«И будешь там «из чертенят воспитывать чертей» – так напутствовали меня выпускники филологического факультета университета, провожая веселой стайкой на перроне Московского вокзала. Было грустно, тревожно и весело одновременно. Навсегда ушли интереснейшие годы учения в городе на Неве… Успокаивало, что еду в свой город – работать в свою любимую 32-ю. Сюда я пришла в первый класс и сразу почувствовала себя дома. Ощущение доброты, света, радости сопровождало все школьные годы. Недаром наше здание построено в форме птицы с распростертыми крыльями.
История нашего учебного заведения начиналась в 1918 году, оно именовалось Первой советской школой второй ступени города Иванова. По счастливому стечению обстоятельств сразу подобрался коллектив энтузиастов, самой яркой фигурой которого была заслуженный учитель РФ Шольц-Рябцева, получившая образование в университете Австрии. Она преподавала немецкий и французский языки, свободно владела фортепьяно и привнесла в то сложное время в коллектив атмосферу гуманности, интеллигентности. Не случайно коллеги из других школ в течение многих лет именовали учителей 32-й «аристократами».
Из числа старой гвардии учителей хочется вспомнить всех, но особенно заслуженного учителя РФ преподавателя словесности В.Я.Батову. Как она зажигала нас, как учила ценить, любить и понимать русскую литературу!
…Вот в такой коллектив привела меня судьба. Началась новая жизнь, лирическая и драматическая одновременно. Наша школа – база педагогического института. Почти с первого дня на уроках у меня появились студенты. Приходилось много готовиться, находить новые формы, методики, тем более что все коллеги были этим озадачены. С тех пор не знаю ничего увлекательнее урока. Конечно, не всегда и не все получалось. Сколько раз обуревало отчаяние. На помощь приходили чуткие и строгие наставники – и все вставало на свои места. Требовательность к учителю была столь же велика, как и доброжелательность. Никогда не подавлялась индивидуальность. Помню, как одна из инспекторов областного отдела образования спросила завуча: «А вы не считаете, что эта молодая учительница уж слишком независима?» Строгая Варвара Владимировна ответила: «У каждого бывает свое педагогическое детство».
А как интересно было после уроков! Кто-то из коллег инсценировал с учащимися фрагменты из «Путешествия по Гарцу» Гейне на немецком языке, кто-то ставил сцены из «Клопа» Маяковского… Жизнь кипела, складывались теплые отношения с детьми, многие из которых навсегда остались друзьями своих учителей. Сложилось много школьных династий: бывшие ученики вели и ведут к нам своих детей, внуков, правнуков. Менялся, но по-прежнему оставался «аристократичным» учительский коллектив. Великолепна когорта специалистов. Это заслуженный учитель РФ Маврычева, прекрасно поставившая преподавание английского языка завуч Маланова, беспредельно увлеченная географией Борисова, Частова, в течение двадцати пяти лет совмещавшая преподавание языка с работой внештатного инспектора по опеке детей-сирот, учитель начальных классов Петрова и многие другие.
Когда мне доверили пост директора, главным делом стало, развиваясь, сохранить традиции. Удалось, во-первых, сохранить памятник архитектуры и осуществить достойный проект второго корпуса. Окрыленные, мы вошли в обновленную школу и решили учредить гимназию (это было первым примером в городе). С увлечением создавали новую программу. Сделали три выпуска – и наш проект был съеден стандартизацией программ. Однако творчество осталось обязательным критерием в оценке деятельности учителя и ученика.
С космической скоростью пронеслись 23 года директорства, преемником был утвержден выпускник гимназии, мой ученик, преподаватель информатики А.И.Макеев. Благодаря разносторонней инновационной деятельности, неиссякаемому творчеству учителей гимназия, руководимая рачительным директором, стала миллионером.
Главными во все периоды жизни школы были и остаются дети. Похожи ли они на своих предшественников? И да, и нет. Безусловно, они более коммуникабельны, более раскованны, но прагматичнее бывших, менее способны к романтическому восприятию мира. К сожалению, уровень общей культуры оставляет желать лучшего (издержки времени?). Пытаемся всячески противостоять этому, формировать у наших воспитанников критическое мышление, гражданскую ответственность и стремление к самоактуализации. Присутствовавший на открытом уроке литературы профессор, доктор филологических наук Л.Н. Таганов дал такой отзыв: «В процессе анализа романа Г.Владимова «Генерал и его армия» гимназистам были предложены неординарные вопросы: самоопределение личности в условиях тоталитаризма, ответственность перед собой и народом. Готовых ответов здесь нет. Гимназисты искали истину и приходили к серьезным выводам… Радует уровень исторического мышления в сочетании с эстетическим чувствованием литературы». Мчится время, меняются поколения, а птица-школа летит в грядущее. Хочется, чтобы будущие ученики любили ее так же, как мы!
Татьяна ПЕТУХОВА, заместитель директора по научно-методической работе гимназии №32, заслуженный учитель РФ, Иваново
От редакции. В этом учебном году у Ивановской гимназии, или как ее любовно называют горожане птицы-школы, – юбилей. Поздравляем коллектив со знаменательной датой – 90-летием! Творческих успехов, новых удач и открытий желаем всему коллективу гимназии!
Комментарии