Педагогический стаж учителя школы №574 Татьяны КУЛАКОВОЙ ведет отсчет с 1975 года, но ее сердце было отдано школе гораздо раньше. На ее профессиональный выбор повлияла первая учительница – Валентина Евдокимова. Подражая ей, девочка «преподавала» дома своим куклам. Был в ее «школе» и один живой ученик – непоседливый кот. Эту историю Татьяна Николаевна любит рассказывать своим ученикам, которых у нее за долгие годы работы сотни.
Несмотря на то что в 1971 году Татьяна Николаевна окончила свою 838-ю школу на «отлично» по многим дисциплинам, перспективе стать учителем-предметником она предпочла начальную школу. И вот уже молоденькая выпускница МГПИ им. Ленина с волнением и радостью приняла своих первых учеников.
– Кажется, что это было вчера, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Выбор был сделан не зря, ведь все начинается с начальной школы. Важно с первых дней привить ребенку интерес к знаниям, и тогда его дальнейшее путешествие по миру школьных наук будет захватывающим и полезным.
Моя профессия мне дает энергию, силы, задор, – продолжает учительница. – Я получаю удовлетворение в работе от воплощения собственных идей и замыслов.
…После звонка с последнего урока ее уютный светлый класс пустеет. Теперь Татьяна Николаевна в другой ипостаси – завуч, тактично наставляющая начинающего учителя. В начальной школе, которую Кулакова возглавляет, много молодых специалистов. И она щедро делится с ними своими знаниями и опытом.
Учителя, не отказавшегося ради должности от руководства классом и от полноценной, активной работы с детьми, ценят ученики, родители, коллеги.
– Татьяна Николаевна – заслуженный учитель РФ, член аттестационной комиссии Южного округа, – рассказывает о своем заместителе директор школы Наталья Михарева. – Она глубоко знает свой предмет и прекрасно владеет методикой. Дети тянутся к ней. Надо сказать, что у нас очень сильные учителя начальных классов, поэтому не случайно в этом году наша школа стала экспериментальной площадкой для новых стандартов образования в начальной школе.
Таких педагогов, как Татьяна Николаевна, называют завучем у учительского стола.
– Мне интересно делать открытия, – бережно перекладывая ученические тетрадки, говорит она. – Порой планируешь урок провести по одной схеме, но возникает с детьми доверительный диалог – и начинаешь импровизировать. Конечно, такое получается не сразу, только к концу первого, второго класса. В четвертом классе все мои задумки уже в них. Мы понимаем друг друга. Это и есть педагогика сотрудничества.
Татьяна Николаевна говорит, что в 574-й школе нет учителей, которые бы после звонка спешили домой. Они продолжают общаться со своими учениками, стараются помочь им не путем назидания, а совместно находя решение возникших проблем, организуется помощь между детьми.
Мы говорим с ней о важности воспитания в детях доброты и сострадания. К сожалению, сегодня из-за стремления родителей к финансовому благополучию в некоторых семьях мало уделяется внимания детям, констатирует педагог. Образовавшуюся нишу, увы, заполняет телевидение. Поэтому если проблемы взаимоотношений в ученическом коллективе раньше возникали в 6-7-х классах, теперь они остро стоят уже в начальной школе.
Как они решаются в ее 4-м «Б»?
– Мне повезло с родителями учеников. У нас очень активный и неравнодушный родительский комитет во главе с моей главной помощницей – Ольгой Чепелюк, – рассказывает учительница. – С первого класса мы с родителями поставили перед собой задачу: школа и семья – одно целое, а помощь пап и мам нам должна быть не только материальная (через фонд «Просвещение»), но и моральная. Таким образом, у нас сформировался не только дружный ученический коллектив, но и родительский. А способствовали этому, главным образом, досуговые мероприятия. С первого класса мы ввели традиционные праздники, например День именинника. Родители сами пишут сценарии, готовят костюмы, пекут торты. Ни один праздник еще не был похож на другой. Путешествие в сказку или «расследование» Шерлока Холмса с интереснейшими заданиями. В таких мероприятиях с радостью участвуют все дети, даже те ребята, у которых трудности в воспитании, не остаются в стороне. Они участвуют в соревнованиях, учатся работать в команде, уступать и договариваться друг с другом. Это своеобразная психотерапия. Большую помощь родители нам оказывают и в организации экскурсий. Мы бываем в интереснейших уголках Москвы.
Пользуясь случаем, я попросила свою собеседницу, как завуча начальной школы, рассказать о новых стандартах образования, у истоков которых выпала честь стоять 574-й. Известно, что с 1 сентября включились в этот эксперимент 120 школ столицы, 17 из них – в Южном округе. В этой работе задействован также и 1-й «Б» класс (Ирины Каплуновой) из 574-й.
Как пояснила Татьяна Николаевна, стандарты так называемого второго поколения – это новые подходы к обучению детей. Здесь на первое место выходят предметные компетентности (универсальные действия), социальный опыт, личностные результаты учащихся. Каждое занятие должно стать площадкой деятельности каждого ученика. В школьном расписании наряду с классическими учебными предметами важное место займет физическое, трудовое и эстетическое воспитание. Учитель новой формации обязан научить детей думать, мыслить, рассуждать, доказывать, обосновывать свою точку зрения, искать истину и не бояться делать ошибки.
Конечно, новые стандарты школьного образования прежде всего потребуют изменения сознания самого учителя и технологии работы. Учителя экспериментальных школ Южного округа, пройдя специальную подготовку, к этому готовы. В свою очередь начальник Управления образования ЮАО Нина Минько пообещала поставить в школы-экспериментаторы округа мобильные компьютерные классы.
Татьяна Николаевна Кулакова уверена, что ее маленькие ученики вырастут всесторонне развитыми и гармоничными личностями. И она со своими коллегами, как всегда, готова принять в этом самое горячее и искреннее участие.
Комментарии