Владилен Иванович СЫЧЕВ родился 6 октября 1945 г. в Одессе. Окончил Ульяновское высшее командное танковое училище, Военную академию Бронетанковых войск, Военную академию Генерального штаба. Прошел путь от командира учебного танкового взвода до командующего армией. В декабре 1994 г. назначен начальником Академии гражданской защиты МЧС России. Доктор социологических наук, профессор. Награжден орденами “За службу Родине в Вооруженных силах СССР” III степени, Почета, “За заслуги перед Отечеством” III степени.
Женат, имеет сына.
– Владилен Иванович, 9 декабря возглавляемая вами академия отмечает десятилетний юбилей. Какими были эти годы? Что собой представляет академия сегодня?
– Десятилетие – срок относительно небольшой. Но для нашей академии эти годы были наполнены напряженным творческим трудом, обеспечившим быстрое и эффективное становление уникального вуза, его выход на уровень наиболее известных в нашей стране и за ее рубежами высших учебных заведений. Сегодня Академия гражданской защиты МЧС РФ – головной учебно-методический и научный центр в системе военного образования МЧС России. В рамках государственной лицензии готовит военных и гражданских специалистов, в том числе руководящий состав и специалистов иностранных государств, в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по очной и заочной формам обучения, проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в интересах Гражданской обороны России и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В составе академии – Институт развития МЧС России, 24 кафедры и 5 факультетов, где помимо офицеров-слушателей, получающих второе высшее образование, мы готовим гражданских специалистов, курсантов, иностранных военнослужащих.
С 1998 г. академия обучает военнослужащих государств СНГ – специалистов в области гражданской обороны – по программам второго высшего образования. Осуществляется межгосударственный обмен опытом преподавания с Великобританией, Швецией, США, Испанией, Вьетнамом и др.
– Престиж вуза во многом определяется уровнем преподавания в нем.
– Высокий профессионализм и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава традиционны для академии. У нас работают 7 заслуженных деятелей науки РФ, 13 академиков, 3 члена-корреспондента, 28 докторов и 146 кандидатов наук. По инициативе командования академии с 1994 г., комплектовать педагогический коллектив стали опытными преподавателями ведущих военных и гражданских вузов столицы, а также имеющих опыт работы в системе высших офицерских курсов гражданской обороны. Именно этот принцип позволил создать сильный, высокопрофессиональный коллектив. Членом Академии военных наук, Международной академии информатизации и Академии геополитических проблем, доктором военных наук, профессором Владимиром Федоренко, доцентами Анатолием Мудрагелем, Юрием Москалевым, Анатолием Добровым, профессорами Валентином Макаровым, Александром Мизером, Алексеем Лобановым и многими другими мог бы гордиться любой вуз России.
– На знамени вуза слова: “Спасение людей – достоинство отважных”. Приходилось ли вашим питомцам принимать участие в реальных спасательных операциях?
– Сентябрь 1999-го курсанты академии вряд ли забудут. Взрывы в Москве на Каширке и в Печатниках превратили в руины жилые здания, и курсантам третьего-пятого курсов пришлось извлекать из-под обломков тела жертв, видеть слезы и страдания близких погибших. Но никто из ребят не потерял самообладания. Со своей работой они справились профессионально. Да и войну в Чечне курсанты МЧС знают не только по телевизору. Им приходится доставлять гуманитарную помощь, работать в лагере для беженцев в Грозном. А в Чеченской республике безопасных мест не бывает. Как нет их и в бывшей Югославии, где наши “академики” участвовали в гуманитарной операции.
Географию страны офицеры и курсанты командно-инженерного и других факультетов изучают в ходе ликвидации последствий ЧС. Они тушили лесные пожары в Башкортостане, помогали ликвидировать последствия урагана в Москве и Московской области. Всего не перечислить… Очередным испытанием стал и нынешний год. Три недели они тушили торфяные и лесные пожары в четырех районах Подмосковья. Так что чрезвычайные ситуации будущие спасатели изучают не только по учебникам.
– И что же может ваш выпускник?
– Молодой человек в нашем вузе овладевает 17 специальностями, которые может применить практически в любой чрезвычайной ситуации. Любой из наших выпускников – это и бульдозерист, и аквалангист, и парамедик, и… Наряду с этим он способен быстро ориентироваться в любой обстановке, организовать население на борьбу со стихийным бедствием, вывести из шокового состояния пострадавшего, отличить подлинные произведения искусства от подделки и еще немало полезного и необходимого. Например, в нашей учебной программе, кроме общеобразовательных и технических предметов, есть курс спецподготовки – будущих спасателей обучают основам прикладной психологии. В итоге человек с дипломом АГЗ может в течение длительного времени разговаривать с человеком, находящимся под обломками здания, поддерживая в нем психологическое равновесие и веру в вызволение.
Но, думаю, основное достоинство выпускников академии – это дух, определяющий основу профессии. Он – в девизе МЧС: “Предотвращение. Спасение. Помощь. Право на спасение, а значит, и на нашу помощь имеет каждый, и мы готовы ее оказать. Мы следуем одному простому принципу: самое главное – жизнь человека. И нам безразлична национальная принадлежность, вероисповедание, партийность или цвет кожи”. В этих словах – все, к чему мы готовим ребят, все, чем они живут и будут жить.
– Успел заметить: многие офицеры и курсанты награждены государственными наградами.
– У нас действительно немало тех, чье мужество и стойкость отмечены орденами и медалями. Выпускник академии 1999 г. Владимир Легошин, ныне заместитель начальника Центрального аэромобильного спасательного отряда (ЦЕНТРОСПАС), стал Героем России. Сержанты Виноградов и Камалов – кавалеры ордена “Мужества”. Полковник Цыганков, майор Война, старший сержант Бондарев и курсант Лакомов награждены медалью “За спасение погибавших” за ликвидацию последствий террористических актов в Москве. Многие из орденоносцев – “чернобыльцы”, участники разминирований в “горячих точках”. То, что рядом с ними учатся вчерашние школьники, имеет немалое воспитательное значение. Будущим спасателям есть на кого равняться, с кого “делать жизнь”.
– Учиться у вас, наверное, не просто?
– Да нелегко, особенно если учесть, что изначально за основу обучения была взята программа МВТУ им. Баумана, постепенно адаптированная под цели и задачи академии. Так что “дружба” с физикой, химией и математикой – непременное условие нормальной учебы в академии. Но с учетом того, что мы готовим не только “мозги”, но и “руки”, в учебном процессе немалое место занимает профессиональная подготовка спасателей. Так, кафедра аварийно-спасательных работ подготовит по семи и участвует в восьми учебных дисциплинах по программам высшего профессионального, образования. Кроме того, ведется подготовка курсантов по дополнительным специальностям – альпинист, аквалангист и кинолог по программе учебной дисциплины “Аварийно-спасательное дело”, не преподававшейся ранее ни в одном из вузов страны. За последние несколько лет квалификация “Спасатель 3 класса” присвоена более чем 250 питомцам академии.
Едва ли не половину учебного времени по профилирующим дисциплинам отводится практическим занятиям в поле. Курсанты уже на первом курсе получают начальную подготовку в проведении аварийно-спасательных работ с применением аварийно-спасательного инструмента, а также используют снаряжение и оборудование Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда, 294-го Центра спецопераций особого риска, 40-го Российского центра подготовки спасателей, 46-го Кинологического центра, Центра подготовки космонавтов России. Кроме того, каждый обучаемый получает начальную подготовку в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ с применением взрывных технологий, учится вести поиск взрывоопасных предметов и т.п. Такой подход приносит свои плоды. На Всероссийских соревнованиях спасателей, которые являются своеобразным смотром их профессионального мастерства, команда академии в нынешнем году заняла первое место.
– Говорят, академия достойно конкурирует с другими вузами?
– Несколько примеров. В математической олимпиаде вузов Минобороны РФ академия заняла третье место, в математической олимпиаде технических вузов Москвы – второе. Так что интеллектуальный потенциал академии – на уровне самых высоких стандартов.
– Академия – головной вуз по специальности “Защита в чрезвычайных ситуациях”. Что это значит?
– Мы не только готовим профессионалов для войск МЧС, специалистов для поисково-спасательных отрядов и муниципальных служб спасения, но и, обладая соответствующей лицензией, имеем право разрешать обучение по названной специальности в вузах страны. Сегодня науку защищать и спасать людей постигают студенты 15 учебных заведений России. Учатся они по методике, разработанной в АГЗ, а вот специфические вопросы территорий изучают по специальным программам, подготовленным на местах. Таких вопросов, как общего, так и частного характера довольно много. К примеру, зачем в Новосибирске тщательно заниматься вопросами ликвидации последствий землетрясений и цунами? А вот на Камчатке интересны именно они.
– Спасатель – профессия не только опасная, но и гуманная. Это учитывается в подготовке ваших подопечных?
– Главная ценность, которую призваны спасать специалисты ЧС, – человеческая жизнь. Так что одна из наших кафедр – гуманитарных наук – выглядит непрофилирующей, второстепенной, не вписывающейся в общий алгоритм подготовки специалистов, работающих в чрезвычайных ситуациях, только на первый взгляд. Мы всем комплексом занятий формируем у своих питомцев качества настоящих “людоведов” и “душелюбов”, ибо не может состояться спасатель без любви к пострадавшим, без терпимости, жертвенности, милосердия и сострадания.
Сама жизнь заставляет разрабатывать ряд научных направлений, способных вырасти в научные школы. Наиболее перспективные среди них – “Философия риска в чрезвычайных ситуациях” и “Культура личности специалиста МЧС России”.
– А в чем главные трудности?
– Весьма неоднороден контингент, стремящийся поступить в АГЗ. В первую очередь это касается будущих курсантов. Причина одна – низкая подготовленность выпускников средних учебных заведений. Конкурс в академию стабильно высокий – 4-5 человек на место. Но знания абитуриентов зачастую оставляют желать лучшего. И ладно, если бы этим грешили только выходцы из глубинки, где и дефицит учителей, и прочих проблем больше. Но опыт показывает, что и подготовка столичной молодежи, особенно из престижных платных лицеев, не отвечает сумме затрат на обучение. Даже медалисты иных учебных заведений не всегда блещут познаниями.
– Что кроме конкурса помогает отбирать лучших?
– Мы решили действовать нестандартно. Во-первых, академия взяла шефство над расположенным в подмосковных Химках, рядом с вузом, лицеем N17. Теперь там работают преподаватели академической кафедры довузовского образования. Они же позже принимают вступительные экзамены.
Во-вторых, экзамены принимаются в трех регионах – Красноярске, Хабаровске и Москве. Это дает и свои экономические плюсы. Ведь проще отправить в Сибирь и Приморье 5-6 офицеров, чем принимать на своей базе сотни абитуриентов. Благодаря этому нововведению расширилась география приема, что, безусловно, облегчит и распределение будущих специалистов. Далеко не каждый москвич с охотой отправится после выпуска на Дальний Восток или в Забайкалье.
– Что вы пожелаете своим воспитанникам?
– Конечно, в первую очередь хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше кризисных и чрезвычайных ситуаций. Но спасателям еще не скоро придется уходить на покой. Так что желаю всем курсантам и слушателям академии как можно глубже овладевать наукой помогать людям. Потому что спасение – то благородное дело, ради которого стоит жить.
Беседу вел
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии