Татьяна Константиновна КЛИМЕНКО, начав работать после школы пионервожатой, связала с педагогикой всю жизнь. По окончании истфака пединститута в 1975 году осталась преподавать на кафедре педагогики и психологии, затем возглавила ее после защиты кандидатской диссертации в МГПИ им. В.И.Ленина, а с 1996 года руководила открытым в Читинском государственном педагогическом институте социально-психологическим факультетом. В 2000 году защитила докторскую диссертацию по проблемам инновационного образования, с 2001 года Татьяну Клименко утвердили на должность председателя Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области. Мы начали разговор с агрошкол, которые можно со всеми основаниями назвать визитной карточкой образования в области.
Действительно, агрошколы для нас – большая забота. Сегодня можно сожалеть, что нет нормативно-правовой базы в отношении статуса этих школ, не определено их место в системе образования. В нашей области агрошколы стали не просто системообразующими образовательными учреждениями на селе, а по сути дела осуществили идею «Школа-производство». При большинстве агрошкол есть хорошие производственные участки. В Приаргунском районе, который находится на самой границе с Китаем, в селе Погодаево работает уникальный директор школы Олег Алексеевич Литвинцев, который со своими учениками выстроил зерноток, оборудовал его, приобрел технику. Сегодня это просто преуспевающая школа-хозяйство, которая получает большие доходы за счет производства зерна. Недавно мы провели там областное совещание наших агрошкол, где обсуждали все вопросы, связанные с их дальнейшим развитием.
Нас вначале упрекали: это несвойственная школе функция. Но развитие экономики в Читинской области очень специфично, и сложилось так, что большинство сельскохозяйственных предприятий, созданных даже в постсоветское время, не смогли существовать, им не хватило ресурсов. И именно школа выполнила здесь социальную функцию: при школах смогли организоваться настоящие трудовые коллективы. Люди, живущие в селе и имеющие желание работать, объединились вокруг школы на этих производственных участках. Так, например, в Красночикойском районе (это заповедный район, 800 километров от Читы), где живут старообрядцы-семейские, тоже есть уникальный директор – Лидия Федоровна Макарова: она объединила вокруг школы жителей села, кто хотел работать. Сохранили станки, обзавелись техникой, теперь, когда прошло десять лет, это преуспевающая школа. Они пашут, сеют, производят, продают зерно, обеспечивают всех работников и учителей, получают неплохие доходы. От внебюджетной деятельности школ в районе более двух миллионов дохода в год, за этот счет они укрепляют материальную базу, поддерживают учащихся. Самым замечательным мне кажется здесь то, что дети совершенно по-другому относятся к труду. Если семья в селе сегодня зачастую не выполняет важную функцию по приобщению детей к труду, то именно в школе основным видом деятельности стал труд. В Приаргунском районе, где находится школа Олега Литвинцева, невозможно детей отправить в лагерь и невозможно выпроводить из школы. Летом в школе ежедневно работают до ста учеников вместе с директором. У них нет понятия «зима», «лето», «отпуск», они привыкли трудиться в этом ритме. У ребят совершенно иное самоощущение. Ребенок трудится, с детства зная, какую задачу выполняет и за что получает деньги, при этом он материально помогает семье. В этом, мне кажется, ценность агрошкол.
– Татьяна Константиновна, какие агрошколы еще существуют в области?
– У нас есть замечательная агрошкола в селе Красная Ималка Ононского района, директор Альбина Игнатьевна Якимова. В школе кроме хозяйства возник целый спектр экспериментальной биолого-экологической деятельности. Там большой фруктовый сад, где выращиваются яблоки, вишни. Для нашей территории это уникально. Предметом гордости учеников стала мичуринская работа, они много экспериментируют. Мы начинали агрошколы с этого учебного заведения. Есть замечательная школа в селе Единение Оловяннинского района, где работает директором Светлана Ивановна Бальжинимаева, она лидер в образовании нашей области. Одновременно она и директор школы, и директор СПК в селе, выполняет две функции и достаточно успешно. Там очень мощное экологическое направление, школа тесно сотрудничает с учеными Забайкальского государственного педагогического университета, с кафедрой ботаники. У них проведено ландшафтное проектирование вокруг школы, там очень красиво, фонтанчики бьют, растут необычные растения, создан дендрарий, проложены экологические тропы, и это все в степи, на берегу реки Онон. Здесь нельзя не восхищаться способностями людей и красотой природы, школа трудится в ритме, который тесно связан с ритмами природы, но параллельно развивается и чисто прагматический аспект: содержание хозяйства, комбайнов, техники. Первое, что меня поразило, когда я впервые туда приехала в 2001 году: около школы лежали огромные бурты овса. Был март. «Он что, здесь пролежал всю зиму, и никто не трогал?» – спросила я. «Никто». Там все село знает: это вырастили дети… Так продолжается и сейчас.
Есть у нас в Карымском районе Нарын-Талачинская агрошкола, директор Вера Ильинична Краснова, где создан настоящий производственный комплекс, а ребята учатся быть современными фермерами, у них воспитывается уважение к людям труда. В Красночикойском районе работает директором Большереченской школы Анатолий Михайлович Карпов, который, кроме хозяйства, лесоучастка, содержит еще и паромную переправу. Если школа этим не будет заниматься, село просто окажется недоступным. В основе всего в этих школах лежит труд. Вовлечение детей в производительный труд. Они растут настоящими хозяевами земли.
– Выпускники таких агрошкол, наверное, остаются на селе…
– Едут учиться, возвращаются и остаются. Выбирают наш Забайкальский аграрный институт. Мы тесно работаем с комитетом сельского хозяйства, ежегодно проводим слеты ученических производственных бригад, и наградой победителям является вручение направлений на контрактное поступление в наш аграрный институт. Кроме того, ребята поступают в Иркутский техникум лесного хозяйства, Бурятскую сельхозакадемию. Все специальности, связанные с сельскохозяйственным направлением, востребованы и популярны. Многие идут на экономические специальности, поскольку понимают, выжить сегодня на земле можно, став ее хозяином, грамотным экономистом. Мы провели совещание в составе 26 агрошкол. Цифра вроде бы небольшая, но каждая школа уникальна. Многие школы области имеют участки, но не каждая может получить статус агрошколы.
– Что же для этого нужно?
– Тут несколько критериев: это и парк техники, это поле и его размеры, качество работы, это сектора, существующие и поддерживаемые в школе (животноводство, лесоучасток, аграрный сектор, сады и огороды). В каждом муниципальном образовании, кроме северных районов, такое учреждение, как агрошкола, у нас существует.
– Что можно усовершенствовать в законодательстве, чтобы поддержать агрошколы?
– Я думаю, что в перечне образовательных учреждений прежде всего должен быть законодательно закрепленный статус агрошколы. Они ведь есть не только у нас в Забайкалье, но и, например, в Ставропольском крае, и вообще их достаточно много по стране. Пока что штатное расписание школ не позволяет содержать руководителей производственных участков, как хотелось бы. Мы содержим, но местными силами. С переходом на нормативное финансирование это становится очень проблематично. Вообще, штатное расписание школ из другой эпохи, его нужно осовременить.
– Татьяна Константиновна, и тем не менее у вас есть все основания, чтобы говорить о качественных изменениях в образовании.
– Да. У нас большое количество экспериментальных площадок, педагогический корпус обращает внимание на инновации и стремится к ним, есть масса творческих инициатив. Мы проводим работу со школой молодых учителей и приняли решение организовать школу молодых директоров и завучей (до 35 лет). Ежегодно проводим лагерную смену молодых учителей, привлекаем туда педагогов, ученых, проводим мастер-классы, целую систему мероприятий. Через несколько лет та когорта молодых учителей, которая нами организована сегодня, послужит дальнейшему развитию наших школ. Молодому учителю без профессиональных контактов трудно. Зимой мы обязательно проводим областной семинар молодых учителей, собираем их в каком-нибудь районе, где хорошо поставлена работа с начинающими педагогами. На этой встрече можно обсудить свои проблемы, послушать друг друга, опереться друг на друга… Возникают, кстати, и браки, и творческие союзы. Нас жизнь заставляет: идет старение педкадров, и нужна молодежь, которая закреплялась бы в школах на селе. Для этого нужны дополнительные стимулы, одним из которых для нас и является школа молодых учителей. Марина Цветаева говорила: «Быть современным человеком, это значит творить свое время». И есть уверенность, что эти молодые педагоги смогут профессионально творить будущее нашего села вместе со своими учениками.
Читинская область
Комментарии