search
main
0

Начальник Вольского филиала Военной академии тыла и транспорта генерал-майор Евгений ГРОМОВ Начинать надо с курсанта

Время предъявляет более высокие требования к офицерам, и решать проблему их профессиональной подготовки надо комплексно. А начинать – с курсанта.
Что предпринять, чтобы воспитать из него настоящего офицера? Что в Вольском филиале делается в этом направлении? Очень многое зависит от подбора курсантов. Есть у нас давняя традиция – устраивать день открытых дверей, о котором мы загодя оповещаем молодежь. Юноши, нередко вместе с родителями, приходят в филиал, знакомятся с учебными классами, лабораториями. Но если раньше в числе посетителей можно было увидеть ребят из черноземных областей, даже из Сибири, то теперь из-за материальных проблем они приезжают редко.
Мы также рассылаем в военкоматы, школы, учреждения профтехобразования, воинские части рекламно-агитационные материалы. На места для знакомства с потенциальными кандидатами отправляются наши представители – командиры, преподаватели. И все же такой “географии охвата” – от Калининграда до Дальнего Востока – как было прежде, теперь уже нет. Поэтому в общей массе поступающих устойчиво растет число кандидатов из региона, где расположен филиал.
В процессе профотбора уже в филиале участвуют высококвалифицированные преподаватели кафедр, медицинский персонал, психологи. Особое внимание они обращают на выявление склонности кандидатов к употреблению наркотических препаратов (а определить это бывает непросто), алкоголя.
Но более серьезный “рентген”, я бы сказал, нужен для того, чтобы в самом начале выявить, с какой целью поступает курсант в военное училище – овладеть профессией или получить “свободный” диплом, чтобы потом сразу уволиться из армии. Ведь наш филиал выпускает офицеров продовольственной и вещевой службы – менеджеров с высокой квалификацией.
В этой связи хочется внести такое предложение: по окончании учебного заведения все же выдавать выпускникам диплом ведомственного образца, как это когда-то было. Тем самым мы перестанем за государственный счет готовить специалистов для фирм, гражданских, в основном, коммерческих предприятий.
Есть и такие абитуриенты, которые стремятся за счет поступления в военный вуз уклониться от срочной службы. В середине срока обучения в филиале такой курсант пишет рапорт об отчислении, придумывая разные причины: болезнь родственников, ошибка в выборе профессии. С подобными категориями курсантов следует заключать контракт, в котором четко указывать на обязательное возмещение Министерству обороны расходов за обучение. Кстати, в нашем филиале обучаются иностранцы, и многие из них в случае отчисления из военного вуза по их вине возмещают потраченные на них средства.
Надо сказать, что процент “уклонистов” в филиале невелик. Основная масса – это толковые, грамотные ребята, в большинстве из трудовых семей, а также послужившие в армии. Мы отдаем предпочтение и детям-сиротам, потерявшим родителей в Афганистане, Чечне. Но чтобы все они с достоинством дошли до путеводных лейтенантских звездочек, с ними надо очень много работать. Для этого есть различные испытанные временем методы и средства: индивидуальная работа, поощрение лучших, вовлечение курсантов в научную деятельность. Плюс спортивные мероприятия, художественная самодеятельность.
Всю эту работу ведут командиры взводов, рот, воспитатели, преподаватели, которые, кстати, у нас закреплены за курсантскими ротами. Там они бывают повседневно, занимаются укреплением дисциплины, нравственным воспитанием, помогают в учебе.
Большое дело делает и группа профотбора под руководством полковника Евгения Шорикова. В кабинет, оборудованный всем необходимым, курсанты приходят и по собственной инициативе, и по направлению командиров или вызову специалистов группы. Там ведется психологическое сопровождение курсантов, изучение отобранных из их среды кандидатов на должности командиров отделений и заместителей командиров взводов. Под пристальным вниманием группы караульная служба. Заступающие на пост курсанты проверяются по специальным методикам. В постовых ведомостях – заключение и росписи представителя группы.
Некоторые курсанты, особенно из гражданской среды, познакомившись с армейской действительностью во время стажировки, меняют свое мнение об офицерской службе, пугаются объективных трудностей. Бывает, влияет и знакомство с удачливыми предпринимателями. И вот в конце пятого курса у выпускника смещаются жизненные ориентиры. Если это случилось в результате неустойчивой профориентации и слабой военно-профессиональной направленности, видимо, есть смысл знакомить курсантов с армейской действительностью еще на младших курсах. Для этого можно включить в программу обучения вместо одной – две стажировки. На втором курсе в должности младшего специалиста тыла и на пятом – в должности начальника службы, как это было в нашем училище еще несколько лет назад.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, мне кажется, надо восстановить в курсантских ротах заместителей командиров по воспитательной работе. Ведь в каждой роте – по сотне курсантов, а батальонному воспитателю дойти до души и сердца каждого из трех-четырех сотен питомцев. ох, как не просто.
После того, как отшумел выпускной вечер, и выпускники ушли в войска, важно не забывать о наших питомцах, поддерживать связь с ними, с их командирами. Мы заказываем командирам отзывы на наших выпускников, интересуемся, насколько они соответствуют занимаемым должностям. Порой, к сожалению, сталкиваемся с равнодушием. По итогам 2000 года, к примеру, всего на 22 процента выпускников филиала поступили отзывы. Многие командиры, видимо, не понимают, что подготовка специалиста – наше общее дело. Оценка из войск позволяет корректировать учебный процесс, давать курсантам те знания и навыки, которые нужны в войсках.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте