«Вопрос, каким должен быть современный директор образовательного учреждения, одновременно интересный и сложный». С этих слов начала свой ответ Наталья КОРОЛЕВА, первый заместитель начальника Главного управления образования администрации Воронежской области.
– У нас в регионе сложилась четкая система работы с руководящими кадрами. В областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования действуют курсы для резерва руководящих кадров. Управление образования регулярно проводит обучающие семинары как для директоров школ, так и для их заместителей, отработаны механизмы материального и морального стимулирования. Традиционно накануне нового учебного года работники Главного управления образования и сотрудники ВОИПКРО выезжают в четыре образовательных округа области и проводят встречи с управленцами на местах. Все это позволило за последние годы практически ликвидировать текучесть кадров руководящих работников образовательных учреждений.
Ориентация директорского корпуса на освоение программно-целевого подхода в управлении школами дает положительный результат. Сейчас уже многие директора не только грамотно анализируют работу школы, но и ставят перед коллективом новые, реально достижимые цели. И это воплощается в нормативно-управленческом документе – образовательной программе, в разработку которой вовлекается весь педагогический коллектив. Эти программы проходят экспертную оценку на местах, а потом становятся основой для аттестации школы на статус базовой.
– Наталья Александровна, к директору базовой школы предъявляются какие-то особенные требования?
– Он обязан знать и понимать политику, стратегию и тактику не только своего учреждения, но и всего школьного округа, участвовать в формировании и развитии целостной образовательной системы. Ведь базовые школы становятся ядром школьного округа – территориальной образовательной системы, состоящей из учреждений образования, классов и групп различных направлений, профилей, специализаций, которые обеспечивают образовательные потребности детей, проживающих на данной территории, и учитывают их возможности.
Мы сегодня ориентируем директорский корпус региона на то, чтобы каждый руководитель образовательного учреждения умел грамотно и в определенной степени научно обоснованно решать проблемы, связанные с методикой и технологией обучения и воспитания. Мог обеспечивать свободу выбора ребенком и его семьей своего пути в образовании, а также умел правильно анализировать происходящее и ориентироваться в непростой переменчивой жизни. Законодательство в сфере образования и выданные школам лицензии предоставляют большие возможности в области оказания платных дополнительных образовательных услуг. Но до сих пор некоторые руководители школ просто ждут, когда им дадут в необходимом объеме бюджетные деньги, обеспечат материальными средствами, технологиями, учебными планами и так далее. А поскольку средств не хватает, то, мол, и говорить о развитии школ бессмысленно.
– Но у разных школ возможности в этом смысле различны, и это зависит от многих факторов.
– Да, мы прекрасно это понимаем. Но практика показывает, что при удачно выбранной внебюджетной деятельности и при условии решенности организационных вопросов реализация дополнительных услуг приносит школам весомые доходы. Ведь оказание платных дополнительных услуг не требует от педагогов овладения какими-то дополнительными профессиональными навыками, а от школ какого-либо дополнительного оборудования.
Раньше считалось, что директор должен быть лучшим учителем. Но сейчас руководители прогрессивных школ стали менеджерами, даже, если хотите, предпринимателями, желающими, чтобы их школа имела свои преимущества, а ее выпускники были конкурентными и востребованными на рынке труда и дальнейшего образования. Поэтому, на наш взгляд, необходимо подготавливать директоров как во время учебы в вузе, так и в стенах института повышения квалификации, в том числе и психологически, к тому, что они должны учиться работать со сметой, считать деньги, управлять школой, ее экономикой. А в итоге должны быть готовыми к борьбе за каждого ученика, потому что в условиях подушевого нормативного финансирования сколько детей учится в школе, столько денег и будет выделяться из бюджета.
Умение найти, увидеть уникальные возможности своей школы, ее потенциальные конкурентные преимущества, развитие индивидуальности школы – одна из важнейших задач руководителя. Современный директор должен быть прежде всего компетентным специалистом с устойчивой психикой, обладающим здравым смыслом и ощущением собственной состоятельности, а также умеющим создать благоприятный климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Одной из отличительных черт такого руководителя является то, что зачастую ученики, их родители, да и управленцы разного уровня связывают название школы не только с номером или с населенным пунктом, но и с именем ее директора. Например, в Воронеже зачастую можно услышать словосочетания Ханинский лицей (лицей №1, директор Анатолий Николаевич Ханин), Свердловский МОК (МОК-2, директор Владимир Яковлевич Свердлов). И таких примеров можно привести еще достаточно. Но нужно понимать одно: сделать общепризнанную именную, авторскую школу под силу только настоящему лидеру.
– Вам нравится работать с такими директорами? Ведь за каждым громким именем часто кроется беспокойный характер.
– Мне импонируют те директора, которые обращаются со своими вопросами. Да, их часто называют проблемными директорами. Я таких приветствую! Сам беспокойный, и тебе не даст покоя. Например, директор воронежской школы-интерната №1 Тамара Дмитриевна Черненок. Она своего добивается всегда! И у нее дети в прекрасных условиях, она для них делает все! Есть у нас замечательные директора НПО. Они понимают, что материальная база в училищах не соответствует требованиям времени и что на старом оборудовании современного специалиста для механического или авиационного заводе не подготовишь. И они нас тоже постоянно теребят: надо менять, надо покупать новое оборудование!
– Наверное, для того чтобы возражать начальству, или, как вы говорите, теребить его, нужна немалая смелость. Как считаете?
– Знаете, мы с будущими директорами начинаем работать, когда они еще числятся в резерве. И я первым делом говорю им одно: никогда не надо бояться начальника! А тем более своего непосредственного руководителя. Не будет толку, если ты пришел, промолчал, отсидел положенное время и ушел. У нас ведь иногда такие вопросы поднимают, которые выходят за границы, например, моих возможностей, и их впору решать заместителю губернатора. Иногда я сама предлагаю: давайте попробуем обратиться вот к этому человеку, возможно, он поможет. Меня спрашивают, а ничего нам за это не будет? Я в ответ: хуже в любом случае не будет, поэтому давайте пробовать. Наши директора, как правило, не за себя просят, за плечами у них боль и проблемы их школ, учреждений НПО, СПО, дополнительного образования, вузов – одним словом, проблемы всего образования.
Комментарии