Прежде всего родителям хочется сказать, чтобы они всегда помнили, что экзамены сдает их собственный, любимый, родной, самый неповторимый ребенок! И важно помочь ему, как бы им ни казалось, что он где-то ленился, где-то не так поступал, все равно главная задача – любить своего ребенка и помогать ему в любой ситуации, в данном случае в ситуации экзаменов.
Первое, что может сделать родитель, – это посоветовать своему ребенку пройти предварительное тестирование. Сделать это можно в начале одиннадцатого класса, в августе-сентябре, проверив таким образом, насколько ребенок готов к экзамену. А дальше в зависимости от результата принять определенное решение. Но каким бы неудовлетворительным, на взгляд родителей, этот результат ни оказался, все равно надо сказать ребенку, что он сможет его улучшить, если начнет серьезно и правильно готовиться. И даже если провести тестирование сейчас, за два месяца до экзамена, все равно многое можно изменить, главное – приложить к этому усилия. Еще один совет – помочь правильно распределить время. Ребенку надо показать, убедить его в том, что если время распределено верно, у него будет шанс улучшить свои знания. А родителям необходимо подумать о хорошо организованном в течение недели отдыхе и в течение каждого дня – хорошем питании. Это важно! Будет лучше, если отдыхом станут спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе. Третье. Постарайтесь убедить ребенка начинать с закрепления правил, с теории, а не с практики. Если правило разобрано, понято, выучено и по нему отрешено 10 заданий, то ошибки на это правило не будет. Четвертое. Необходимо адекватно оценивать способности своего ребенка и никогда не предъявлять ему невыполнимых родительских ожиданий. Безусловно, всем родителям хочется, чтобы ребенок сдал на 80, а лучше на 100 баллов. Но нужно правильно оценивать ситуацию, насколько ребенок готов в данный момент и каковы его возможности, связанные со здоровьем. Ребенка нельзя сильно перегружать. Пятое. Нужно непременно объяснить, что количество баллов, которые ребенок получит за ЕГЭ, ни в коем случае не является показателем всех его возможностей. Это всего лишь результат на сегодняшний день, зависящий от того, насколько в данный момент ребенок был готов. Даже самые сложные экзамены – это далеко не все возможности, которые ребенок сможет реализовать в своей жизни. Теперь о том, что родители ни в коем случае не должны делать. Надо всегда помнить, что когда экзамен сдан, результаты изменить нельзя. Поэтому не надо родителям дотошно разбираться в том, что и как писал ребенок и где он допустил ошибку. И хотя ребенок сам приходит с экзамена, ругая себя и рассказывая про свои ошибки, его надо увести от этих разговоров и успокоить. Потому что от этого страдает самооценка выпускника, ухудшаются его настроение и эмоциональное состояние, а ведь впереди еще экзамены! Кстати, первым экзаменом у нас идет русский язык, и к нему большинство относится без должного усердия. Наверное, это связано с тем, что русский язык наш родной, и каждый думает, что уж его-то он как-нибудь сдаст. В итоге многие испытывают после первого экзамена психологический сбой. Хотя, возможно, это еще связано и с тем, что к первому экзамену просто не успевают полностью сконцентрироваться. Несколько слов о репетиторстве. Я против того, чтобы заниматься с репетитором в средних классах. Ребенок должен учиться сам, а родителям надо так организовывать время ребенка и его самого научить организовывать свое время таким образом, чтобы у него получалось учиться. Понимаю, что сегодня достаточно семей, в которых родители заняты и много работают, и им проще передать обучение своего ребенка профессионалам, но делать это надо не в среднем звене. Возможно, в 11-м классе, но не раньше. Ребенок должен сам осознанно подходить к своим занятиям с репетитором, иначе мы рискуем получить не обучение, а натаскивание, при котором, если месяц ребенок проболел, нужно будет начинать все заново. Еще есть один спорный момент – это сопровождение родителями ребенка на ЕГЭ, бывает у нас и такое. На мой взгляд, это не нужно, потому что присутствие родителя – сигнал для ребенка, что мама и папа очень волнуются и для них этот момент очень важен, раз они сопровождают своего сына или дочку до пункта сдачи экзамена. И эта запредельная важность настраивает панически: а вдруг я не сумею оправдать надежды родителей?! Так настраивать ребенка нельзя. Советы для выпускников Не паниковать! Спокойно начинать работать, спокойствие всегда необходимо. Вопрос затраченного времени определяет лишь уровень подготовки в будущем, но в любом случае повышение этого уровня произойдет, если время будет затрачено. Поэтому необходимо определить приоритеты по предметам и соответственно этому распределять свое время. Строгий режим, в котором кроме занятий еще должно быть место и время досугу: достаточное время для сна, занятий спортом, отдыха и правильного полноценного питания. Помните о необходимости теоретической базы. Нельзя ориентироваться только на практический опыт. Но с другой стороны, иногда во время экзамена возникает ситуация, когда ты забываешь теорию вопроса. Бывает такое: заволновался и забыл! Надо положиться на логику. В тестовом варианте всегда можно найти два ответа из четырех, которые можно исключить благодаря логическим рассуждениям. А из двух оставшихся с большей вероятностью удастся найти верное решение. Надо признать, что результат экзамена складывается в большей части из степени подготовленности, в меньшей мере – из умения спокойно управлять собой во время процесса и, наконец, из определенной доли везения. Вот три составляющие, и первая – наибольшая. И последнее, что я всегда говорю своим старшеклассникам. Экзамен – это не вся их жизнь, это всего лишь один небольшой этап в большом учебном пространстве. Это фиксация итога их учебной деятельности в школе, которая показывает, насколько они оказались готовы сейчас, каков сейчас их уровень знаний. Жизнь будет и завтра, и всегда. Поэтому несомненно, что завтра они будут знать больше, чем сегодня! Ольга ПШЕГОРСКАЯ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора гимназии №2, Воронеж
Комментарии