24 марта исполнится 101 год со дня смерти Жюля Верна. Его книги соединили в себе достоинства, сделавшие их интересными не просто для широкого круга лиц, а для всех умеющих читать, включая тех, кто являл собою цвет общества, чьими руками создавался научно-технический прогресс.
Светило русской науки Дмитрий Менделеев акцентировал внимание на смысловой части романов, определив автора как «научного гения», а на смертном одре просил почитать ему «Приключения капитана Гаттераса». Такое дорогого стоит. Константин Циолковский считал себя продолжателем дела Жюля Верна, о чем весьма наглядно говорят его научно-фантастические повести «Грезы о Земле и небе», «На Луне», «Вне Земли». Весьма примечательно то, что единственной беллетристической книгой в библиотеке основоположника современной гидроаэродинамики Николая Жуковского оказался роман Жюля Верна «Робур-Завоеватель». Владимир Обручев признавался, что выбрал профессию геолога и путешественника под влиянием романов Верна, в том числе приключений капитана Гаттераса. Работы этого советского геолога и географа вошли в золотой фонд отечественной науки, он написал несколько научно-фантастических романов для молодежи, из которых наиболее известны «Земля Санникова» и «Плутония».
Все это вместе взятое заставляет задуматься об основных особенностях творчества Жюля Верна.
Его книги написаны увлекательно, а это самое необходимое условие для того, чтобы они читались. Именно поэтому книги Жюля Верна всегда будут самым изысканным из лучших украшений любой детской и юношеской библиотеки.
Но когда Жюль Верн писал свои первые книги, вряд ли он думал именно о детях. Он думал об их отцах, которые, жертвуя собой, ликвидировали последние белые пятна на планете Земля, и о тех вполне взрослых людях, кто с интересом следил за их судьбой. Он оказался свидетелем конца эпохи Великих географических открытий и начала триумфа эпохи технического прогресса. При жизни Жюля Верна были закрыты последние белые пятна на планете Земля. Первая приключенческая книга Жюля Верна вышла тогда, когда науке не было известно, откуда берет свое начало Нил, река, ставшая колыбелью древнейшей цивилизации. Сейчас этот факт способен вызвать только недоумение.
Жюль Верн писал «Пять недель на воздушном шаре», а путешественник Генрих Барт к этому времени уже пять лет (1849 – 1854) пробивался к истокам Нила с севера. В 1852 году навстречу ему с юга шел Давид Ливингстон. В 1857 году Лондонское географическое общество снарядило экспедицию, которой руководили Ричард Бартон и Джон Спик. Она двигалась к истокам Нила со стороны Занзибара. Но их дерзание не увенчалось успехом. Первым истоки Нила с водопадами весной 1862 года увидел герой Жюля Верна доктор Фергюсон, изобретатель управляемого воздушного шара.
Успех роману обеспечила злободневность: Жюль Верн столь точно расположил действие романа на демаркационной линии научного знания и фантастики, что буквально заморочил голову некоторым читателям, так трудно было понять, где кончается действительность и начинается фантастика. Можно думать, что успех романа отнял толику успеха у реальных первооткрывателей верховья Нила, чья слава не оказалась такой могучей, как слава вымышленного доктора Фергюсона, который перехватил славу не только реальных географов-путешественников, но и реальных воздухоплавателей.
Жюль Верн создал целую галерею образов положительных героев. Он первым сделал научно-технические проблемы темой литературных произведений, то есть создал новое направление в литературе.
Проблемы научно-технического прогресса решаются Жюлем Верном как на уровне чистой фантастики, так и на уровне почти конкретных конструкций и идей. Его влияние на умы современников и потомков по существу до сих пор не исследовано, и крайне трудно поддается исследованию потому, что для потомков он стал именно детским писателем.
Как учесть влияние дерзновенных героев Жюля Верна на душу ребенка, который сам прочитал книгу или которому ее прочитали потому, что сам он еще не умеет читать? А влияние кинофильмов, созданных иногда с талантом, не уступающим первоисточнику?
Не существует методов такого учета. Может быть, когда-нибудь они будут разработаны и вольются в общую проблематику влияния Жюля Верна на грандиозные успехи нашей цивилизации, потому что он своими романами подготовил почву для того триумфа науки и техники, который продемонстрировал ХХ век. По сути дела, в ХХ веке были реализованы все мечты человека, издавна бытовавшие в сказках и получившие в романах Жюля Верна свое почти предпроектное решение. Творчество Жюля Верна обеспечило кадры для научно-технической революции ХХ века, поэтому не следует говорить о «посмертной ссылке в детскую литературу». Это скорее почетное делегирование.
Недавно, разбирая свой архив школьных времен, я обнаружила сочинение ученицы 4-го класса «В» 79-й московской школы (что когда-то была расположена на углу Арбата и Калошина переулка) Юли Чуковой. На титульном листе, кроме этих данных, было обозначено название: «Мой любимый литературный герой». Задумалась, не раскрывая сочинения. Если бы оно писалось в старших классах, можно было бы назвать Рахметова или Любку Шевцову. А в четвертом классе? Открыла. Прочитала. Сочинение посвящалось капитану Гаттерасу. Конечно же! Все правильно: был любимым и не был запрещенным!
Его отодвинули на задний план русские арктические экспедиции начала ХХ века, перекликающиеся с плаванием капитана Гаттераса. Это прежде всего драматическая экспедиция Георгия Седова к Северному полюсу. Сам Седов был похоронен на острове Рудольфа, а члены его экспедиции вернулись на Большую землю на судне «Святой Фока», на обратном пути подобрав на одном из южных островов Шпицбергена двух членов экспедиции Брусилова, чудом избежавших смерти во льдах. Описание пешего перехода штурмана Валериана Альбанова с половиной экипажа «Святой Анны» по льдам Ледовитого океана и их постепенной гибели превосходит все, что рассказал о капитане Гаттерасе Жюль Верн. Действительность часто бывает страшнее самой страшной сказки, а героичностью сильно превосходит ее. В это же время бесследно исчезает во льдах Арктики судно «Геркулес», на котором Владимир Русанов пытался впервые пройти Северо-Восточным проходом, который нам больше известен как Северный морской путь. В моей жизни литературного героя Гаттераса затмили реальные путешественники. Но интерес к проблеме родил капитан Гаттерас.
Нет, я не стала путешественником, ибо эпоха Великих географических открытий закончилась задолго до моего рождения. А ближайшей к географии наукой была геология, и я решила стать геологом. Мой выбор не понравился никому.
Завуч нашей школы, учительница географии, увидев меня на школьной лестнице через несколько дней после выпускного вечера, спросила:
– Вы не передумали?
А услышав ответ, покачала головой и добавила:
– У меня муж и сын – геологи… Юля, вы такая современная девушка. Представьте себе высокую-высокую гору, а под ней стоит махонький человечек и бьет молотком по этой громаде. Это несовременно!
А сосед, кандидат технических наук, сказал так:
– Ну если геология, то хотя бы физические методы разведки. За ними будущее.
И я подала документы на физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. И уже учась на физфаке, разобралась, что действительно современно и актуально.
На физфаке было много целеустремленных парней. Правда, покорить свой полюс удалось немногим. Но старались. Все старались, потому что физика в ХХ веке была передовым рубежом прогресса. Квантовая теория и все, что на ней основано, изменили нашу жизнь до неузнаваемости, сильно превзойдя многие фантазии Жюля Верна.
Воздействие современной цивилизации на природу столь сильно, что создается впечатление, что человек подрубает сук, на котором сидит.
И как здесь не вспомнить последний роман Жюля Верна «Вечный Адам». Современники Жюля Верна, а также критики и биографы более позднего времени долгое время рассматривали книгу как «жестокий припадок пессимизма» великого романиста и связывали это с тем, что великий фантаст кончал свою жизнь очень больным и совершенно слепым человеком. Но нашим современникам очевидно другое: Жюль Верн в очередной раз оказался провидцем. Главная тема романа – всемирный потоп, причина гибели Земли. Нет, человечество не погибло. Но ему в очередной раз приходится начинать с нуля построение очередной цивилизации…
Не эта ли проблема сейчас волнует экологов всего мира?
Но где тот писатель, который сумеет привлечь внимание читающих масс (особенно детей и молодежи!) к этой проблеме? Чтобы у подрастающего поколения сформировалась высоконравственная жизненная ориентация, безотлагательно нужен новый Жюль Верн.
Комментарии