Трудно похвастать, что наши дети живут в комфорте. Особенно сельские. Упадок экономики, разрушение социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни… Изучая деревню, включая и собственную, Ирина Крылова, директор Новологиновской средней школы, пришла к неутешительным выводам. В селе самая высокая смертность, причем среди людей самого работоспособного возраста – 30-40 лет. Косят бедность и безнадега.
Но что делать? Хочется воспитать своих ребят настоящими, готовыми к жизни тружениками, тем более есть пример – 28 декабря 2005 года Новологиновской школе присвоено имя земляка, Героя Советского Союза Лукашова. С пограничниками школа дружит давно, но достаточно ли влияния людей в погонах на подрастающее поколение? Все-таки основа воспитания – семья.
По сведениям педагогов Новологиновской школы, более 10 процентов их учеников живут в неблагополучных семьях. Только 73,6 процента детей – из полных семей, безотцовщины – более 24 процентов, столько же многодетных. Есть и такие, которые и вовсе растут без родителей.
Данные собственного исследования заставили учителей задуматься над тем, способны ли родители воспитать полноценную личность. Ирина Крылова вместе с коллегами решила создать общественный родительский орган «Школа матери». Цель – усилить связь семьи и школы в деле воспитания, обучения и профилактики негативных проявлений учеников. Новологиновская школа стала федеральной опытно-экспериментальной площадкой Института социально-педагогических проблем сельской школы. Эксперимент удался.
– Все родители имеют свою точку зрения, – говорит Ирина Крылова. – Они рассчитывают на то, что их услышат и предложения встретят заинтересованность у педагогического коллектива. Каждый из родителей, внесший свой вклад в осуществление какой-либо идеи, имеет право на признание и поощрение. Самым активным родителям в торжественной обстановке на линейке или на родительском собрании вручаются благодарственные письма. Это стимулирует родителей на дальнейшее взаимодействие со школой.
Оказывается, совместными усилиями родителей, детей и педагогов можно эффективно решать воспитательные задачи. Что же такого необычного сделали в Новологиновской школе, чтобы родители стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей? Во-первых, поверили в важность и необходимость совместных действий. Во-вторых, педагоги не только учитывают интересы родителей, но и опираются на их жизненный опыт, не концентрируются на недостатках семьи, поскольку знают, что любая семья имеет сильные стороны.
– Трудность работы с родителями заключается в том, что для них характерны стереотипы, например: «Вы педагоги – вы и занимайтесь», «И зачем это все придумали?», – говорит Ирина Геннадьевна. – Но все-таки стереотипы удается ломать. Задача «Школы матери» – помочь задуматься мамам, которые не уделяли достаточного внимания воспитанию своих детей, о том, насколько их любовь и ласка необходимы детям.
Еще в ХVII веке Ян Амос Коменский в своем труде «Материнская школа» дал конкретные наставления о том, «как благочестивые родители… должны разумно во славу Божию, себе в утеху и своим детям ко спасению управлять и вести дражайшее свое сокровище, дитяток своих милых, в первоначальном их возрасте…», и особую роль в этом отводил женщине – матери. Жизнь ребенка в семье – это своеобразная школа обучения искусству жизни и передачи жизненного опыта, традиций, обычаев. Именно в семье ребенок осваивает самые сложные профессии в мире – профессии матери и отца. И этот постулат взят за основу программы «Школа матери». По словам Крыловой, сотрудничество педагогов, учеников и их родителей – всех, кого объединяет программа, определило наиболее действенные формы, методы и приемы воздействия на ребенка:
– диалоги, беседы, диспуты помогают развитию эмпатии, рефлексии, разностороннему рассмотрению проблемных ситуаций;
– сочинения-размышления на темы «Моя Мама», «Моя будущая семья», «Смогу ли мамой достойной стать я?» заставляют учеников задуматься о себе, своей жизни, своем предназначении, о взаимоотношениях в семье;
– психологические тесты и анкеты способствуют самопознанию подростков;
– встречи за «круглым столом» с родителями учеников помогают налаживать взаимоотношения в семьях.
Воспитательной работе способствует развивающая предметно-пространственная среда. Учебные столы в классах размещаются по кругу или буквой «П», что улучшает коммуникативные возможности участников образовательного процесса. На уроке создается теплая домашняя атмосфера.
Программа «Школа матери» предполагает проведение комплексных занятий, состоящих из двух частей – теоретической и практической, которые проходят раз в месяц. В качестве учителей выступают мамы.
Школьницы учатся убирать в доме, готовить, мыть посуду, ухаживать за младшими детьми, выращивать цветы, рационально расходовать деньги, организовывать досуг в семье, оказывать первую медицинскую помощь.
Девушки, посещающие «Школу матери», находят здесь ответы на многие интересующие их вопросы, связанные с модой, спортом, личным здоровьем. Здесь можно получить совет, как поздравить любимого человека или справиться с ситуацией, кажущейся неразрешимой. Целый конгломерат, состоящий из родителей и специалистов различного профиля – педагогов, психологов, врачей.
В результате за два года работы контакт педагогов и родителей стал более тесным. Мамы и папы стараются глубже вникать в работу образовательного учреждения, обмениваются опытом семейного воспитания, активно посещают праздники, собрания и участвуют в их подготовке. Новологиновцы пошли дальше. Опираясь на опыт «Школы матери», начали создавать «Школу отца».
– Папы – это практики, они далеки от теории, но уверены, что доброе дело всем миром делается, – говорит Наталья Кожикова, социальный педагог Новологиновской школы. – Начали они с детского уголка для учеников начальных классов, затем отремонтировали электропроводку, плиты и духовые шкафы в столовой. А сейчас они задумали строительство детской площадки перед школой. Такие изменения в школе не прошли незамеченными для мальчишек. Они постепенно из любопытных наблюдателей превратились в помощников.
Новологиново, Омская область
Комментарии