search
main
0

Начальная школа Рукопожатие победителей

Без лишних слов и лишних… фигур
… – А почему один Вадим выделил зеленый цвет? “Белых”, например, набралась целая команда?
– А, вы о “метристах” – у этих детей доминирует метрический кластер, им очень нравится оперировать числами, складывать, вычитать. Думаю, и их “численное преимущество” связано с традиционной системой начального обучения, где привыкли к тщательной отработке вычислительных навыков.
О чем речь? И почему столь свободно оперирует этими специальными терминами Екатерина Пологутина, учительница 1-й школы г. Пестово Новгородской области? Тут придется следовать согласно заданному ею алгоритму.
Екатерина Александровна Пологутина владеет беспроигрышной, “в десятку” бьющей, особенно на конкурсе “Учитель года России”, технологией. Которая позволяет в пять минут знакомства с совершенно незнакомым классом узнать, как каждый “дышит” – “слышит”, и заговорить на его языке.
Нет, она вовсе не изобретала велосипед. Идею Пиаже “идти от структуры мышления” привезла с психологических курсов Новгородского центра развития образования (кстати, сама закончила факультет психологии и педагогики развития Новгородского педуниверситета). Согласно авторской квалификации структура нашего мышления делится на пять подструктур или кластеров. В зависимости от доминирующего преобладает тот или иной тип мышления.
Поэтому Пологутина разбивает класс на рабочие группы не по принципу “сильных” – “средних” – “слабых”, а по типу мышления. Диагностика проста и занимает минуты. (Разумеется, тут все подходы, методическая разработка – авторские, Пологутиной).
…Второклассники 1004-й столичной школы “проходят” треугольник. Из ряда геометрических фигур, помеченных на доске разноцветными кружками, предлагается выбрать лишнюю. Выбрав, тут же бегут за своими квадратиками, прикалывают вместо значков. Цвет играет тут совсем не главную роль – учительнице сразу видно, кто из какой “стаи”, кто быстрее договорится друг с другом.
Ну а дальше правило: чтобы не сводить все к эмпирическому восприятию, прежде нужно вывести определение треугольника, выделить его свойства.
А потом уж соотносить геометрическую фигуру с определением. Мысль будет задействована, дети ухватят схему – какой-либо объект принадлежит какому-либо множеству объектов.
…Так все и происходит.
“Тот же Вадик отмечает разные длины сторон. Верно, он и выбрал порядковый кластер – для этого типа мышления ближе такие соотношения, как “право-лево”, “дальше-ближе”, “равно-не равно”, легче выполнять задачу по определенному алгоритму. И его решение не могу не принять, для него оно правильное.
“Композиционщик” – из тех, кто разделяет целое на части и, наоборот, хочет “надставить”… трапецию. Тоже верный ход – для этого мальчика. Я не могу отметать ничьего мнения, моя цель – помочь им создать единый образ”.
Илья Яковлевич Каплунович, заведующий кафедрой психологии областного Центра развития образования, не случайно оказался сопровождающим Екатерины Александровны. Своей подопечной доволен:
– На уроке она действовала не вслепую, знала, кому какой вопрос задать, как с кем разговаривать. И дети были оперативны и конструктивны.
…Обычно второклассники при фронтальном опросе не назовут треугольник “замкнутой” фигурой. А вот группа “топологов” как раз на этом “замкнулась”, – они и должны выделять “незамкнутость”, “связанность”, “компактность”…
Понятно, что эту технологию можно продемонстрировать на русском и литературе, природоведении. Но нагляднее всего – на математике.
…На конкурсном уроке Пологутиной за соседней партой оказались мальчик с девочкой, которые во все глаза смотрели на учительницу, буквально открыв рот.
– Да, – улыбается она. – Таких глаз, которые верят каждому твоему слову, больше нигде не увидишь. Это совершенно иной мир, особый стиль отношений. Я ни за что не променяю его ни на что другое.
Сегодня у Пологутиной 2-й класс. Как раз второй год работает она в райцентре, небольшом городке на стыке Вологодской и Тверской областей. До этого – восемь лет в деревне неподалеку.
– Тут и родились? – спрашиваю скорее для галочки.
– Что вы, и предположить не могла, что судьба так обернется. Родилась в Душанбе, поступила в текстильный институт в Ленинграде. С распадом Союза в Душанбе начались известные события. Пришлось бросить вуз, поскольку была командирована республикой.
Оставила трехкомнатную квартиру в городе. Перевезла родителей в деревню. Трудно городскому жителю привыкать к сельскому укладу…
– Сейчас на выходной приезжаю домой, к маме.
– А вы как же в райцентре оказались?
– Случайно, освободилось место.
Илья Яковлевич кашлянул:
– Не верьте, “заметили” в районе. Кстати, она первый победитель области, попавший в число лауреатов конкурса, в “пятнашку”…

Екатерина ПОЛОГУТИНА: урок-импровизация. Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Осенние слова
…Представьте себе тему – “Написание эпиграфа к сочинению “Осень в парке”. Именно ее предложила 4-му “А” 1004-й столичной школы, где соревновались учителя начальных классов, Инна Витальевна Королева.
В “визитной карточке” занятия четко сформулированы его цели, структура. Основные понятия: время года, явление природы, эпиграф, синквэйн, экспромт, ассоциация, части речи. Дальнейшая логика выстраивается в соответствии с технологией развития критического мышления на уроке развития речи.
Ребята закроют глаза и представят осень в виде прекрасной женщины. Попытаются назвать ее (царица, фея, волшебница…). Понравившееся запишут в свой рабочий лист.
Характеризуя осень на репродукции известной картины Левитана, сами назовут ее “золотой”. Попробуют определить ее “действия” глаголом.
Разумеется, у них перед глазами будет множество поэтических отрывков. Удивит метафоричностью Игоря Северянина:

День алосиз.
Лимоннолистный лес
Драприт стволы в туманную
тунику.

В итоге наберется богатый “урожай” “осенних” слов. А эпиграф будут писать особенный, в виде синквэйна, т.е. короткого литературного произведения из пяти строк, которое создается по определенному плану. И тем не менее на глазах у всех происходит, не побоюсь преувеличения, чудо. Рождается экспромт. Такой “класс” показывает педагог петербургской прогимназии “Пансион”!
На перемену ребята выбегают разноцветными – не в переносном, в прямом смысле слова. В краске щеки, носы, ладошки – да, именно выпачканные в припасенных заранее красках ладошки мог приложить, и приложил, конечно, каждый к листу ватмана на доске. Получился листопад, цветопись замечательного коллективного настроения…
На уроке в 4-м “Б” у Александры Валерьевны Назаровой, учительницы начальных классов 91-й нижегородской школы, стихи звучали, что называется, по определению. Тема – “М.Ю.Лермонтов. Биография. “Дары Терека”. Ребята раздумывали над каждой строкой, пытались понять, какой же он на самом деле, этот Терек. Одной группе предстояло доказать: “дик и злобен”. Другой – что, наоборот, приветлив. И поняли: он – живой. Да, он просто живой – и потому так переменчив, трагичен. “Как будем читать первое четверостишие? Громко? Быстро? С каким выражением лица?”
И этих детей ждала неожиданность – они тоже сочиняли пятистишие. По правилу составления синквэйна: первая строка – в одно слово “Существительное” – его тема. У каждой группы своя – “Терек”, “Каспий”, “Лермонтов”. Во второй строке – два прилагательных, которые характеризуют тему. Третья – “Глаголы” – должны раскрывать ее. Четыре слова-предложение, выражающее собственное отношение к теме. И, наконец, ассоциация, связанная с ней.
…Кажется, не было ученика, не прочитавшего лермонтовские строки “с выражением”. К концу же урока знали наизусть весь отрывок. Еще бы: по многу раз возвращались к каждому слову! Без сомнения, теперь эти ученики будут глубже воспринимать художественный текст…
Марине Леонидовне Жиляевой из 33-й курской средней достался этот же класс. И здесь дети учились внимательному отношению к языку литературного произведения.
…Прежде чем прочитать рассказ К.Г.Паустовского “Подарок” попадут в лес. “Шумели листья под ногами, мы шли опушкою лесной”… Что можно увидеть, услышать, почувствовать в осеннем лесу? Руслан ощущает “прикосновение ветра”, Катюша – “осеннюю свежесть”…
Как точны и неожиданны все-таки маленькие дети.

В дружеском кругу
…Гулия Валиуллина, ведущий учитель 22-й школы Нижнекамска, предложила третьеклассникам “Путешествие в страну “Эвристика”. В качестве транспорта – воздушный шар…
Игру предваряет гимнастика, разминка с мячом, сначала нужно проверить реактивность мышления. Затем уж – “гимнастика для ума”. Интересно, умеют ли дети обобщать, синтезировать. Знакомство с новым материалом. “Хочу все знать” – завершающий этап. …Гулия Хасаншиевна призналась, что написала один план урока, а провела совсем другой. На ребят буквально посыпались шуточные вопросы, загадки, ребусы. Они тем и хороши, что вызывают неординарные ответы. Игра завершается… поздравлением. С победой. Ведь строится она в форме соревнования.
22-я с углубленным изучением английского известна в городе. Совместно с Татарским институтом содействия бизнесу его Нижнекамский филиал разработал авторские программы, ведутся предметы, позволяющие воспитать “конкурентоспособную личность, адаптированную к сложным экономическим и социальным условиям”.
– Зажигать искру творчества, удивлять детей ежедневно – главная моя задача.
Судьба предоставила Г. Валиуллиной шанс стать исследователем в области эвристического мышления – составной части творчества. Результат – собственная программа “Эвристика” для 1-3-х классов.
…У Людмилы Александровны Шаповаловой из 2-й школы г. Колпашево Томской области также свой факультативный курс “Я в этом мире”. На уроке в 3-м “Г” учились общаться. Любое общение начинается с совместной деятельности – работы, игры.
К доске Людмила Александровна пригласила тех, кто… умеет играть на музыкальных инструментах. Ребята удивились: никакой “музыки” в классе не было, а учительница удивляла дальше – предложила почему-то Саше и Денису пожать друг другу руки.
Потом к доске вышли ребята, у которых есть брат или сестра… Собака… И, наконец, последний вопрос собрал в круге весь класс – оказалось, с хорошим настроением в школу пришел каждый. Веселый дружеский круг…
…Шалва Александрович Амонашвили, член жюри, оказался в затруднительной ситуации.
– Я просмотрел шесть прекрасных уроков. Каждый – с “изюминкой”, по-своему необычен, что связано с личностью учителя, его обаянием, способами, характером общения с детьми. Ребенок, педагог, учебный материал, пафос урока – в этом должно проявляться естество…
Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте