Первый шаг к созданию авиации Пограничных войск сделан в 1923 г., когда для оказания помощи пограничникам, борющимся с басмачами, в Среднюю Азию направили несколько лучших по тому времени самолетов. Тогда же для подготовки летного состава отобрали 40 слушателей Высшей пограничной школы. А первые пограничные авиационные части были созданы 21 июля 1932 г., в соответствии с Постановлением Совета труда и обороны N 100. Вот уже семь десятилетий авиация оказывала и оказывает пограничникам неоценимую помощь в охране и обороне границ. Накануне знаменательного юбилея – 70-летия образования пограничной авиации наш нештатный корреспондент встретился с начальником Департамента авиации Федеральной пограничной службы России генерал-лейтенантом Александром ДУБАСОВЫМ и попросил его рассказать о службе авиаторов-пограничников.
– Каковы роль и место авиации в структуре Погранслужбы, ее основные задачи?
– Департамент авиации – одно из основных структурных подразделений ФПС России. В состав региональных управлений и пограничной группы обычно входят 1-2 авиачасти – отдельные авиаполки и отдельные эскадрильи.
В числе основных – это обеспечение выполнения задач защиты и охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России, морских биологических ресурсов и внешних границ государств – участников СНГ, а также воздушные поиски, дозоры и патрулирование. Сегодня авиация десантирует подразделения и пограничные наряды, обеспечивает боевые действия подразделений при отражении вооруженных нападений, пресечении вооруженных провокаций.
Ни для кого не секрет, что авиационная техника в армии, так же, как и у нас, достаточно изношена. Поэтому одна из основных задач – повышение ответственности должностных лиц за укрепление летной, технологической и воинской дисциплины и правопорядка, систематическая профилактическая работа, направленная на предупреждение преступлений, происшествий и безвозвратных потерь.
Обстановка на границе и в пограничных пространствах России требует перестройки деятельности авиационных сил. Предстоящая в связи с этим оптимизация авиационной группировки позволит более эффективно выполнять боевые задачи.
– Каковы результаты труда авиаторов-пограничников в 2001 году?
– При участии авиации задержано около 30 нарушителей границы, более 120 нарушителей пограничного режима и нарушителей правил рыбного промысла, обнаружено более 300 судов в территориальном море и в исключительной экономической зоне, выполнено свыше 100 наведений на морские и сухопутные цели, высажено (снято) более 1500 пограничных нарядов, выполнено около 5300 полетов на охрану границы, из них около 1800 с пограннарядами на борту, выполнено почти 400 полетов по санзаданиям, эвакуировано почти 1000 больных и раненых, перевезено свыше 7 тысяч тонн грузов и более 67 тысяч служебных пассажиров.
Сегодня трудно представить охрану границы на Дальнем Востоке и в Заполярье, в горных и пустынных районах без участия авиации. Благодаря авиаторам в зеленых фуражках спасены жизни многих больных и раненых. Когда чьей-либо жизни угрожала опасность, авиаторы-пограничники приходили на помощь, эвакуируя людей с самых отдаленных и труднодоступных участков границы. Принцип “сам погибай, а товарища выручай” был и остается законом жизни каждого авиатора.
Наглядный пример профессионализма, мужества и героизма – выполнение боевой задачи экипажем во главе с командиром авиаэскадрильи подполковником Леонидом Константиновым в мае 2001 г.
Экипаж на вертолете Ми-8 выполнял боевую задачу по доставке пассажиров на чеченский участок российско-грузинской границы. При возвращении с боевого задания вертолет был обстрелян с земли. Подполковник Константинов погиб, вертолет получил значительные повреждения. Управление вертолетом взял на себя летчик-штурман капитан Владимир Наров. Экипаж проявил мужество, выдержку и хладнокровие и вывел вертолет из-под обстрела и произвел вынужденную посадку, сохранив жизни пассажиров, которые находились на борту, и вертолет. Леониду Сергеевичу Константинову посмертно присвоено звание Героя России, остальные члены экипажа награждены Орденом Мужества.
Большая нагрузка легла на плечи авиаторов весной 2001 г., когда они оказывали помощь администрации Хабаровского края в ликвидации ледовых заторов на реке Амур, и летом в – тушении лесных пожаров.
В ходе разведывательно-поисковых мероприятий на участке одного из погранотрядов Забайкальского регионального управления ПС РФ при помощи авиации задержали 49 нарушителей пограничного режима и нарушителя границы.
Во время воздушно-поисковых и аэромобильных действий на удаленных и труднодоступных участках российско-казахстанского участка границы, обеспечении жизнедеятельности воинских частей, с помощью пограничной авиации только за один месяц задержали 5 автомобилей, пытавшихся пересечь границу, минуя пункты пропуска, обнаружили 22 большегрузных автоприцепа на территории Казахстана, выжидавших благоприятных условий для пересечения границы, минуя пункты пропуска. Благодаря своевременному оповещению органов погранконтроля эти замыслы осуществить так и не удалось.
В сложных условиях приходится действовать авиаторам в Республике Таджикистан. На нее возложены важные задачи по охране внешних границ СНГ, обеспечению служебно-боевой деятельности и авиационной поддержке воинских частей, воздушной разведке и разведывательно-поисковым действиям.
Заслуживают самых добрых слов и авиаторы-пограничники, охраняющие внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону, континентальный шельф России и природные ресурсы.
На вооружении Тихоокеанского и Северо-Восточного региональных управлений, которые охраняют биоресурсы, в основном самолеты Ан-72, Ан-26 и вертолеты Ми-8, Ка-27. В последние годы там наиболее эффективно использовались самолеты Ан-72. Были случаи применения авиационного бортового вооружения для задержания отдельных судов, ведущих незаконный промысел природных ресурсов, не выполняющих требований государственных морских инспекций.
Например, в апреле 2001 г. для обнаружения судна-нарушителя и наведения на него судна государственной морской инспекции “Антиас” вылетел АН-72. Он обнаружил судно-нарушитель “Карповка”. После всех необходимых мероприятий перед выполнением стрельбы на поражение командир воздушного судна произвел предупредительные пуски НУРС (неуправляемых реактивных снарядов). По радиостанции передано предупреждение о применении оружия на поражение. В результате нарушитель вышел на связь с патрульным судном. Самолет оставался в районе остановки судна-нарушителя до высадки на него осмотровой группы.
Иногда приходится применять оружие на поражение. Так, экипаж самолета обнаружил судно-нарушитель “Парамушир”. После предупредительной стрельбы судно не подчинилось требованиям пограничников. Экипаж вынужден был открыть огонь на поражение. Судно получило несколько пробоин в районе рубки. В результате совместных действий судно было задержано.
В ноябре 2001 г. самолет Ан-72 Тихоокеанского регионального управления, выполняя полет ночью в сложных метеоусловиях, применил бортовое вооружение. Судно-нарушитель было остановлено. За выполнение задачи экипаж был представлен к государственным наградам.
Летный и инженерно-технический состав не раз демонстрировал готовность действовать в экстремальных ситуациях, проявляя при этом мужество, героизм и высочайший профессионализм. В 2001 г. подполковнику Константинову присвоено звание Героя России (посмертно), 34 человека были награждены орденами и 51 человек – медалями. Лучшим среди авиационных частей по итогам 2001 г. признан отдельный авиационный полк Северо-Кавказского регионального управления (СКРУ). На него возложены большие и ответственные задачи по охране границы на Северном Кавказе, включая участок границы с Грузией в Чечне, обеспечение служебно-боевой деятельности погранотрядов, охране природных ресурсов Азовского и Черного морей. В 2001 году авиация СКРУ выполнила более 6 тысяч боевых вылетов, перевезла более 18 тысяч служебных пассажиров и 1 тысячу тонн грузов.
– Как вы оцениваете техническое состояние самолетного и вертолетного парка авиации Погранслужбы?
– В результате того, что часть авиационного парка была передана в состав национальных пограничных войск стран СНГ, самолетный и вертолетный парк ПС РФ значительно сократился. При этом существенно замедлилось его обновление. Из имеющихся сегодня на вооружении самолетов и вертолетов 20% уже морально устарели. Нарушения в системе централизованных поставок материальных средств, транспортной инфраструктуры привели к росту нагрузок на авиацию, которая в некоторых регионах стала единственным средством, обеспечивающим жизнедеятельность пограничных частей и подразделений, особенно на Севере и Дальнем Востоке.
Нарушители границы прекрасно оснащены технически. А находящиеся на вооружении авиации ПС вертолеты неспособны или ограниченно способны решать задачи на границе в сложных метеорологических условиях и ночью, так как их оборудование не позволяет вести поиск и обнаружение нарушителей в этих условиях и производить посадки на неподготовленные площадки. Обстановка на границе и в пограничных пространствах требует перестройки деятельности авиационных сил Погранслужбы с целью более эффективного их применения. В связи с этим пограничная авиация испытывает острую потребность в легкомоторных самолетах и вертолетах отечественного производства, выпуск которых наша авиапромышленность еще не наладила. Такая авиатехника при большей экономичности позволила бы значительно повысить плотность прикрытия линии границы с воздуха. Решение этой, как и многих других проблем, конечно же, зависит от финансирования ФПС России.
– Где готовят кадры для авиации Погранслужбы, каков их профессиональный потенциал?
– В авиации, как и любом деле, ведущий фактор – человеческий. Летчиков и инженеров готовит Курганский военный институт ФПС России, руководящий состав – в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, Военном авиационном техническом университете им. Жуковского. Переподготовку летчики, инженеры и техники проходят в учебном центре. Младших авиаспециалистов готовит наш учебный центр. Сегодня в подготовке летного состава сложилась критическая ситуация. Высококвалифицированные летчики и штурманы в основном достигли предельного возраста службы, а на смену им приходят выпускники с налетом 40 часов и менее. Если раньше в летных училищах выпускников готовили до уровня летчика 3-го класса за 5 лет, то в нынешней ситуации даже невозможно спрогнозировать, когда же молодежь “станет на крыло”. Без решения социально-экономических проблем скоро вся авиационная техника останется на земле, а задачи будут выполнять энтузиасты и лишь частично.
– В истории авиации Погранслужбы немало профессионалов, отмеченных высокими наградами Родины, почетными званиями. Расскажите о них…
– Звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны удостоены 18 авиаторов, а В.М. Голубев стал дважды Героем. В послевоенный период Героями Советского Союза стали два летчика. Шести авиаторам присвоено звание Героя Российской Федерации.
Заслуженными военными летчиками России стали 50 пограничников. Заслуженными военными штурманами России – 12 человек. Еще пятерым присвоено звание “Заслуженный военный специалист России”. А полковнику С.П. Быкову присвоено высокое звание “Заслуженный пограничник России”.
В заключение хочу отметить, что 70 лет со дня создания авиации Погранвойск – прежде всего праздник тех, кто в разные годы служил в нашей авиации и продолжает с честью нести нелегкую службу, чьими подвигами, самоотверженным ратным трудом вписано немало страниц в ее героическую летопись. Верность долгу, профессионализм – отличительные черты авиаторов-пограничников. А юным читателям “Военного образования”, задумывающимся о выборе жизненного пути, могу сказать: профессия крылатого пограничника – прекрасный выбор для тех, кто решил посвятить себя ратному служению Отечеству.
Беседу вел Виктор НОСАТОВ
Комментарии