Каждый педагог, специалист, впервые приступая к профессиональной деятельности, находился в положении новенького, неопытного сотрудника. С позиции уже опытного педагога важно понимать, с каким багажом потребностей, мотивации, уровнем притязаний и профессиональной подготовки приходят выпускники университетов в образовательную организацию. Мне близка метафора Натальи Семаго «набор высоты» в отношении вхождения вчерашнего студента в профессиональное сообщество, в коллектив на рабочем месте.
Молодой специалист приходит, воодушевленный желанием творить, применять на практике все то, чему его учили, он открыт и уверен в том, что он все знает о профессии, ее особенностях. Траектория развития, взросления в профессии, приобретения важных умений и качеств – это и есть своего рода набор высоты. Профессиональное развитие молодого специалиста с поддержкой опытных коллег, наставника позволит расти выше и выше не только молодому специалисту, но и наставнику, и коллективу.
Проблема адаптации к новому месту работы существует и важна для решения. Образование заинтересовано в том, чтобы выпускники вузов, получив заветный диплом, приходили работать в школы, колледжи. Молодой специалист задается вопросами: «Какой будет коллектив, смогу ли я адаптироваться, справлюсь ли я с поставленными задачами?» Адаптация на рабочем месте есть процесс всегда двусторонний: взаимодействие личности и новой социальной ситуации. Приступая к выполнению новых профессиональных задач, специалист оказывается включенным в сеть профессиональных и социально-психологических отношений конкретной организации, он усваивает новые социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с задачами трудового коллектива. Вхождение в профессию будет положительным, если молодой специалист не окажется один на один со всеми сложностями, требованиями.
Именно опытный практик, наставник дает поддержку, опору в освоении профессиональной позиции, в адаптации и погружении в профессию, в познании всех нюансов профессии педагога-психолога. Важную роль не только в становлении представлений о профессии, но и в формировании профессиональной позиции играет возможность прохождения учебной производственной практики под руководством психолога-практика конкретной образовательной организации. Производственная практика дает возможность увидеть, наблюдать, анализировать реальную работу педагога-психолога, производить перенос имеющихся теоретических знаний на плоскость их реального применения. Еще в период прохождения практики и стажировки молодой специалист имеет возможность при активном направляющем участии психолога-наставника понять, какая возрастная категория обучающихся ему наиболее близка, какой круг задач он может выполнить самостоятельно, а что с помощью старшего коллеги. Психолог-наставник помогает определить, какие технологии, методики, приемы работы наиболее успешны, что у молодого специалиста получается. Педагог-наставник, сопровождающий молодого специалиста, приоткрывает те грани успешной работы в образовательной организации, которые зависят от наличия у психолога определенных личностных качеств: социальной чувствительности, умения заражать, внушать, убеждать, способности управлять своим эмоциональным состоянием.
Психолог-наставник как профессионал проявляет готовность к принятию молодого специалиста, оказывать не только методическую, но и направляющую поддержку, он в какой-то мере помогает молодому специалисту увидеть точки развития, вовремя рассмотреть способности, личные качества. В процессе адаптации молодого психолога наставник помогает преодолеть стадии ознакомления с новой профессиональной ситуацией, приспособления к новым установкам, критериям оценки трудовых действий, ассимиляции в новой среде. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Хочется пожелать молодым специалистам, привыкающим к новому месту работы:
- Улыбайтесь. Помните об эффекте первого впечатления.
- Проявляйте доброжелательность, чувство юмора.
- Генерируйте идеи.
- Будьте готовы помогать коллегам.
- В сложных или спорных ситуациях обращайтесь к коллегам за советом.
Помогая проходить профессиональное привыкание и погружение молодому специалисту, опытный специалист получает возможность пополнить свои ресурсы, гибко поработать над своими навыками и умениями, освоить что-то новое. Взаимная поддержка начинающего и опытного специалистов для меня очень важная сила, энергия развития.
Многим практикам, и мне в том числе, осуществляющим наставническую деятельность в отношении студентов, молодых специалистов, будет приятно, если их воспитанники состоятся в профессии, будут в ней расти, делиться своим опытом. Моя задача как наставника – показать профессиональную деятельность педагога-психолога настолько интересной, творческой, перспективной, чтобы как можно больше молодых специалистов смогли стать молодыми профессионалами.
Наталья ФАХРУТДИНОВА, педагог-психолог школы №49
Комментарии