И художник, и актер, и певец, и дирижер…
Игры на уроках
“Путешествие на транспорте”
На доске изображены рисунки разных видов транспорта (по превышающей скорости).
Под каждым рисунком учитель записывает задания различной степени трудности.
Задание #1. Разбор слов по составу:
Задание #2. Вычисли:
Мои второклассники с удовольствием играют в эту игру. Здесь они могут попробовать свои силы в разноуровневом задании, выбрать сами себе задание, сделать свой выбор, проявить себя. Ученик, который не справился с заданием, может выбрать задание менее сложное. А задача учителя – наблюдать за каждым учеником, чтобы видеть его ошибки и своевременно их исправить. Эта игра помогает мне учитывать психологические особенности детей, решать не одну, а целый круг задач.
“Волшебный прямоугольник”
Игра развивает внимательность, сообразительность, активность. Она используется мною как разминка-физминутка и дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость и утомляемость. Ценность данной игры – в пополнении лексического запаса учеников. Дети узнают из этой игры много новых слов: названия профессий, цветов, животных, машин, знакомятся с культурой обслуживания.
При изучении темы “Сложные слова” использую прямоугольник. Можно читать слова по вертикали, горизонтали, диагонали, сверху вниз, снизу вверх. И вот мои второклассники начинают выдавать всевозможные слова.
Ценность этой игры состоит в том, что она совпадает и имитирует манеру игры детей в считалочки, скороговорки, загадки и способствует не только автоматическому, но и осознанному запоминанию многих слов.
Предлагаемые учителем правила аналогичны правилам играющих детей. У детей есть азарт, им хочется многое узнать, а для этого надо и многое выучить. Цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.
“Художники”
Использую эту игру на уроке математики. Она позволяет ученикам творчески подойти к своей работе. Дети должны на клетчатой основе тетради с помощью различных геометрических фигур нарисовать предмет на любую тему, заданную учителем, по следующей тематике: транспорт, инструменты, животный и растительный мир, игрушки и так далее. Можно предложить выполнить работу по образцу учителя, а можно создать алгоритм составления любого рисунка под диктовку учителя. Я даю творческие задания типа: “Сделай что-нибудь свое”, “Дополни рисунок”, “Составь рисунок из элементов”. Это нужно и важно для того, чтобы развить руку ребенка, осуществить творческий подход к каждой детской работе.
Немаловажное значение этой игры – умение детей распознавать геометрические фигуры. С помощью этих рисунков ребята узнают о ломаной линии, прямой, отрезке, могут их сравнить друг с другом. На уроке прослеживается связь с уроками компьютерной грамотности: проведение вертикальных, горизонтальных линий влево и вправо, работа по составленному учителем алгоритму. Эта игра учит детей ориентироваться в пространстве, рассматривать предмет с разных точек зрения, анализировать, сравнивать.
“Найди путь самолета”
К доске прикрепляется самолет, а вокруг него располагаются пункты: Саратов, Самара, Пермь, Казань… Под каждым городом записан пример. Эту игру я использую на устном счете. Ученики производят вычислительные действия, записывают ответ, а затем все числа соединяют между собой в порядке возрастания или убывания, получая фигуру, которую они соотносят по признаку сходства с тем или иным предметом.
Кроме того, эта игра не только отрабатывает вычислительные навыки, но и вводит детей в круг географических понятий (названия городов, карта и т.п.). Дети видят, какой путь может совершить самолет, чтобы полететь до конечного пункта. Сами этого не подозревая, включаются в серьезный труд, работают с интересом, увлеченно, и это влияет на результативность обучения.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока. Но любая игра предъявляет к учителю целый ряд требований: быть готовым к неожиданным вопросам, уметь задать нужный вопрос, читать истинный смысл поступков учеников по их движениям, жестам и мимике, готовить наглядный материал для дидактических игр, раздаточные пособия.
Наглядные пособия, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал – это все побуждает ребенка к работе, увлекает его, заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, повышает интерес к учению. Я стараюсь все чаще и чаще использовать не явную наглядность, а переход к схемам-опорам.
“Домино”
Дети очень любят эту игру, где я использую раздаточный демонстративный материал.
Тема: “Сложные слова” (2-й класс).
Дети соединяют части слов, получают сложные слова и самостоятельно приходят к выводу, когда пишется соединительная гласная О, а когда – Е. Ребята рады своим открытиям, они трудятся, они думают, они мыслят, они узнают много новых слов. Мои дети все очень любят работать у доски.
В своей работе я использую настольные доски (дерматин, губка, мелок), где дети работают самостоятельно на индивидуальных досках, а учитель видит результат каждого ученика.
Виды перфокарт, используемые в своей работе.
Работа в группах – один из любимых видов работы у детей. Они в процессе игры думают не только о своей победе, а о результатах всей команды. Парная или групповая работа – формирование навыков взаимоконтроля и взаимооценки. Учащиеся работают с интересом, увлеченно. На таких уроках осуществляются и воспитательные цели – чувство ответственности, самопроверки, добросовестности, взаимного уважения, радости за успехи товарищей.
“Игра в слова”, “Словарики”,
“Проверяй-ка”
Дети закрывают листом бумаги буквы, которые записаны с левой стороны перфокарты, и начинают читать слова, вставляя нужную букву, тем самым они проверяют себя и своего партнера. Эту работу можно провести в парах, группах, индивидуально.
Я уже говорила, что учитель на уроке – это режиссер и актер. Урок, выстроенный по законам режиссерского искусства, содержит в себе заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. На уроке всегда должны присутствовать элементы импровизации. Во время урока учитель управляет вниманием учеников, завораживает их искренностью своих чувств. Через эмоции учитель обращается к сознанию учеников. Каждый учитель обязан ставить себя на место воспитанников, сопереживать, радоваться с ними. Это умение профессионально значимо.
На уроке приходится использовать различные воспитательные приемы, разнообразную педагогическую технику. Педагог должен уметь показать огорчение, сочувствие, веселье, разочарование. Обладая богатой мимикой, учитель в отличие от актера играет себя, и это должно быть убедительно. Я стараюсь во время урока давать жестами сигнал о включении в работу, подсказывать вид деятельности, быть художником, сказочником, певцом, учеником. И это все помогает мне решать педагогические задачи.
Татьяна СТАРОДУБОВА,
учитель начальных классов гимназии “Перспектива”
Самара
Комментарии