search
main
0

На ярмарке – только качественный продукт! . Учитель – это человек, который творит

Хорошие традиции легко приживаются. Примером тому стала Ярмарка инноваций в образовании, организованная Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Ленинградским областным институтом развития образования (ЛОИРО). Несмотря на то что история ее проведения насчитывает всего два года, с каждым разом количество образовательных учреждений, представляющих свои инновационные проекты, растет. К примеру, участниками второй ярмарки, прошедшей на базе ЛОИРО, стали практически все районы Ленинградской области, а количество инновационных продуктов перевалило за 200.

По словам ректора ЛОИРО, кандидата исторических наук, заслуженного учителя РФ Сергея Александровича Лисицына, после успешной реализации идеи ярмарки в прошлом году к ней возник большой интерес.

– Востребованность этой формы объяснима. Инновационное устремление наших педагогов нуждается, на мой взгляд, в постоянном поиске каких-то новых форм, и ярмарка одна из них. Вообще инновационные устремления – особенность нашей российской педагогики. И сейчас инновационный импульс опять происходит в настроениях педагогической общественности. Сегодня мы оказались сверстниками перехода человечества в иную эпоху – информационную, и конечно, этот поиск механизмов, которые позволят соответствовать в той или иной степени новым парадигмам новой культурно-исторической эпохи, сам по себе чрезвычайно важен. Ведь любая новая эпоха сопровождается кризисом прежней цивилизации и формированием новых цивилизационных отношений. Ей соответствуют новые вызовы, и необходимо найти адекватные механизмы, технологии, которые отвечали бы этим новым вызовам информационной эпохи. Вот почему сегодня наступает новый этап инновационной деятельности учителей. И его отличительная черта в том, что нужно соответствовать всему новому, что сегодня рождается в образовании и в педагогической науке, и в то же время помнить о традициях. Инноваций без традиции просто не может быть.

– Сергей Александрович, что считать инновацией? Что-то принципиально новое, чего еще не было, или то, что было, но с применением современных технологий?

– На этот счет существует много точек зрения, но все они совпадают в одном: инновация – непременное новшество. Однако основа и база этого нового, на мой взгляд, должны строиться на том накопленном инновационном опыте, который был раньше. Любая инновация должна начинаться с изучения традиции. С этой точки зрения я вижу на нашей ярмарке по сравнению с предыдущей движение вперед. Оно выражается в некой системности представленных инновационных продуктов.

Наша ярмарка имела несколько этапов. Сначала инновационные продукты, представленные образовательными учреждениями, проходили экспертную оценку методических объединений на местах и только потом попадали на конкурсный отбор здесь. Научное сообщество в этом году организовало экспертную комиссию, и она достаточно строго отбирала продукты для показа на ярмарке. К примеру, из 200 проектов будут продемонстрированы только около 100.

– Каковы критерии отбора?

– Поскольку это ярмарка областной системы образования, то отобраны те проекты, которые могут служить развитию всей областной системы образования, могут быть ею использованы. Мне кажется, сегодняшние продукты ярмарки более актуализированы по сравнению с прошлогодними и достаточно серьезно выглядят. По окончании мероприятия будет подготовлен проспект с указанием всех демонстрировавшихся проектов с их небольшой аннотацией и адресами, телефонами для связи.

– Есть ли на этой ярмарке принципиальное новшество?

– Впервые у нас представлена издательская продукция учителей области. Когда мы говорим об учителе, то нужно понимать, что учитель – это не только человек, который стоит с указкой, пусть даже цифровой, перед классом, но и человек, который творит. Поэтому мы впервые открыли выставку книг, изданных учителями области. На ней представлены около 20 авторов, но это в три раза меньше, чем могло бы быть. На мой взгляд, причина в том, что муниципальные органы управления образованием и директора образовательных учреждений не всегда понимают значимость издания книги учителем. Многие считают: молодец, что написал, но это твое дело. Это неправильная позиция. Это такой пласт литературы практической направленности! У нас, к примеру, есть учитель мировой художественной культуры из Приозерска Андрей Иванович Лихой, который выпускает уже пятую книгу! У него есть книга, посвященная Приозерскому краю, есть книга «Ленинградская область: 500 вопросов и ответов», которая была бы полезна и взрослым, и детям. Есть Светлана Николаевна Тур из Выборга, учитель информатики, которая выпустила 13 книг по информатике в начальной школе! Мне кажется, это один из критериев нового учителя. Конечно, он должен владеть компьютерными технологиями, но также должен уметь писать, описывать результаты своего труда, свой опыт, заниматься проектной деятельностью. Хотелось, чтобы в перспективе мы проводили ярмарку, в которой принимали бы участие школьники области, что очень важно для развития их творческих способностей. Для талантливого ребенка статья, опубликованная в журнале, – это зачастую начало траектории реализации его таланта в обществе.

Как ректор, я расцениваю эту ярмарку как большой импульс для работы института. Огромная работа была проведена по подготовке к ней. Все секции, а их восемь, все презентации курируют наши ведущие специалисты – деканы факультетов, заведующие кафедрами. Ярмарка – это важный ресурс для планирования развития самого института, потому что ее проведение делает сам институт инновационным.

…Среди участников ярмарки были и старожилы, и дебютанты. К примеру, Тихвинский район уже демонстрировал свои инновационные проекты в прошлом году. О том, что представлено в этом году, рассказала Любовь Муравьева, директор методического кабинета Комитета по образованию Тихвинского района:

– В этот раз мы представляем десять инновационных продуктов различных образовательных учреждений района. Здесь инновационные проекты по дистанционному обучению детей-инвалидов, проект «Кадеты», информационный проект «Внешкольник» и ряд проектов по дополнительному образованию. Наша выставка в этом году представлена в несколько ином формате: мы определяем место Тихвинского района в системе образования области. Его место в информатизации, дистанционном обучении, внедрении его при обучении детей-инвалидов. Наш район одним из первых стал участвовать в федеральном проекте «Дети-инвалиды» в 2006 году. На сегодня у нас двадцать детей-инвалидов проходят обучение по этой программе. Каждый из них имеет персональный компьютер, бесплатный доступ в Интернет и учебно-методический комплект, по которому дистанционно занимается вместе с ведущими педагогами своей школы.

Также мы представляем проект тихвинского лицея №8, который ведет работу по апробации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Наш район – один из пяти районов области, который участвует в этом инновационном проекте, и на сегодняшний день апробация успешно завершена. Первые классы уже работают по новым стандартам, и район ведет очень большую работу, чтобы переход на государственные образовательные стандарты второго поколения был успешным для всех образовательных учреждений.

Кроме того, мы впервые представляем книгу нашего молодого педагога Ирины Колязиной «История Тихвинского края в первой трети ХХ века», где представлены интересные сведения и которая пользуется большим спросом со стороны педагогического сообщества района.

Что касается разрешения использовать наш продукт, то на прошлой ярмарке у нас было много проектов, посвященных воспитательной системе, и их бумажные, а также электронные версии мы подарили более 30 образовательным учреждениям. Большим успехом пользовались также разработанные нами дистанционные курсы для обучения детей-инвалидов.

Подпорожский район Ленинградской области в этом году на ярмарке выступил в роли дебютанта и, по словам Ларисы Соколовой, учителя географии винницкой средней школы №12 Подпорожского района, представил программы, касающиеся профильного обучения в сельской школе и много программ дополнительного образования, в том числе программы, поддерживающие национальную культуру вепского народа.

Как заметила Лариса Соколова, ярмарка – это серьезный большой стимул для инновационных достижений:

– Мы очень много для себя открыли, увидели чужой опыт, задумались о его переносе на нашу почву. Ярмарка – хороший повод сравнить, посмотреть на свои программы другими глазами, увидеть, в чем точки пересечения наших программ с программами других районов области.

Выборгский район в этом году попробовал себя в качестве участника ярмарки тоже в первый раз. Несколько проектов представила Высоцкая средняя школа им. С.И. Ростоцкого. О них рассказала Анна Зилинских, заместитель директора по УВР:

– В ряде инновационных продуктов от Выборгского района представлена проектная деятельность нашей школы. Наша школа небольшая, расположена в военном городке. Большинство наших родителей считают, что образование – это одно из основных направлений развития ребенка, и поэтому в школе широко развита инновационная учебно-исследовательская деятельность, которой занимаются как учителя, так и дети. К примеру, в прошлом году мы работали как школа-лаборатория и проводили районный семинар, где показывали, что исследованием ребенок может заниматься каждый день, на каждом уроке, и, главное, в этом нет ничего сложного, потому что для него любое открытие знаний является исследованием.

Мы представляем разработанные мультимедийные презентации к урокам информатики в начальной школе по учебно-методическому комплексу, разработанному Светланой Николаевной Тур, а также программу развития школьного самоуправления, программу развития художественно-эстетической деятельности, изготовление витражей в школьных условиях силами детей. Еще один наш инновационный продукт – это проектная деятельность творческой группы педагогов по созданию межконтинентальной космической станции. Кстати сказать, за разработку этой станции наш ученик получил президентскую премию, причем ему сразу предложили оформить патент, так как его изобретение – раскрытие солнечных батарей с поворотом на 360 градусов – это новое слово в космической науке. Где бы эта станция ни пролетала, она может улавливать солнечный свет и работать за счет этого без топлива.

Ярмарка, безусловно, – это большой обмен опытом, и мы на ней открыли для себя много интересного. Например, заинтересовались профильным направлением для сельской школы. Из-за небольшого контингента детей маленькой школе всегда трудно организовать профиль и учесть потребности каждого. Успешный опыт в этом отношении у Подпорожского района, и мы надеемся его перенять. Возможно, и наш опыт кто-то захочет использовать. Мы с радостью готовы им поделиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте