search
main
0

На Юго-Западе есть надежный инструмент оценки качества образования

Московский опыт оценки качества образования вызывает немалый интерес педагогов, работающих в различных регионах России. После выступления директора Юго-Западного окружного методического центра Ирины Павловой «Экспериментальная модель единой окружной системы оценки качества обучения» на IV съезде ВПС внимание коллег буквально приковано к этой работе, которая идет в Юго-Западном округе под руководством начальника окружного управления образования доктора философских наук Михаила Тихонова.

Досье «УГ»Оценивание индивидуальных достижений учащихся осуществляется методиками диагностики уровня реальных возможностей учащихся: метод «доверительной компетентности»; метод групповых экспертных оценок; метод диагностических контрольных работ; по среднему арифметическому значению оценок; метод экспресс-диагностики; комплексный метод.Аналитическая карта класса состоит из следующих компонентов: диагностическая карта класса – индексы всего класса; результаты письменных работ; оценочные показатели; графики по анализируемым компонентам; протокол результатов анализа.

Участники пленума ВПС, который состоится в конце января 2009 года в Москве, сегодня внимательно изучают доклад Ирины Владимировны на IV съезде, в их планах посещение школ, которые в экспериментальном порядке отрабатывают новую модель оценки качества образования, предвосхищая все то, что предложат авторы проекта «Наша новая школа», разрабатываемую по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева. О чем же было сказано Павловой на съезде Всероссийского педагогического собрания?

роблема оценки качества образования стала в настоящее время одной из самых актуальных. Будущий интеллектуальный потенциал страны – это наши выпускники, это качество образования в России. Под качеством образования принято понимать интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В системе мер по формированию и реализации Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 годы» второй приоритетной задачей обозначено формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, в частности создание прозрачной объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования.

Информация к сведению

В городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы, утвержденной Правительством Москвы 12 августа 2008 года, четко обозначена проблема развития региональной системы оценки качества образования в соответствии с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: «…В общем образовании – создание условий и механизмов для повышения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей…».

Стратегия развития образования в столичном регионе осуществляется за счет реализации программных мероприятий в рамках «Программы развития Московской региональной системы оценки качества образования (СОКОМ)».

Обеспечение столичного стандарта качества образования стало итогом не только совокупной профессиональной деятельности образовательной сферы Москвы, но и продуктивного диалога образовательного сообщества, общественных и гражданских институтов, работодателей. Социальная адекватность образовательных услуг, предоставляемых молодому поколению москвичей, напрямую зависит от эффективности сотрудничества всех субъектов – заказчиков качества образования, поэтому она должна быть технологически и функционально обеспечена механизмами верификации и управления.

Столичный стандарт качества образования обеспечивается согласованной работой всех образовательных учреждений, центров, служб и системы управления образованием при широком участии общественности, деловых кругов, культурной сферы города.

В Юго-Западном округе наиболее полно отработана модель оценки качества общего образования (см. схему), составляющие этой модели: 1) образовательные результаты; 2) условия; 3) реализация образовательного процесса.

Апробируемая методика оценки качества обучения расширяет рамки региональной системы и дает возможность оценивать не только деятельность образовательного учреждения в целом, но и управленческую деятельность администрации образовательного учреждения, учителей-предметников, учащихся; упорядочить систему ВШК и организовать ее на качественно новом уровне.

Методика, разработанная доцентом кафедры научных основ управления образования Тульского областного института повышения квалификации работников образования Надеждой Фоминой, привлекла наше внимание комплексным подходом к оценке качества обучения: диагностические карты классов с использованием принципов квалиметрии, поэлементный анализ контрольных работ, индексы реальных возможностей учеников.

Принципиальное отличие новой системы от традиционной заключается в использовании таких оценочных технологий, которые ориентированы не на субъективные оценочные механизмы локального применения, а на объективизированные (дистанцированные от учителя) оценочные процедуры, удовлетворяющие требованиям объективности, сопоставимости и репрезентативности оценок.

В экспериментальном режиме выстраивается многоуровневая интегральная система оценки качества обучения, в которой представлены все уровни оценки качества результатов обучения: оценивание индивидуальных достижений учащихся, оценка результатов учебной деятельности класса, оценка результатов деятельности школы, оценка качества обучения в разрезе района и окружная система оценки качества обучения.

Экспертизу образовательных результатов осуществляет отдел диагностики и предметные лаборатории Юго-Западного окружного методического центра. Традиционная система контроля и оценки качества показательна, но в силу своих организационных и технологических особенностей не учитывает индивидуальные учебные достижения каждого ученика и не позволяет расширить спектр изучаемых проблем, но оценка качества предметной обученности на уровне образовательного учреждения остается недостаточно разработанной, а оценка результатов деятельности учителя часто складывается из эмпирических, разрозненных факторов.

Окружная система оценки качества обучения определилась как совокупность методик, процедур, измерителей, программно-методических средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся в единой логике на всех ступенях школьного образования. Данные окружной оценки качества образования обеспечивают оценку качества образовательной деятельности субъектов сферы окружного образования – учащегося, воспитанника, образовательного учреждения и педагогических кадров относительно системы целевых ориентиров и управленческих механизмов, разработана критериальная база оценки условий осуществления образовательного процесса, так как процедура лицензирования и аккредитации позволяет успешно ее осуществлять.

Традиционно образовательные результаты обучающихся оцениваются через систему итоговой аттестации и организацию внешней процедуры оценивания с включением стандартизированных кимов. Окружной контроль предполагает использование заданий различного типа, проверяющих знания и умения учащихся в соответствии с образовательными стандартами: письменные задания с выбором ответа, с кратким или полным ответом, на понимание текстов и др. Обязательное условие такой системы контроля – включение в проверочные работы заданий в формате ЕГЭ на всех ступенях обучения. Уже пополняется окружной банк кимов, а в перспективе планируется в рамках внешнего контроля ввести оценку надпредметных компетентностей учащихся средствами стандартизированных тестов нового поколения.

Анализ результатов деятельности школы включает в себя общие итоги по школе, анализ результатов каждого класса, результаты выполнения практической части программы по всем классам, показатели сформированности общеучебных умений, графическое подтверждение результатов анализа, анализ усвоения теоретической части программы (в сравнении с индексом реальных возможностей класса). Такой системный подход дает возможность проанализировать и сравнить полученные результаты с нормативными показателями и выстроить прогноз повышения качества образования в школе.

Ключевая фигура в образовательном процессе – преподаватель. Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся.

Возникает вопрос: как же определить качество преподавателя? Вопрос этот становится ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качество учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность.

Новая технология оценки качества обучения позволяет осуществлять анализ результатов педагогической деятельности учителей по двум направлениям:

учет индивидуальных достижений каждого учителя;

выявление проблемных микрокомпонентов, снижающих эффективность учебного процесса. В зависимости от количества проблемных микрокомпонентов выделяются три уровня профессиональной компетентности учителей: оптимальный, достаточный и критический.

Таким образом, в соответствии с результатами деятельности окружной системы оценки качества обученности выстраивается система повышения квалификации педагогических кадров на качественно новом уровне, с учетом уровней профессиональной компетентности учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте