search
main
0

Наброски мелом. С чувством юмора прожить проще

Директор школы №962 Лариса ПОЛЯКОВА говорит, что воспитание личности – штучная работа. Пока не пробьешься к сердцу ребенка, считай, что ты ничего и не сделал. Пришел такой бука со своим черным ящиком в душе, скрывает чувства, эмоции, а там такое! И никогда не узнаешь, что он талантлив и остроумен, отважен и способен поражать, если осторожненько не растопишь лед, сковывающий его одиночество. Доверительность, справедливость оценки персональных человеческих качеств и общее дело, в котором ребенок не просто участник, а заводила и полноправный партнер, – вот основы, на которых строятся истинные отношения между педагогом и учеником.

Линейки в 962-й – это феерии, наполненные радостью и ораторским блеском. Здесь ценят красное словцо, вкусное, емкое, способное окрылить и… рассмешить. Такое ощущение, что педагогический коллектив подбирался, руководствуясь сугубо критерием, остроумен человек или нет. Положительный ответ – пропуск в сообщество. Ведь обладание этим даром говорит о незаурядности и творческой раскрепощенности, о способности мыслить масштабно и критически оглядываться на свои деяния. Собрав таких ярких и азартных в познавательных изысканиях учителей, школе удалось победить в конкурсе нацпроекта и заработать свой миллион за активное внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Основанием для участия в конкурсе стали обеспечение доступности, обязательности и качества образования обучающихся на основе использования современных образовательных, в том числе инновационно-коммуникативных технологий, формирование психологически безопасной образовательной среды, способствующей сохранности здоровья детей, успешности развития личности школьников, трансляция опыта экспериментальной и инновационной деятельности, позволившей стать школе ресурсным центром для других общеобразовательных учреждений, создание системы воспитательной работы, направленной на формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, толерантности, способности к социализации в обществе, повышение эффективности управления с учетом концептуальных принципов развития образования: партнерства, целостности, саморазвития.

962-я – самая большая школа в Северо-Восточном округе. В ней – 45 классов, 1200 учащихся. Лариса Александровна убеждена, что ее конек именно массовость, у всех детей должна быть возможность комфортно учиться и найти нишу своим уникальным талантам. Полякова уверена, что так оно и происходит. Спроси у любого, где в Отрадном надо учиться, укажут на 962-ю, и это лишнее подтверждение ее слов.

В школе по согласованию с Департаментом образования Москвы открыты классы с углубленным изучением английского языка, осуществляется лицейское (физико-математическое) и профильное (гуманитарное) образование на 3-й ступени обучения. Для желающих организованы занятия специальных курсов, факультативов, клубов по интересующим их предметам, которые изучаются более глубоко, есть предпрофильная подготовка. Ребята, испытывающие трудности в обучении, могут получить консультации на индивидуально-групповых занятиях после уроков. Школа взаимодействует с высшими и средними специальными учебными заведениями. Конкурентоспособность знаний воспитанников проявляется на окружных и городских олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных марафонах. Все выпускники успешно поступают в вузы, где становятся лучшими студентами. Нередко ребят принимают в ведущие российские университеты по результатам региональных олимпиад. Их часто спрашивают, какую гимназию они окончили, не веря, что это была почти обычная образовательная школа.

Главное, на взгляд педагогического сообщества 962-й, – создать условия для успешности ученика, обеспечить ему психолого-педагогическую поддержку, комфортную обстановку. Наряду с концепцией «Школа достижений», основной показатель которой – конечные значимые результаты (абсолютный успех): высокие итоги выпускных экзаменов, большой процент учащихся, поступивших в вузы, высокий уровень успеваемости, победы на олимпиадах, международных конкурсах, здесь реализуется и концепция «Эффективная школа». Основным критерием эффективности считают развитие ученика, его относительный успех.

При аттестации школы независимая экспертиза проводила опрос учеников. И хотя анкетирование показало, что абсолютно всем нравится здесь учиться, причем 97 процентов ребят заявили, что идут сюда с радостью, а 87 – отметили внимательное отношение к себе учителей, педагоги не желают останавливаться на достигнутом, говорят, надо много еще работать и создать особую «Школу отношений».

Все зависит не от вывески на здании, а от самой школы, и в первую очередь от учителя. Если учитель в школе ощущает свою ценность и значимость, тогда цели и задачи, которые ставит перед ним общество, станут его личными убеждениями.

Школа обладает высокопрофессиональным кадровым потенциалом. Коллектив насчитывает 116 человек. Из них 40 процентов имеют высшую квалификационную категорию. 6 учителей имеют почетное звание «Заслуженный учитель», 3 кандидата педагогических наук, 29 отличников народного просвещения, 14 почетных работников общего среднего образования, 7 учителей – дипломанты фонда Сороса, 4 – лауреаты конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

Но самое главное – здесь нет равнодушных людей. Учителя 962-й хорошо понимают, что общество сегодня живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить. Презирая меркантильные интересы, они остаются с детством, умеют нести свой крест и веру. В школе сегодня остаются работать те, кто не только хочет воспитать человека, но и сохранить в себе человека.

Здесь удалось создать психолого-педагогическую среду, в которой развивается научно-исследовательская, творческая, проектная, экспериментальная деятельность. Педагоги 962-й руководствуются принципом, что ученику в школе может быть интересно только тогда, когда в ней будет интересно учителю. Каждый год в январе в школе проводится месячник педагогического творчества, взлет фантазии, соперничества, своего рода предметный марафон в самых различных формах. Методические объединения, творческие группы учителей показывают свои личные достижения и достижения детей, разработки и новые подходы, иногда спорят до хрипоты, но с понедельника начинают все с начала: с поиска, с веры, с раздумий, с ежедневной незаметной работы, за которой происходит совершенствование умов и душ учеников и учителей.

Школа стала ресурсным центром по различным образовательным проблемам. На базе школы проводятся семинары, «круглые столы» для руководителей образовательных учреждений, мастер-классы для учителей по проблемам обновления содержания образования и новым педагогическим технологиям. Опыт работы педагогов 962-й хорошо известен в Северо-Восточном округе и в городе.

На базе школы проводится педпрактика студентов педагогических вузов и колледжей. Здесь убеждены: важно, чтобы в школу приходила молодежь.

Инновационная деятельность прежде всего представлена экспериментальной работой по темам: формирование психологически безопасной образовательной среды, креативное развитие школьников: здоровье, творчество, духовность, инновационное поле языкового образования, формирование единого образовательного пространства в процессе формирования в триаде «Учитель – Ученик – Семья».

Сегодня стоять на месте, значит, отступить назад. В школе создана система дополнительного образования на основе разработанной авторской методики. Есть клуб «Радость», в состав которого входят студии «Литература и театр», «Музыкально-фольклорная», «Спорт для всех», «Этика и этикет», «Умники и умницы», «Самоделкин», «Юные математики» для младшеклассников. Есть клубы по интересам: «Эколог», «Элегия», «Мой XXI век», «Литературный Олимп», «Интеграл», «Глобус», участвующие в программах и проектах ЮНЕСКО. Популярна театральная студия «Мел». Ребята рвутся в эстрадно-вокальную, хоровую, изобразительного искусства, танцевальную, музыкальную, экологическую студии. Множество спортивных секций, кружков.

Совет школы – реальный орган соуправления. Самая многочисленная фракция в нем – дети. Это сделано специально. Ребята очень остро чувствуют, справедливо решение или нет. При желании они могут прокатить любое решение взрослых большинством голосов. Это, как лакмусовая бумажка, отражает актуальность, справедливость и правильность выбранных путей. Если это происходит, значит, есть согласие между всеми участниками образовательного процесса.

Успешной реализации программы воспитательной работы способствуют система социального партнерства, широкое взаимодействие школы с учреждениями и организациями округа, города.

Учение, не подкрепленное воспитательной системой, не может служить показателем качества образования. Школа несет гражданскую ответственность за социализацию личности. Качество образования определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и образованностью. Именно в этом педагогический коллектив школы видит главную общественную ценность образования.

Каждый год уходящие во взрослую жизнь ребята передают горящий факел тем, кто остается. Чтобы следующие за ними не забывали: пока есть преемственность, пока есть горение – имя 962-й останется таким же славным, каково оно уже 20 лет. Озорными постановками «Мел» оставил свой росчерк в жизни района, и каждый соприкоснувшийся с 962-й уверен, что этот меловой набросок никакие дожди не смоют с житейского полотна Северо-Восточного округа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте