Вы были когда-нибудь на море? Волнующем и искрящемся на солнце, то заботливо обволакивающем, то накрывающем с головой? Оно безгранично, непредсказуемо, захватывающе. Так и манит… С берега кажется, что волны такие большие, что тебе не справиться с ними. Поэтому всегда есть люди, которые стоят на песчаном берегу, и море лишь касается их своими брызгами. Но когда идешь ему навстречу, все больше ощущаешь себя в его ласковых объятиях. Каждая волна нежно подбрасывает, и возникает неповторимое чувство полета…
Песчаный берег или волнующее море?Море как сама жизнь. Можно стоять на берегу, ощущая страх и недоверие, и ловить лишь брызги радости, успеха, любви… А можно войти в огромное, широкое, безграничное море жизни и ощущать себя плывущей на волнах…Я выбираю бурное море жизни с бескрайними горизонтами, проплывающими кораблями возможностей, парящими чайками в небе…Я выбираю путешествие на корабле детства. «Почему именно детства? – спросите вы. – Ведь на горизонте можно увидеть много разных кораблей».Моя мама – педагог. Разговоры о воспитании и образовании всегда были в центре нашей семьи. Особенно интересными для меня всегда были беседы о мотивах, потребностях и стремлениях растущего человека. Поэтому после окончания школы я поступила на факультет психологии. Во время учебы в университете мне посчастливилось работать вожатой в детском лагере, психологом в школе. И все больше я убеждалась, что мне интереснее дети дошкольного возраста с их искренностью, непредсказуемостью, желанием познать все вокруг. Они, как путешественники по миру, задают много вопросов: «Откуда?», «Зачем?», «Почему?». И, отвечая на них, сам начинаешь задумываться о многом…Заглянуть за горизонтСовременные дети находятся в информационных потоках Интернета и волнах новизны. Ребенок, как отважный мореплаватель, совершает познавательные путешествия по океану жизни, исследует неизведанные дали, погружается в глубины человеческой культуры. Познавая мир, ребенок тем самым созидает, образовывает самого себя, свою личность. Его путешествие в мир становится образовательным плаванием. Найти свою мечту, найти себя – это те настоящие сокровища, к которым стремятся дети в своих поисках. Дошкольники, как истинные творцы, предпочитают не сидеть на берегу в ожидании Алых Парусов на горизонте, а стремятся воплотить мечту в реальность и отправиться в путь открытий. Кораблик детской мечты стремится заглянуть за горизонт.Маленький кораблик, кто твой капитан?Тот, кто выбирает, куда плыть… Право выбора – чем заниматься, с кем играть, что использовать, принадлежит ребенку. Дети выбирают сердцем, искренне и честно – то, что им действительно нравится. Ребенок – капитан своей деятельности. Он может принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свой выбор. Плыть на всех парусах каждому путешественнику помогают собственная инициатива, самостоятельность, поддержка окружающими его начинаний.Если определять роль и значение взрослого в развитии ребенка, то их можно передать образным определением: штурман образовательного плавания. Штурман помогает ребенку обнаружить свои интересы, проложить свой путь, помочь проявить все свои способности и таланты, найти свою мечту…Куда плывем? Вперед, к мечте!У каждого капитана свои мечты, свои интересы и стремления. Каждый ребенок уникален по-своему: в чем-то успешен, а где-то нуждается в помощи, поэтому штурману нужно быть мобильным, способным ориентироваться в бушующем море обстоятельств и изменяющихся условий, решать задачи индивидуального сопровождения каждого капитана в его образовательном плавании.Позиция взрослого по отношению к ребенку изменяется в зависимости от обстоятельств:- быть рядом, чтобы поддержать его идеи;- быть впереди, чтобы расширить его горизонты, познакомить с новыми способами исследования окружающего мира;- отойти в сторону, чтобы дать простор самостоятельному творчеству ребенка.Штурман понимает, что «каждая ситуация, если правильно ее использовать, становится возможностью» (Вильям Стаффорд). Затруднения ребенка открывают новые горизонты его развития, и задача взрослого – помочь ими воспользоваться.Мне самой так нравится это чувство, когда, преодолевая трудности, страх и неуверенность, удивляешься самому себе, открываешь новые собственные возможности, радуешься своим успехам!Штурманы детстваПоддержать, предложить варианты, предоставить возможности – все это может штурман. Кто же эта значимая фигура для отважного капитана? Это взрослый. Но кто? Воспитатель или родитель?И мы с вами вступаем в область, которую можно назвать «общей» и которая является областью каждого, кто имеет отношение к воспитанию. И все же, родитель или воспитатель? Давайте поразмышляем… Воспитатель – одна из тех профессий, которая не терпит шаблонности. Это творческая профессия, основанная на понимании глубинных процессов природы человека, развития общества. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена».Как растет ребенок? Девять месяцев под сердцем матери, девять месяцев на руках родителей, до трех лет за руку с родителями… В детском саду его встречает воспитатель.Важно не разрушать жизнь ребенка, а гармонично дополнить. Взять ребенка за вторую руку, именно ребенка, а не родителя. Объединить свои усилия, понимая, что не будет комфортно нашему капитану, если взрослые штурманы не договорятся во имя ребенка, для ребенка. Воспитатель – это профессия мирная, глубокая и значимая для детей, их родителей, и хотелось бы верить, что для общества в целом.К жемчужине на дне…Знакомясь с профессией воспитателя детского сада, я будто приоткрывала морскую раковину. Интересно, что внутри?.. И сейчас, когда раковину удалось немного приоткрыть, могу вам сказать, что внутри этой профессии – жемчужина добра, любви, радости, доверия.Оксана ЛЮБАВИНА, воспитатель детского сада №175 «Полянка» – структурного подразделения автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада»Тольятти, Самарская область
Комментарии