должны знать об особенностях развития детей и понимать, что на формирование личности влияет не только генетическая наследственность, но и условия воспитания в новой семье. Если им вовремя не помочь, то вполне возможно, семья не сможет сама справиться с возникающими трудностями и ребенок вновь окажется в государственном учреждении.
– Много ли было случаев отказа от взятых на воспитание детей?
– Во-первых, при жестоком обращении (а бывает и такое) опекуны незамедлительно отстраняются от исполнения обязанностей, виновные привлекаются к уголовной ответственности. Во-вторых, в случае тяжелого заболевания опекуна, изменения семейных обстоятельств, не позволяющих дальше воспитывать ребенка, органами опеки принимается решение об освобождении опекуна от исполнения своих обязанностей и принимаются меры по дальнейшему жизнеустройству ребенка. Случаи жестокого обращения в округе редки, а вот освобождение опекунов по другим обстоятельствам в 2007 году зафиксировано в пятнадцати семьях.
– Как вы боретесь с возвратами детей обратно в детские дома?
– Для того чтобы свести количество возвратов к минимуму, в автономном округе создаются на базе детских домов службы подготовки и сопровождения замещающих семей. Деятельность указанных служб позволяет помочь семье верно оценить свои возможности, определиться с выбором формы семейного воспитания, а также повысить уровень психолого-педагогических знаний. В кризисных ситуациях специалисты службы оказывают профессиональную помощь в преодолении возникших проблем.
Кроме того, в округе ведется масштабная работа со средствами массовой информации, где освещается работа органов опеки и попечительства, даются разъяснения по процедуре подбора детей, а также практические советы по их воспитанию. На протяжении пяти лет осуществляется взаимодействие с окружными и муниципальными газетами, на местном телевидении выходят социальные ролики, а также проблеме сиротства посвящен ряд новостейных и публицистических программ.
Ежегодно проводится телемарафон, посвященный Дню защиты детей.
– А какая из форм семейного устройства на сегодняшний день наиболее распространена?
– Наиболее традиционная форма устройства – опека. Как правило, родственники – бабушки, дедушки, тети принимают детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи. Опека была и остается самой масштабной и популярной формой семейного устройства.
Что касается усыновления, то количество граждан, избирающих эту форму устройства, долгое время оставалось достаточно стабильным. Изменения в окружном законодательстве, касающиеся стимулирования граждан, в 2007 году позволили увеличить данный показатель на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом. Мы надеемся, что эта тенденция сохранится.
С первого января 2007 года в соответствии с окружным законом №84-ОЗ детские дома получили возможность передавать своих воспитанников в семьи патронатных воспитателей. В соответствии с прогнозом в 2007 году на патронатное воспитание было передано 74 ребенка. Мы будем продолжать разъяснительную работу, в результате которой, как надеемся, дети приобретут опыт семейной жизни, пример добрых и заботливых родителей.
– Ханты-Мансийский автономный округ – территория, населенная малыми народностями. Существуют ли в связи с этим какие-нибудь национальные особенности в устройстве детей в семьи?
– Конечно. Если раньше существовали сложности с устройством детей из таджикских и узбекских семей, то сейчас дети этих национальностей востребованы. А вот с детьми коренных малочисленных народов Севера у нас действительно существуют проблемы в устройстве. Это связано в первую очередь с особенностями этнической культуры этих народов. К смерти и потерям они относятся очень лояльно. Для того чтобы дети воспитывались в национальных семьях, мы прилагаем особые усилия.
В 2010 году в Березовском районе, являющемся как раз национальным районом, планируется строительство детского дома. Одна из наших идей – не просто построить типовой детский дом, а сделать национальную деревню. Это позволит не отрывать детей от привычной среды, не травмировать их, сохранить свои национальные корни, владение навыками народных ремесел, искусством и т.д.
– Лидия Анатольевна, сейчас все службы рапортуют о закрытии детских домов из-за того, что, дескать, все дети пристроены в семьи. Какова ситуация с этим в округе?
– В 2007 году два детских дома были закрыты. Один из них был перепрофилирован в коррекционную школу первого и второго вида. Более половины детей из закрытых детских домов обрели новые семьи. Таким образом, у нас остались семь детских домов, две коррекционные школы-интерната для детей-сирот, один специализированный дом ребенка. Кроме того, существуют пятнадцать учреждений соцзащиты, где дети-сироты и оставшиеся без попечения находятся временно. Возможность передачи детей на патронатное воспитание позволила избежать перевода детей детского дома в поселке Горноправдинск Ханты-Мансийского района в другие детские дома в связи с реконструкцией. Воспитатели и сотрудники детского дома взяли на патронат детей, к которым успели привязаться за время проживания их в учреждении. То есть формально ребята числятся воспитанниками детского дома, но живут в семьях.
– В связи с этим насколько вообще на сегодняшний день развита форма патроната?
– Маленьких детей забирают в основном на семейные формы устройства. Наиболее динамично патронат развивается в сельской местности. Там дети находятся в неком замкнутом пространстве. Ребят принимают в семью их учителя, воспитатели детских садов, родители друзей, с которыми они учатся и посещают различные кружки. Понятно, что постороннему человеку сложно взять на воспитание подростка 12-13 лет, с которым он ранее не был знаком. Предварительное знакомство позволяет патронатным воспитателям оценить свой педагогический ресурс, заранее зная особенности характера и поведения нового члена семьи.
Часто возникает вопрос, имеется ли необходимость введения дополнительных мер стимулирования граждан, желающих принять сирот на воспитание, мы считаем, что в автономном округе предусмотрено достаточное число мер материального стимулирования, и основной задачей на сегодняшний день мы видим создание механизмов оказания психолого-педагогической поддержки всем категориям замещающих семей, что является залогом семейного благополучия.
Комментарии