Шалва Амонашвили
Школа жизни
Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики
Третья страсть
Страсть к свободе имеет свое уникальное, именно природное свойство, которое остается без педагогического осмысления. Дело в том, что свобода для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сама природа в ребенке стремится, так сказать, к свободной несвободе. Это ярко видно на примере групповой ролевой игры. Ребенок вправе свободно (с чувством хотения) выбирать, в какую игру играть, какую взять на себя роль. Он вправе включиться или не включиться в коллективную игру. Заставить его играть абсолютно невозможно, возможно только приохочивать его к игре. Однако если он включается в игру и выбирает в ней роль, то он знает, что обязан будет подчиниться правилам игры, играть по правилам. Иначе дети выгонят его из игры, скажут: “Ты не умеешь играть. Ты нам мешаешь. С тобой неинтересно играть”. То есть подтверждается, что ребенок внутренне готов к свободной несвободе, к упорядоченной, узаконенной, общественно дозволенной свободе, к сужению безответственного проявления иных своих потребностей.
Здесь следует сказать об одной обьективной закономерности педагогического процесса: дело в том, что этот процесс несет в себе необходимость принуждения, то есть ограничения свободы ребенка. Закон принуждения усугубляется в авторитарном педагогическом процессе, однако он не исчезает и в гуманном педагогическом процессе. От ребенка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий порядок школы и т.д. Это как правила ролевой игры: их надо принять, им надо подчиниться. В гуманно-личностном педагогическом процессе закон принуждения может быть нивелирован, ибо в нем создаются условия для приглашения и удовлетворения, дальнейшего развития и становления природных сил ребенка. А страсть к свободе рождает принцип сохранения за ребенком чувства свободного выбора. Среди этих условий одно из ведущих мест занимает, как уже было сказано, изящное, искусное исполнение педагогических процессов, а также равноправное общение с ребенком, любовь к нему, вера в его возможности, сотворчество и сотрудничество, взаимное уважение и взаимная обязанность.
Кроме описанных общих движущих сил, каждый ребенок, как неповторимость, в зависимости от своей миссии и направленности несет в себе свои индивидуальные силы – способности, дарования, возможности, свои личностные качества. Следует осознать истину, что каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Распознавание неизменной сущности ребенка станет ключом к его личности.
Подытожим все сказанное о главных тенденциях природы ребенка.
Природа в ребенке, психика ребенка есть целостное явление, а сам ребенок – целостная личность. Природа в ребенке проявляет себя в трех мощных движущих силах; они переживаются им как страсти, стремления, которым он подвластен. Представим эту картину природы ребенка в виде треугольника, грани которого обозначают страсти к развитию, взрослению и свободе. Внутри треугольника заключено условие целостности личности ребенка – психика, дух, огонь проявления, в целом энергия его души и духовности, которая стремится к высвобождению, то есть к проявлению, развитию и утверждению. Все это заключено в круге, который есть процесс образования, педагогический процесс со всеми его компонентами. Этот процесс образования, этот педагогический процесс будет гуманным настолько, насколько он в состоянии вбирать в себя ребенка со всеми его страстями, стремлениями, опережает во времени пробуждение этих страстей, будит и провоцирует их и создает условия для их становления. Чем гармоничнее, целостнее будет это единство, тем успешнее и полнее будет вырисовываться в ребенке из его внутреннего огня духа его будущая личность, качества его личности, тем успешнее соприкоснется ребенок, ставший взрослым, со своей миссией. Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения. В этом суть гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.
VI. О сущности образования в “Школе Жизни”
Знания, тем более высшие знания о строении мироздания, о законах природы и веществ, о силе психики могут облагораживать человека лишь в том случае, если он принимает, присваивает их через уже облагороженное сердце, этот дом духа. Ум, постигая знания через сердце и духовность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности и тем более имея под собою огрубленное, ожесточенное, озлобленное сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего.
В силу сказанного следует заключить, что в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.
Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать: образы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озаренные сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой…
Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и утонченными образами, питающими душу и сердце ребенка. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, устремленного по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами цивилизации. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для жизни того же ребенка.
Для полного понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной педагогики, следует воспользоваться еще одним штрихом от понятия Просвещение. Это понятие тоже всецело принадлежит становлению духовной сферы человека. Просвещать – значит рассеивать тьму в сердце и душе человека, помогать человеку воспринимать (в-ос-принимать!) мир более широким спектром, радоваться и восхищаться (в-ос-хищаться!) явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.
Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или меньшей степени автономно друг от друга, тем не менее все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает и возникает качественно иное педагогическое явление.
С процессом образования может быть сопоставлен существующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако безликость и абстрактность формулировки “Педагогический процесс” преодолевается формулировкой “Процесс образования” или же “Образовательный процесс”.
Исходя из правил стилистики, в тексте данного трактата наряду с превалирующим применением термина “Процесс образования” (“Образовательный процесс”) применяется в качестве эквивалента термин “Педагогический процесс”.
“Школа Жизни” есть пространство, насыщенное процессом образования. Он так же прозрачен, как воздух, но так же необходим для ее жильцов, устремленных к развитию, взрослению и свободе, как воздух.
VII. О целях образования в “Школе Жизни”
На пути достижения этой высочайшей цели человечеству приходится поколения за поколениями, шаг за шагом преодолевать трудности восхождения по скалистой лестнице духовности, нравственности, образованности. Не обходится и без срывов и падений. Полоса технократической эпохи, эпохи погони за материальными благами ознаменовалась снижением духовности, высокой нравственности, обесцениванием высших идеалов. Эта эпоха исказила облик человека. Человек стал хотя интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его больше замкнулись на личном благополучии, и в меньшей степени обращены они на всеобщие блага, на духовные запросы. Эта эпоха технократии низвела высочайшие цели образования до эгоистических и грубо материалистических запросов: вооружить молодое поколение прочными знаниями основ наук, дать им возможность “устроиться” в жизни и преуспеть в накоплении благ технократической цивилизации. Процесс обучения вытеснил из школы целостный образовательный процесс. Педагогическая наука этой эпохи универсализировала принцип авторитаризма в педагогическом процессе, увлеклась разработкой проблем дидактики (процесса обучения) и созданием отдельных дидактических систем с усиленными возможностями развития интеллекта. Такие цели школы, как становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности, хотя и провозглашались, но в качестве придатка и результата обучения.
Самая новая и самая оригинальная книга та, которая заставляет любить старые истины.
Л. ВОВЕНАРГ
На “Методической кухне” хозяйничала Ольга КУТАСОВА
Комментарии