Изменить что-либо в сферах образования, здравоохранения и культуры гораздо сложнее, чем реформировать пенсионную систему или КЗоТ, признался первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил ДМИТРИЕВ, выступая на международной конференции “Модернизация экономики России: итоги и перспективы”. Сегодня очевидно, что некоторые проблемы реформирования растянутся на десятилетия.
Так, перемены в здравоохранении, образовании и сфере культуры невозможно проводить по отдельности. Сегодня вся система организации услуг и предоставления ресурсов ориентирована не на конечного потребителя, а на потребности поставщиков этих услуг независимо от объема и качества производимого ими. Основными критериями финансирования оказываются ресурсы, а не результат работы. И, по словам первого замминистра, все меры по изменению этой системы, к сожалению, отторгаются и практикой, и даже гражданско-правовым законодательством. Сегодня согласно Бюджетному кодексу незаконно даже действующее обязательное медицинское страхование. Оплату за больного по факту приходится маскировать за финансирование по смете.
Та же ситуация и в сфере образования. Нормативное, подушевое финансирование, ГИФО – все это не в рамках Бюджетного кодекса, разве что в рамках конкурсного госзаказа. Не получается оплата по факту услуг, и нет возможности контроля за их исполнением.
Поэтому правительство стратегической задачей реформирования считает изменения в бюджетном законодательстве. А это наиболее консервативная его часть, от нее зависит устойчивость экономики. Поэтому, прежде чем говорить о переменах, необходимы эксперименты.
Нужно внести изменения в Гражданский кодекс, может быть, установить новый имущественный режим. Разработать закон о специализированных, государственных некоммерческих организациях. Это будут организации, финансируемые по факту оказания услуги, у которых будет автономия в принятии решений. Попечительские советы станут органами общественного контроля. Закон об этом пока обсуждается в министерствах, сообщил Михаил Дмитриев, и в ближайшие недели будет внесен в правительство.
Но закон лишь запускает механизм. Действовать он начнет только тогда, когда реальные изменения будут происходить внизу, когда будет преодолена привычка работать по старинке. Когда изменятся привычки потребителей, которые сейчас пассивно получают услуги, как еще недавно – продуктовый набор. То есть реальные изменения будут позднее, когда будут переписаны сотни страниц правил, постановлений местных органов власти и просто неписаных правил. Так что толчок преобразованиям будет дан, но нужно еще будет набраться терпения и подождать, когда все участники приспособятся к новым правилам. Торопить события – значит все испортить.
Сейчас учредитель обязан финансировать организацию по факту. И если нет реорганизации, то уменьшить, к примеру, объем финансирования он не может. Изменение количества работающих, Единой тарифной сетки или оплата по контракту в нынешней системе не предусмотрены, тем более тогда, когда оплата идет не через бюджет, а от потребителя. Любая проверка Счетной палаты выявит нецелевое расходование средств. Решение о переходе к иной модели хозяйствования также принимает сегодня учредитель, а не директор школы, например.
Практика вытесняет то новое, что появляется в этих сферах, оно не укладывается в мышлении людей, которые там работают. Поэтому необходим комплекс изменений.
В деревнях привычный статус образовательных, медицинских и культурных учреждений будет сохранен, заверил первый замминистра. “Мы жертвуем эффективностью обслуживания, потому что здесь невозможно оплачивать услуги по факту и нет конкуренции”, – пояснил он.
Комментарии