Зачем первокласснику космос?
екабрьская коллегия министерства приняла очень важные решения для начальной школы. Одно из них – отныне в начальном звене на равных правах функционируют три целостные вариативные системы. Раньше была традиционная начальная школа, работающая в двух режимах – трехлетнего и четырехлетнего образования. Сейчас, помимо этого, действуют системы Занкова и Эльконина-Давыдова. В средней и старшей школах таких сформированных целостных систем нет. А вообще три системы функционируют в начальной школе с 1993 года.
Следующее важное решение коллегии – постепенный переход школ России на четырехлетнее начальное образование. На коллегии медики, психологи, физиологи говорили, что все-таки в начальной школе большая перегрузка, отрицательно влияющая на здоровье. Конечно, ребенок комфортнее себя чувствует в четырехлетней школе. Переход должен осуществляться, исходя из реальных возможностей территорий, готовности школ, педагогических кадров. Четырехлетка существует с середины 80-х годов, накоплен некоторый опыт. Авторы систем Занкова и Эльконина-Давыдова сейчас разрабатывают материал для детей 6 лет, для первого класса четырехлетки. Значит, уже через два-три года и эти системы будут существовать в режиме четырехлетнего обучения. В то же время есть учителя, которые не работали по четырехлетке, а возраст детей 6 лет весьма специфичен. Здесь особая методика, особый методический аппарат учебных пособий, учебников, по которым дети должны получить наглядные представления. Шестилетки “мыслят руками”, т.е. постигают все через деятельность.
Очень серьезна проблема подготовки педкадров. Наша академия разработала программу повышения квалификации учителей, которую можно использовать в регионах России, в институтах повышения квалификации. Сейчас мы всех управленцев и методистов районного, областного, регионального уровня обучаем на базе академии, чтобы они хорошо, правильно ориентировались в том, что сегодня происходит в начальной школе.
Один уровень вариативности – это целостная система, то есть полный комплект всех предметов, выстроенный в определенной концептуальной версии. Помимо этого, в нашей традиционной школе широко распространяется вариативность на уровне предметов. В 90-е годы была одна “Азбука”, одна “Математика”, один курс природоведения… Сейчас их у нас по 3-4. Таким образом, перед учителем начальной школы – свобода выбора. Учитель может выбирать из вариативных курсов те предметы, которые по содержанию и методике в большей степени соответствуют ученическому составу, с которым он работает в классе. Совершенно иная ситуация! Учитель из роли исполнителя перешел к роли проектировщика индивидуальной содержательной модели начальной школы. Сегодня учитель должен быть в большей степени аналитиком, хорошо ориентироваться в вариативных программах. Сейчас на основе решения коллегии трансформируется содержание образования. Меняются образовательные стандарты.
Учителю предоставили свободу, но ведь надо уметь ею пользоваться, учиться этому через систему повышения квалификации, через районные методические центры, методические обьединения и кафедры. Все это отражено в предложенных нами темах к августовской конференции.
Летний номер журнала “Начальная школа” полностью посвящен новым курсам, которые вводятся в текущем году. Учитель сможет прочесть информационно-методические письма, составленные авторами курсов, – об особенностях построения курса, содержания, методического аппарата, преимуществах. Это дает ему первоначальный ориентир для выбора. Потом он перейдет к анализу программ, выберет учебники и учебные пособия.
Вариативность обострила существовавшие ранее проблемы преемственности дошкольного и начального образования, а также между начальным и средним звеном. Сейчас разрабатывается проект создания школы преемственности, материнской школы. Статистические данные показали, что около 50% детей дошкольные образовательные учреждения не посещают. У некоторых родителей нет возможности платить за дошкольное учреждение. Именно эти дети, поступая в школу, испытывают трудности, потому что дошкольное образовательное учреждение все-таки дает хорошее образование и воспитание. А ребенок, выпавший из этой системы, многого не получает.
“Материнская школа” – для 5-6-летних детей, которые не посещают дошкольные учреждения. Предполагается, что занятия можно проводить в каникулы или в конце мая-начале июня, когда заканчивается школьный год и освобождаются учителя. Те, кто берет на будущий год первоклассников, заинтересованы с этими детьми поработать. Все занятия, разработанные для этой школы, – ориентир не на то, чтобы как можно раньше ребенка научить читать и писать (это задача начальной школы), а на то, чтобы развить его способности. Чтобы ребенок чувствовал себя нормально, не испытывал перегрузок. С этим много лет работает Псковский институт повышения квалификации, наша база. Например, у маленьких детей плохо развиты мелкие мышцы. Еще в 80-е годы физиологи говорили: несколько минут письма для первоклашек по нагрузке равнозначно полету в космос. Тело сковано, поза непривычная, все мышцы напрягаются. Поэтому его не будут учить, как сидеть, ручку держать, а будут заниматься лепкой, вязанием, рисованием, т.е. занятия ориентированы на развитие воображения ребенка. Этот возраст благодатный для фантазирования. И воображение нужно развивать. Психологи говорят: если в этом возрасте оно будет развито недостаточно, то это повлияет на всю жизнь.
Что еще нас ожидает? Разработан бесплатный комплект пособий в помощь учителям. Разрабатывается типовое положение об учреждении школа – детский сад, нормативный документ, который де-юре определяет то, что существует де-факто. В комплексах более комфортные условия для ребенка, щадящий режим. Это тоже ход решения проблемы преемственности. А проблема эта очень серьезная – преемственность между начальной школой и средним звеном, особенно с появлением систем развивающего обучения. Но трудности возникают не столько потому, что нет продолжения в среднем звене, сколько от того, что в среднюю школу приходит совершенно другой ребенок, отличающийся от ученика традиционной школы. Этот ребенок самостоятельный, творческий. Он привык рассматривать учителя как соучастника процесса постижения новых знаний. Это совершенно иные отношения. У учителей среднего звена возникают сложности в личностных контактах.
Впервые в федеральный комплект будут включены новые пособия по так называемой “материнской школе”. Итак, “Комплект учебных пособий по подготовке детей к школе”:
Федосова Н.А. “Учусь читать и писать”. 3 части.
Волкова С.Н. Математика. 2 части.
Романина В.И. “Конструирование печатных букв и цифр” с методическими рекомендациями.
Плешаков А.А. “Зеленая тропинка”.
Коррекционно-развивающее обучение. Комплект рабочих тетрадей:
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас.
Шевченко С.Г. “Природа и мы”.
Тригер В.Д., Владимирова Е.В. “Я учусь говорить”.
Тригер В.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. “Я учусь писать”. (Издательство “ХХI век”)
Ирина ПЕТРОВА, начальник отдела по начальному образованию Управления общего среднего образования
Три шага в мировую культуру
О программе под редакцией В.Г. ма╡анц╝ана, ргпУ им. Герцена
Курс МХК представлен сейчас разнообразными программами, из которых наиболее практически освоенной является программа под редакцией Л.М.Предтеченской. Коллективу авторов этой программы принадлежит заслуга введения курса в нашу школу и нахождения многих методических приемов его реализации. Однако диспропорция в нагрузке ученика средних и старших классов и несоответствие задач класса реалиям эстетического развития учеников диктуют необходимость новых поисков, которые приводят к появлению новых программ. В них курс МХК часто подменяется наукообразной культурологией или историей разных видов искусства, где мозаика сведений о тех или иных периодах эволюции музыки, живописи, архитектуры не складывается в общую картину развития мировой художественной культуры. Кроме того, во многих программах поверхностно дублируется то, что изучено в курсах других предметов. Особенно заметно это в отношении литературы.
Такая ситуация побудила разработать новую программу изучения мировой художественной культуры, подчиненную задаче интерпретирования вида искусства с учетом его художественного языка и создания целостной картины взаимодействия искусств в сознании школьников.
ешение этих задач не может быть однотипным на всех ступенях обучения. Школьник, как правило, проходит в отношении к искусству четыре стадии. Для начальной школы характерно своеобразное отношение к искусству, которое становится способом свободного, ассоциативно-прихотливого открытия мира и приносит радость преодоления обыденности впечатлений.
Наивный реализм, который при нормальном развитии характерен для учеников 5-6-х классов, ведет к слиянию искусства и действительности в сознании школьников. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, цельностью впечатления, предметностью воображения, ученики в этом возрасте довольно обьективны по отношению к смыслу событий, идее произведения. Но у них отсутствуют внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое. Свое отношение как к жизни, так и к искусству детям этого возраста легче передать в образе, нежели в силлогизме. В этот период в центре художественных интересов ученика – изобразительное искусство и кино, так как предметность и динамика изображения более всего увлекают их.
В 7-8-х классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субьективным. Авторская идея заслоняется собственными переживаниями, проблемами. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к произвольному истолкованию произведения искусства. Самое интересное в истории и в литературе для школьников этого возраста – человеческое проявление, мотивы поступка. С живым интересом школьники этого возраста относятся к театру, и особенно к музыке – искусству, прямо ориентированному на внутренний мир человека.
В 9-11-х классах заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. “Я и мир” – центральная проблема возраста. Это эпоха познания связей, осознания причин и следствий. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства. Именно в этот период ученик становится способным проследить, как взаимодействуют искусства и через какие эпохи развития они проходят.
В новой предлагаемой программе МХК (получившей гриф Минобразования РФ в июле 1997 г.) курс делится на три этапа. 5-6-е классы – “Введение в МХК”. Центральная проблема этого этапа – осознание особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества в целом, установление различий и связей искусства и действительности. 7-9-е классы посвящены выявлению нравственной проблематики искусства и эстетической характеристике его видов. 10-11-е классы дают картину исторического движения искусства и мотивируют выдвижение одного из его видов на первый план в определенную историческую эпоху.
5-й класс. Человек и культура
Введение в курс МХК подчинено задаче дать начальные представления о целях и возможностях искусства как особой деятельности человека, в которой реальное сопрягается с желаемым и выражается оценка жизни и себя, заражающая людей стремлением создавать мир по законам красоты.
В 5-м классе содержание курса выделяет основные понятия, составляющие круг жизни человека: искусство, быт, любовь, труд, природа, родина, религия, вехи человеческой жизни (рождение, свадьба, смерть).
Первый раздел “Культура – память человечества” призван открыть детям спасительные возможности искусства, которое оказывается опорой человека в самых сложных жизненных конфликтах. При этом искусство характеризуется не только как отражение жизни, но как преображение ее чувствами и стремлениями человека. Эта способность творческого создания мира – привилегия человека, а потому в следующем разделе – “Люди и звери” – на материале искусства разных времен и народов решается вопрос о выделении человека из животного мира.
В разделе “Рождение человека” речь идет уже о конкретной личности, входящей в мир. Частное и общее сопрягаются в следующем разделе – “Дом и отечество”, который от бытовой традиции стремится подняться до идеи родины, общности народа. Тот же принцип восхождения от частного к общему сохранен в следующих разделах: “Любовь и труд” и “Свадьба”.
Последние разделы курса – “Бури и покой”, “Люди и боги”, “Радость творчества” – ставят в центр внимания учеников более широкие проблемы отношения человека к природе, религии и собственной личности, пытающейся выразить себя в искусстве. Например, раздел “Бури и покой” сосредоточивает внимание учеников на разных состояниях природы и ее “обьектах” (море, горы, лес, степь и т.д.). Цель – проявить личностное отношение художников к природе и вызвать его у школьников, формируя избирательность вкуса.
6-й класс. Вечные образы искусства
Задача курса в 6-м классе состоит прежде всего в знакомстве с мифологией разных народов и периодов. Общие черты мифологического сознания и оригинальность образного строя и мироощущения каждой из древних культур обнаруживаются отчетливо, если ученикам предлагается сопоставить близкие сюжеты.
Чтобы убедить учеников в неумирающей силе древних пластов культуры, которые прорастают в иные исторические эпохи, особое внимание уделяется сквозным сюжетам, возникшим в мифологии и “озвученным” в разные времена. Прометей и Зевс, Аполлон и Афина, Орфей, Марс, Адам и Соломон предстают перед учениками в разных ликах, созданных художниками, скульпторами, поэтами и музыкантами.
Вместе с тем развивается умение параллельно интерпретировать живопись, скульптуру, музыку, поэзию, архитектуру. Например, характер изображения Эрота (Купидона) в живописи, скульптуре и поэзии различен как ввиду различия самих искусств, так и ввиду эволюции образа античного божества в сознании поколений.
Таким образом, разрешение новых трудностей программы 6-го класса облегчается эстетическим опытом, полученным в 5-м классе, и создает основу для перехода к систематическому курсу МХК в 7-м классе.
Каждый раз близкий художественный материал раскрывается в новом аспекте. Изучение греческой мифологии в 6-м классе носит нравственно-эстетический характер, а в 10-м античность осознается как историческая эпоха в развитии искусства.
7-й класс. “Древо искусств”
Программа курса 7-го класса предполагает осмысление мировой культуры как взаимодействия и сосуществования национальных культур на доступном ученикам 12-13 лет материале. Центральная проблема класса – национальное своеобразие культуры как выражение национального менталитета.
Важнейшим критерием отбора материала курса является характерность того или иного произведения искусства для культуры своего народа и, шире, типа (Запад, Россия, Восток).
8-й класс. Голоса муз
Внимание учеников переключается на виды искусства. Античная их классификация, отразившаяся в мифе о 9 музах, в известной степени сохраняет свое значение. Например, Урания, считавшаяся музой астрономии и изображавшаяся с циркулем и сферой в руках, в сущности является музой природного и художественного пространства и потому может быть покровительницей архитектуры. Расширив “владения” этих муз, мы совмещаем древнюю и современную классификации видов искусства и обращаемся к постижению художественного языка каждого из них.
Подключение разнородного материала для раскрытия каждого понятия (законы композиции в живописи или ритм в музыке) принципиально важно, так как позволяет видеть закон каждого искусства в его живой вибрации. При этом мы сохраняем ориентацию на выявление учениками национального своеобразия, намеченного в 7-м классе, в пределах каждого вида искусства. Так, например, в разговоре о Терпсихоре речь идет о танцах разных народов мира, о своеобразии французской и русской школ балета и т.д.
В то же время мы стремимся показать ученикам историческую эволюцию языка каждого вида искусства. Например, говоря об Эрато, мы рассматриваем “признания в любви” в поэзии, и ученики следят за преображениями чувств от Сафо до М.Цветаевой.
В деятельности учеников постоянно используется их предшествующий опыт. Так, к поэтическому ряду “признаний в любви” ученики подбирают свой ряд живописных и скульптурных изображений говорящего, “признающегося” и того, к кому признание обращено. Такие виды работ подчеркивают диалоговый характер каждого вида искусства, формируют умение выделить соотносимое и несовместимое в художественном материале, что влияет на адекватность интерпретации произведений искусства.
9-й класс. “Хоровод муз”
Курс акцентирует внимание на более сложной проблеме взаимодействия искусств. Здесь важны не только зеркала, которые искусства ставят друг перед другом (музыканты в живописи, например), но и сопряжение видов искусств в общем стремлении дать целостную картину мира, преодоление границ, естественных для каждого способа художественного отражения жизни (музыкальность живописи, изобразительность музыки, предметность слова, музыка поэзии, живописность архитектуры и т.д.). Различия видов искусства и их взаимовлияния раскрываются в характеристике представлений, чувств и идей произведений музыки, живописи и т.д.
Школьникам предлагается в рамках определенного вида искусства создавать свои художественные версии, опираясь на собственные жизненные наблюдения, или выбирать тот или иной вид искусства для отражения жизненных впечатлений, мотивируя свой выбор.
10-й класс. Искусство и время
Курс открывает историческую панораму развития художественной культуры. Преемственность, переосмысление древних традиций, оживание тех или иных пластов культуры в новое время рассматриваются как характерные свойства развития искусства и побуждают ввести в программу раздел “Отражения”. Деятельность учеников осложняется необходимостью мотивировать сближения исторически далеких явлений культуры и учитывать в интерпретациях художественные влияния.
Разделы программы, посвященные Древним Греции и Риму, учат школьников вычленять художественно-смысловые доминанты в облике культуры каждой эпохи. Исторически неравномерное протекание средневековья как периода развития художественной культуры в разных странах требует от учеников поиска не только социальных, но и эстетических и этических причин этого явления и обостряет внимание к национальному своеобразию искусства. В разделе, посвященном Возрождению, акцент делается на сложности преодоления каждой национальной культурой традиций предшествующего периода. Драматизм перехода от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения представлен искусством барокко.
Класс. “Разум и стихия как источники искусства”
Художественный материал культуры Запада, России, Востока и Америки рассматривается в рамках художественных течений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм) и видов искусства (архитектура, живопись, скульптура, музыка, литература, театр, кино, телевидение). В особый раздел выделяется взаимодействие философии и искусства, сближение которых оказалось заметной тенденцией культуры ХIХ и ХХ веков. Деятельность учеников направлена на рассмотрение разных темпов художественной эволюции в видах искусства. Музыка, например, отчетливо обнаруживает склонность к затяжному, затактовому переживанию предшествующих стилей, фактурное выражение которых замедленно сменяется новым направлением.
Интерес к искусству всегда окрашен личностно и принципиально избирателен. Поэтому нельзя настаивать на тщательной проработке в классе всего материала, предложенного программой. Распределение часов на темы, сокращение материала программы, выделение “крупных планов” в ней целиком остаются привилегией учителя. Материал программы максимален по обьему именно для того, чтобы учитель мог выбирать. Обязательным элементом в программе является соотнесение художественного материала Запада, России и Востока, выбор из каждого раздела одного-двух произведений, анализ которых детализируется. Чтобы в сознании учеников остались не только понятия, сведения, представления, но и сложился художественный образ явления, к методическим рекомендациям для учителя по каждому классу мы прилагаем набор аудио- и видеоматериалов. Первый учебник для 5-го класса по нашей программе выходит в издательстве “Интербук” в 1997 г.
Комментарии