search
main
0

На все вопросы у нас всегда есть ответы

Ярослав КОЛПАКОВ, преподаватель кафедры клинической психологии Московского медицинского университета, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ННЦ наркологии – В каком возрасте можно утверждать о патологии в гендерном формировании личности ребенка? И если это является болезнью, то чем предлагают ее лечить? – Бывают случаи, когда уже в дошкольном возрасте наблюдается расстройство половой идентификации, которое характеризуется наличием глубокого нарушения чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Это расстройство отражено в Международной классификации болезней (ICD – 10-я версия). Необходимый диагностический критерий – наличие постоянного желания принадлежать к полу, противоположному биологическому, в сочетании с выраженным отказом от поведения, признаков и/или одежды, присущих своему полу. В дошкольном возрасте это не лечат, а только наблюдают за проявлениями данной патологии. Проводят консультации с родителями, коррекционные занятия с детьми.

– Как изменить социальные негативные влияния на детей?

– Ситуацию можно и нужно изменять. И чем раньше, тем лучше. Очень важно понимать, что девочек и мальчиков необходимо воспитывать до периода гендерной идентификации, то есть до 6-7 лет. Ведь чаще всего обращаются за помощью по этому вопросу не с маленькими детьми, а с подростками, и в большей степени именно социальные факторы играют главную роль.

Крайне важно в современном мире удержать, сохранить акцент на гендерных различиях в воспитании детей. Это вовсе не позиция сексизма или дискриминации по половому признаку, а это позиция здравого смысла, обусловленная признанием наличия биологических, психологических, социальных, культурных различий между девочками и мальчиками, девушками и юношами, женщинами и мужчинами и даже бабушками и дедушками.

Олеся ДОБРОВОЛЬСКАЯ, студентка 5-го курса Московского медицинского университета

– Необходимо ли учитывать гендерные различия в воспитании детей дошкольного возраста?

– Конечно, необходимо! Ведь посмотрите вокруг: в магазинах, в спортивных секциях, в больницах и пр. существует разделение на девочек и мальчиков. Мир давным-давно обозначил эти два вида человека. И, конечно, они разные, с самого рождения. И по интересам, по поведению, по отношению к учебе девочки очень отличаются от мальчиков. Посмотрите на мальчиков с нашего курса – к зачетам и экзаменам они относятся как бы более равнодушно, но ведь умудряются все сдавать. А мы, девочки, постоянно зубрим, волнуемся, и порой в самый ответственный момент все улетучивается из головы! Где справедливость?

– Считаете ли вы, что особенности девочек и мальчиков необходимо учитывать уже в детском саду?

– Конечно, считаю! Подход в воспитании девочек и мальчиков должен иметь различия. Например: нельзя сравнивать девочек и мальчиков, ставить в пример, так как девочки обычно старше мальчиков-ровесников, опережают их как в физическом, так и в психическом развитии. Не стоит требовать от мальчика большой аккуратности и тщательности в выполнении задания. Когда ругают мальчика, важно кратко и точно объяснять ему, чем вы недовольны, он не сможет удерживать эмоциональное напряжение долгое время и просто перестанет вас слушать. Когда ругают девочку, не стоит сразу высказывать негативное отношение к ней, бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала лучше разобраться, в чем ее ошибка.

Вопросы задавала Елена ТЕРЕХОВА,

старший воспитатель детского сада №557

Немного об истории детского сада №557

1966-1996 годы – построено дошкольное учреждение ясли-сад №557.

1998 год – на базе детского учреждения открыт оздоровительный центр.

2000 год – на базе сада открыты группы кратковременного пребывания.

2001 год – детский сад переименован в государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №557 с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников».

2006 год – в детском саду были перепрофилированы 3 группы для часто и длительно болеющих детей в три группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2007 год – на базе детского сада открыт Центр игровой поддержки детей.

2008 год – детский сад стал Ресурсным центром пилотного проекта совместной деятельности ЮНЕСКО и Департамента образования «Московское образование: от младенчества до школы».

Тема исследований: «Разработка и внедрение технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

Каждый день детский сад встречает более 100 ребятишек. В группы дошкольного учреждения принимаются дети с 3 лет, а в Центр игровой поддержки ребенка малыши с 1,5 лет.

В детском саду открыты 7 групп (две – кратковременного пребывания). Группы формируются от 10 до 15 человек. Режим работы детского сада – с 7.00 до 19.00. Организация режима дня зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и предполагает обязательное включение дневной и вечерней прогулок, четырехразового питания, дневного сна, свободной игровой деятельности, занятий.

Коллектив

Педагоги детского сада имеют высокий уровень квалификации и профессиональной компетенции, реализуют современные образовательные программы, активно участвуют в инновационной деятельности дошкольного учреждения. Медицинский персонал детского сада состоит из 9 человек – это квалифицированный врач-педиатр, врач-ортопед, 7 медицинских сестер. В нашем детском саду работают 34 педагога: с высшим образованием – 27, с неоконченным высшим – 1, со средним специальным – 6 человек, трое – кандидаты наук.

Квалификационные категории педагогов: высшая – 4 человека, вторая – 8 человек, первая – 12 человек.

Сотрудники нашего детского сада награждены:

– грантом Москвы в области наук и технологий в сфере образования и званием «Заслуженный учитель РФ»

– медалью «В память 850-летия Москвы» 4 чел.;

– знаком «Почетный работник общего образования РФ» 6 чел.;

– знаком «Отличник народного просвещения» 2 чел.;

– грантом префекта ЮЗАО за внедрение здоровьесберегающих технологий 1 чел.;

– званием «Ветеран труда» 6 чел.;

– дипломантами конкурса «Ярмарка педагогических идей на Юго-западе» стали 6 чел.

Наш лозунг

«Ребенку разрешено все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает его жизни и здоровью» (Конвенция о правах ребенка).

Наши способы общения

Мы соблюдаем правило трех «П»:

– понимание,

– принятие,

– признание.

Наши принципы

Приоритет индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка.

(Прежде всего в работе с детьми учитываются их индивидуальные и личностные особенности, а потом гендер.)

Ранняя гендерная идентификация.

(Мальчиками и девочками становятся еще до рождения, но учатся ими быть каждый момент.)

Сотрудничество и взаимодополняемость между детьми обоего пола.

(Воспитание и развитие детей в совместной и дифференцированной среде с учетом позитивных гендерных особенностей каждого пола под руководством компетентного взрослого.)

Наши задачи

Создание технологий воспитания, образования и развития девочек и мальчиков раннего и дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.

Разработка психологических методик для родителей и воспитателей по выявлению у детей гендерных установок и стереотипов.

Психокоррекционная работа по устранению гендерных стереотипов у детей и родителей.

Разработка и проведение модульных курсов для педагогов и родителей по воспитанию девочек и мальчиков.

Организация сетевого взаимодействия с ДОУ Москвы по воспитанию девочек и мальчиков.

Реализация поставленных задач осуществляется в 3 этапа:

1-й этап – 2008-2009 годы: девочки и мальчики 3-4 лет;

2-й этап – 2009-2010 годы: девочки и мальчики 4-5 лет;

3-й этап – 2010-2012 годы: девочки и мальчики 5-6 лет.

Результатами деятельности Ресурсного центра на первом этапе стали:

– разработка и апробация психологических методик, направленных на оценку гендерных установок у педагогов и родителей и проявление гендерной идентичности у детей 3-4 лет;

– разработка и апробация пособия для дошкольных образовательных учреждений «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду».

Ожидаемый результат деятельности Ресурсного центра на втором этапе:

– разработка и апробация психологических методик, направленных на оценку гендерных установок у педагогов и родителей и проявление гендерной идентичности у детей 4-5 лет;

– разработка и апробация пособия для дошкольных образовательных учреждений «Девочки и мальчики 4-5 лет в семье и детском саду».

Ожидаемый результат деятельности Ресурсного центра на третьем этапе:

– разработка и апробация психологических методик, направленных на оценку гендерных установок у педагогов и родителей и проявление гендерной идентичности у детей 5-6 лет;

– разработка и апробация пособия для дошкольных образовательных учреждений «Девочки и мальчики 5-6 лет в семье и детском саду».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте