search
main
0

На весах Фемиды. Тема «Право и суд». 7-й класс

Вспомним изученное. 1. Когда появился закон? 2. Какую роль закон играет в обществе? 3. Почему в существовании законов заинтересованы и богатые, и бедные?

Что такое право. Понятие «право» имеет два значения. Первое из них рассматривает право как совокупность всех законов, существующих в государстве. Собранные вместе, они определяют характер государства: чьи интересы оно защищает, какое оно – справедливое или нет, как относится к людям, живущим на его территории. Каждый отдельно взятый закон не всегда может дать ответ на вопрос о сущности власти в стране, а все вместе они очень многое могут рассказать о государстве.

Например, в феодальных законах ХIII века «Саксонское зерцало» устанавливалась различная величина возмещения за причиненный вред для разных сословий. Наибольшее возмещение получали бароны и князья, низшие слои общества получали за тот же ущерб минимальное возмещение.

Но почему право называют правом? Давайте в слове «право» выделим корень. Конечно же, это будет «прав». Тогда однокоренными словами являются: правда, правильный, правдивый. Следовательно, в самом понятии «право» заключена идея справедливости и правды. Другое дело, что справедливость всеми понимается по-разному. Так, например, царь Хаммурапи в предисловии к своим очень жестоким и далеко не справедливым, с нашей точки зрения, законам писал: «Я начертал эти законы, чтобы воссияла справедливость в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого».

Вторым значением понятия «право» является то, что непосредственно принадлежит человеку. Вспомните, когда мы хотим настоять на чем-то, то говорим: «Я имею право…» В этом же смысле слово «право» или «права» используется и в нашей Конституции, в главе, которая посвящена правам человека и гражданина России. Если право в государстве не защищает прав человека и даже направлено против него, то такой свод законов не отвечает самой главной идее – идее справедливости.

Какие органы называют правоохранительными. Итак, законы регулируют жизнь общества, устанавливая, что можно, а что нельзя. Между тем закон сам по себе не может принудить людей соблюдать правовые нормы, тогда как тех, кто вольно или невольно их нарушает, не так уж и мало. Следовательно, для того чтобы защитить права человека, восстановить справедливость, нужны специальные органы, которые принудят недобросовестных или, например, рассеянных людей следовать нормам закона. Органы, призванные принуждать граждан исполнять свои обязанности и тем самым соблюдать права других людей, называют правоохранительными. Правоохранительными органами являются адвокатура, прокуратура, милиция, суд.

Суд и его задачи. Суд возник значительно раньше других правоохранительных органов, поскольку потребность в справедливости всегда жила в сердцах людей. Наверное, и вы не раз обращались к помощи судьи, когда возникали какие-то спорные проблемы с другом или подругой. Нет-нет, конечно же, вы не ходили в суд и не писали заявление судье. За помощью вы обращались к человеку, которого уважаете, который одинаково относится и к вам, и к вашему другу или подруге и является лицом незаинтересованным, т.е. не имеет собственного интереса в вашем споре. С помощью суда этого человека вы стремились найти справедливое решение.

Первые судьи появились в родовой общине. Обязанности судьи обычно выполнял старейшина, выбирая которого члены общины обращали внимание на его личностные качества. Вероятно, среди этих качеств одними из главных были честность, принципиальность, справедливость.

Суд как орган власти возник вместе с государством. Для установления порядка судья опирался на законы, существовавшие в данном государстве. Именно закон становится основанием для принятия судейского решения. «Судья есть говорящий закон», – утверждали юристы Древнего Рима. Суд изначально являлся государственным органом и выполнял волю государства, воплощенную в законах.

Суд и правосудие. До недавнего прошлого законы не защищали права большей части людей. Суд, принимавший решение на основе существовавших законов, мало служил цели восстановления справедливости. Прошли века, борьба людей за права человека принесла свои плоды: во многих странах установилась демократия, были приняты законы, защищающие права человека и гражданина. Но закон сам по себе ничего не решает, его приводят в действие люди. Огромное значение имеет то, смогут ли они принять справедливое решение, основываясь на справедливом законе. Это касается всех людей, работающих в правоохранительных органах, но, пожалуй, в самой большей степени это относится к судьям. Что необходимо для того, чтобы в стране существовало правосудие?

Древние философы и юристы утверждали, что одним из важнейших условий правосудия является наличие у судьи высоких моральных качеств. Как и старейшина рода, судья должен обладать такими качествами, как ответственность, смелость, честность, справедливость. Великий русский юрист Анатолий Федорович Кони писал: «Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола. Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу». Он должен говорить: «Я не могу иначе, не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твердо и неуклонно подсказывают мне мое решение, и против всякого другого заговорит моя совесть как судьи и человека». Итак, первое условие – умный, неподкупный, честный и справедливый судья.

Но к сожалению, далеко не все зависит от личности судьи. Есть второе условие, которое является не менее значимым, – это независимость суда от чиновников различного ранга, от других правоохранительных органов. Это достигается законами, которые не позволяют никому вмешиваться в судопроизводство, защищают права лиц, участвующих в судебном процессе, в том числе и права судей. И снова афоризм древнеримских юристов: «Не должно быть никакой силы над законом».

Вопросы и задания

1. Каково первое значение понятия «право»? Что можно узнать о государстве, изучив его право?

2. Охарактеризуйте Древнерусское государство на основе «Русской Правды».

3. Всегда ли право в государстве соответствует первоначальному смыслу понятия «право»? Чем вы можете это объяснить?

4. Раскройте второе значение понятия «право».

5. Какие органы называются правоохранительными? Почему они необходимы в любом государстве?

6. Когда возник суд? Чем судья первобытной общины отличался от судьи, работающего в суде?

7. Каким должно быть правосудие в современных демократических государствах и почему? При каких условиях суд сможет служить делу демократии и защите прав человека?

По страницам интересных книг

Может ли в принципе существовать справедливый суд? Юристы и философы считают, что может. По их мнению, необходимым условием такого суда является соблюдение принципов правосудия. Принципы правосудия содержатся в международных документах, таких, как «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Пакт о политических и гражданских правах». В отечественном законодательстве эти принципы содержатся в Конституции России в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» и в главе 7 «Судебная власть». Имеются эти принципы и в ряде законов нашей страны, например, «О судебной системе РФ», «О судоустройстве» и других. Давайте познакомимся с отрывком о принципах правосудия из занимательной энциклопедии практического права – «Живое право», которая написана специально для учащихся.

1. Правосудие осуществляется только особым государственным органом – судом. Особенности судов как государственных органов заключаются в следующем:

– суды создаются только на основании закона: какие-либо чрезвычайные суды, не предусмотренные законом, запрещены (ст.118 Конституции РФ);

– судьи должны быть зрелыми людьми и профессионалами в своем деле: судьей может стать гражданин России не моложе 25 лет, он должен иметь высшее юридическое образование и проработать юристом не менее 5 лет (ст.119 Конституции РФ);

– судьи независимы и подчиняются только закону (ст.120-122 Конституции РФ): никакие личные симпатии и предпочтения не должны влиять на решение судьи; решения принимаются только на основе закона, а потому: а) судьи несменяемы – судью нельзя уволить, за исключением случаев, предусмотренных законом; б) судьи неприкосновенны – судью нельзя задержать, арестовать, обыскать без специальной коллегии судей; в) судье можно заявить отвод, то есть вывести его из участия в деле, если судья может иметь личную заинтересованность в решении дела;

– решения судов обязательны для всех граждан, органов власти и организаций – за неисполнение решения суда предусмотрено наказание.

2. Разрешение конфликтов в суде осуществляется по особой процедуре, гарантирующей справедливое судебное разбирательство. Особенности процедуры (работы суда) основаны на следующих принципах;

– законность – законом строго описана процедура, которая позволяет суду тщательно и полно изучить дело; нарушение процедуры влечет отмену решения суда;

– доступность суда – каждый имеет право обращаться в суд за защитой своих прав (статьи 45-48, 52 Конституции РФ);

– открытость суда – заседания суда, как правило, открыты для публики; в суде могут выступать представители общественных организаций; в принятии решений могут участвовать представители из народа (народные и присяжные заседатели) в случаях, предусмотренных законом (ст.123 Конституции РФ);

– равенство и состязательность сторон – все стороны имеют равные права в судебном разбирательстве и состязаются перед судом, доказывая свою правоту (ст.19 и 123 Конституции РФ);

– возможность обжаловать решение суда – любое решение суда можно обжаловать в любой вышестоящий суд, а затем – и в международные органы, чтобы исключить судебную ошибку и добиться справедливого решения (ст.46 Конституции РФ, п.1, ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод – «право на справедливое судебное разбирательство»).

Закон особо охраняет эти принципы. За нарушение их самими судьями, а также и гражданами – за вмешательство в деятельность суда и судей, невыполнение решений суда – предусмотрены наказания (глава 31 Уголовного кодекса РФ).

1. Чем вы можете объяснить, что большинство принципов правосудия записаны в Конституции РФ?

2. Почему правосудие может осуществляться только государственным органом – судом?

3. Среди принципов правосудия есть принцип независимости судей. От кого должны быть независимы судьи? Почему этот принцип является необходимым для правосудия?

4. Один из принципов правосудия подразумевает возможность обжаловать решение суда. Какое значение имеет этот принцип для каждого человека, обвиняемого, пострадавшего, ответчика или истца? Как вы считаете, может быть, этот принцип сохранить только для людей, пострадавших по чьей-то вине, а виновников чужой беды лишить этого права?

5. Какие принципы вы считаете нужно добавить или убрать и почему?

6. Известный русский юрист А.Ф.Кони высказал следующее суждение о нравственных принципах, которыми должен руководствоваться судья: «Судья, решая дело, не имеет права, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу». Он должен говорить «Я не могу иначе, потому что и внутреннее чувство, и смысл закона твердо и неуклонно подсказывают мне мое решение, и против всякого другого заговорит моя совесть». Как вы считаете, почему соблюдение нравственных принципов особенно важно при принятии судебного решения? Выскажите собственную точку зрения, какие еще нравственные принципы должны соблюдать судьи?

Фемида

Фемида – древнегреческая богиня права, законного порядка и предсказаний. Ее имя в переводе означает «установление». Родителями Фемиды были Уран и Гея, сама она первоначально была титанидой. Но Зевс со своими братьями начал борьбу за власть над миром, в результате которой титаны были низвергнуты в Тартар. Однако Фемиду боги Олимпа оставили: разве может существовать прекрасный Олимп без порядка и справедливости? Фемида стала одной из богинь, вышла замуж за самого Зевса и родила ему трех прелестных дочерей: Евномию (Благозаконие), Дику (Справедливость) и Эйрену (Мир). Конечно же, дочки должны были помогать матери и отцу нести порядок в жизнь людей.

Родила Фемида и других дочерей – богинь судьбы. Клото, по мнению древних греков, плетет нить жизни каждого человека. Лахезис определяет длину нити жизни, а Антропос перерезает эту нить, и жизнь человека заканчивается. Эти богини определяют не только продолжительность жизни того или иного человека, но и его судьбу. Их рождение свидетельствовало о том, что далеко не все может богиня Фемида. Как бы ни стремилась она к справедливости, бывают события, которые происходят помимо ее воли. Кстати, сам Зевс ничего не мог поделать с богинями судьбы и даже побаивался их.

Фемида была наделена великим даром предвидения будущего. Этот дар позволял ей принимать справедливые решения, а чтобы они действительно были такими, Фемида надевала повязку на глаза, а в руки брала весы. Именно такой образ богини запечатлен в многочисленных статуях.

1. Почему боги Олимпа взяли титаниду Фемиду в свой круг? Что на этом основании можно сказать о том, каковы были представления греков об устройстве общества?

2. Как вы думаете, почему именно Евномия, Дика и Эйрена помогали родителям в установлении порядка, мира и справедливости в жизни людей? Почему без них порядок не может быть установлен?

3. Каким, по мнению древних греков, должно быть правосудие?

4. Представления о справедливом правосудии сложились очень давно, но и в наши дни нет страны, в которой правосудие можно назвать идеальным. Подумайте, чем можно объяснить этот факт.

Перелистаем страницы истории

Вы знаете, что суд как государственный орган создается вместе с возникновением государства. Документ, с которым вы познакомитесь сейчас, – это письмо итальянского гуманиста ХIV – начала ХV века Поджо Браччолини, в котором он рассказывает о суде над Яном Гусом, проходившем в городе Констанце.

Ян Гус на Констанцком соборе

Сильно билось мое сердце.., когда я встал из-за обеденного стола и собирался снова идти в храм. Я уже предчувствовал осуждение этого чешского священника.

Мы отправились в храм… Поднялся (со своего места) председатель собора, несколько раз поклонился королю и собравшимся отцам и прочел имена всех, имевших право голосовать… Кроме короля, их оказалось 88 лиц…

Врагам Гуса хотелось сегодня же непременно достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой…

В строгом порядке по старшинству (сана и) лет, месяцев и даже дней возраста голосовали ответами «да» или «нет» на следующие три пункта:

1. Еретик или не еретик Иоанн Гус из Гусинца в своих учениях и новшествах? 2. Имеют ли право собравшиеся во имя папы и короля отцы собора присудить Гусу наказание? 3. Какого именно наказания заслуживает Гус оскорблением папы и святейшего таинства (евхаристии)?

На первый вопрос отозвался 51 голос в положительном смысле, т.е. что Гус – еретик. На второй вопрос столько же. На третий вопрос 30 голосов отозвались в том смысле, что Гус не заслуживает никакого наказания; 10 голосов – за наказание церковным покаяниеми, 45 отцов подали свои голоса за осуждение Гуса на смерть, если он не отречется от всего, что говорил в течение многих лет и открыто учил против церковных установлений.

После этого председатель собора предложил Гусу отречься от всего этого: но тот чех (Гус), поднявшись, громко возгласил: «Я не намерен отступать от своего учения и веры…»

Также и Сигизмунд (император) настоятельно и строго предложил Чеху отречься от своего учения. Тогда Гус стал на колени…

Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее. «Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – и – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»

После того поднялся страшный крик: посыпались на Гуса проклятия. Ему не давали возможности говорить. На него плевали, его поносили, ругали. Соборные отцы провозглашали, что он хуже, чем Каин и Иуда. Они его сравнивали с «пресмыкающимся змием». Так продолжалось изо дня в день в течение месяца, но Гуса невозможно было запугать и сломить. Мужественно и настойчиво требовал Гус от собора разбирательства своего дела по существу. «Докажите, – говорил он своим судьям, – что мои воззрения еретические, и я от них отрекусь». Но его выступления прерывались топотом ног и возгласами: «В костер его! В костер!»

Затем члены суда приступили к голосованию по перечисленным выше вопросам.

Курфюрст Людовик Пцфальский

Я не могу считать Гуса орудием дьявола и осуждать его на смерть… Гуса должно наказывать не иначе как не посягая на его свободу, честь и жизнь, потому что: во-первых, он добровольно прибыл на собор с охранною грамотою императора и полагаясь на честное немецкое слово и, во-вторых, потому, что на все вопросы он отвечал прямо и без лести, изъявляя свою готовность отказаться от своего учения, если б доказали ему на основании св. Библии неправоту его учений. Показаний, принесенных против него свидетелями, он не принял, объявив о подкупе их. Поэтому и подаю свой голос за освобождение Гуса и свободное увольнение его домой с ответом «Да!».

Эйбеккен (духовник саксонского курфюрста)

Если по долгу священника я обязан высказать сущую правду, то должен глубоко сожалеть о том, что Гуса заключили в тюрьму как злодея… Здесь, в Констанце, выставлено всему миру такое зрелище, которого наш брат (священник) должен стыдиться. Мы видели, как угрожали священнику и миряне смертоносным оружием этому хранимому богом человеку, который безоружным пустился в путь по чужой земле; затем, без всякого расследования дела, бесправно ввергнули его в заточение как убийцу…

Никогда бы я не поверил этому, если бы не видел собственными глазами, буду считать это событие позором… Вместо того, чтобы представить проповеднику свободу высказать свое учение, ему заграждали уста шумом и криком, дабы не дать возможности никому понять его желаний и стремлений… Голосую за свободу, честь и жизнь. «Да!»

Архиепископ Ремежский

Если богу угодна новая (Гусова) церковь, тогда пусть сотворит чудо! Если же не может, то пусть сгинет. Подаю голос свой на смерть Гуса. «Нет!»

Епископ Оснабрюкский

За наше учение умерло бесчисленное множество людей. Пусть же умрет и Гус со своими сторонниками за свое учение… Сжечь его! «Нет!»

Епископ Триентский

Если бы этот чех был и моим дедом, то и тогда я выдал бы его на сожжение! «Нет!»

Выслушав окончательный результат, Сигизмунд побледнел и затрясся, как будто бы должен был произнести приговор над самим собою: он знал, что от него зависели свобода и жизнь Гуса. Гробовое молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя речь, и Сигизмунда спросили: «Ваше величество император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?..»

Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так: «Продолжаю утверждать, что Гус – еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением, если не отречется…»

Тогда Гус мужественно спросил: «Ваше императорское величество, ужель вы можете так поступить в унижение своей короны и немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем честном имени…»

«Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного же пути я не обещал… Твое требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов». Так ответил Сигизмунд.

Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломки их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стража не заперла даже дверей тюрьмы и любовалась благородством души Гуса.

1. Перечислите участников судебного заседания. Кто являлся судьей?

2. Во имя кого совершался суд над Яном Гусом? Найдите в тексте соответствующие строки и зачитайте их.

3. Как вы полагаете, кто был более убедительным на процессе: сторонники Яна Гуса или его противники? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Вспомните из курса истории, что требовали Ян Гус и его сторонники от официальной церкви? Предположите, на основании чего Ян Гус был осужден.

5. Как вы думаете, мог ли данный суд закончиться иначе? Почему?

6. Были ли на суде защищены права Яна Гуса?

7. Подумайте, был ли этот суд справедливым и демократическим? Приведите аргументы в защиту вашей точки зрения.

8. Какие чувства у вас вызвали участники процесса: Сигизмунд, Ян Гус, сторонники и противники Яна Гуса и почему?

Для тех, кто хочет знать больше

Гея – богиня земли, сама мать-земля. Согласно древнегреческим мифам, она появилась раньше всех других богов и из себя породила Урана, а потом взяла его себе в …мужья. У этой супружеской пары родились шесть титанов и шесть титанид. Среди титанов были родители Зевса и других богов Олимпа – Кронос и Рея, а также Фемида. Но среди детей супружеской пары были и ужасные уроды. Уран возненавидел своих детей и запретил Гее выпускать их на свет. И Гея, повинуясь приказанию супруга, вынуждена была держать их в своем чреве, от чего очень страдала. От страшных мучений Гея решила избавиться с помощью своего сына Кроноса. Кронос сверг отца, выпустил страшных гигантов из чрева матери и воцарился на Земле.

Кони Анатолий Федорович (1844 – 1927) прожил длинную и очень интересную жизнь. Он оставил о себе память как о выдающемся юристе России. Авторитет Анатолия Федоровича в российском обществе был очень высок.

А.Ф.Кони стал известен после суда над русской революционеркой Верой Засулич. Вина ее заключалась в том, что она выстрелом в служебном кабинете тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. На суде она заявила, что ее выстрел – это возмездие Ф.Ф.Трепову. Он, несмотря на запрет телесных наказаний, приказал выпороть политического заключенного за то, что тот не снял перед ним шляпу. На этом суде Анатолий Федорович был председателем. Несмотря на то что власти на него оказывали сильное давление, он подписал вердикт суда присяжных, признавших Веру Засулич невиновной. Анатолий Федорович был не только блестящим юристом, но и выдающимся ученым. В 1900 году он стал почетным академиком Петербургской академии наук. После Октябрьской революции Анатолий Федорович до 1922 года работал профессором Петербургского университета (1918 – 1922).

Тартар – нижняя часть царства мертвых Аида. В тартар были заключены Кронос и побежденные титаны. По мнению древних греков, тартар находился от земли на таком расстоянии, как земля от неба; он окружен тройным слоем мрака и железной стеной.

Титаны (титаниды) – архаические (очень древние) боги, олицетворявшие стихии природы. Титаны не ведали разумности, упорядоченности и меры. Лишь немногие из них отличались благоразумием, например Фемида и Прометей. Будучи неблагоразумными, они не послушались Гею и Прометея, которые советовали им хитростью поладить с Зевсом, и потерпели поражение. Боги Олимпа олицетворяли мудрость и культуру, поэтому миф о борьбе титанов с олимпийцами и победе олимпийцев свидетельствует также о том, что древние греки верили в победу разума и культуры над дикостью.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте