search
main
0

На весах Фемиды. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. Право на рассмотрение уголовного дела независимым и беспристрастным судом. Цикл уроков в 6-8-х классах

Цели: раскрыть понятие «суд» и рассмотреть особенности судебной процедуры; раскрыть понятие «презумпция невиновности»; сформулировать критерии справедливого суда (независимость и беспристрастность, гласность и состязательность судебного процесса). Нам кажется, что при изучении этой темы необходимо дать детям лишь самые общие, основные представления о том, что такое суд как социальный институт, на каких принципах должно основываться судопроизводство в демократическом обществе. В нашей стране исторически сложилось негативное отношение к суду и к судьям, и судебная практика, к сожалению, слишком часто поддерживает этот стереотип. Поэтому начинать разговор с учениками сразу о российском суде не следует, сначала у них должно сформироваться понимание особой значимости суда в жизни общества.

«Какой суд можно считать справедливым?» «Инквизиционное (обвинительное) и состязательное судопроизводство» «Инквизиционное (обвинительное)» и состязательное судопроизводство

Тема

«Что такое суд и для

чего он нужен?»

Задачи: ученики должны начать знакомство с историей суда и судопроизводства; осмыслить социальные функции суда и невозможность существования цивилизации без этого института.

План урока

Может ли нормально существовать общество без суда?

Социальные функции суда.

Появление суда как специального учреждения. Библия о разделении властей и судебной власти.

Ход урока

Роль учителя в беседе – во многом провокационная, он все время должен «подбрасывать» возражения против суда, например, такие:

люди должны решать свои проблемы сами, не вмешивая посторонних;

судья – это чиновник, его интересует только формальная сторона дела;

люди («общество») всегда знают, кто прав, кто виноват, и могут решить все сами по справедливости;

судей можно подкупить, и они оправдают виновного, а общественное мнение неподкупно;

суд – дело долгое и требующее специальных знаний или больших денег для оплаты услуг юристов, простым людям легче все споры решать своими силами.

Впрочем, возможно, некоторые из этих аргументов приведут сами дети.

В этой части урока необходимо подвести учеников к пониманию того, что жизнь людей в обществе слишком сложна, постоянно возникают конфликты, столкновения интересов, и невозможно урегулировать их без какого-то специального учреждения, которое контролировало бы соблюдение законов всеми (и гражданами, и властью) и выступало бы независимым «арбитром» в споре.

Деловая игра «Зачем нужен суд?» (методика «Цепочка»).

«Цепочка» проходит по стандартной схеме. Все мнения фиксируются на доске, затем обобщаются. Учителю нужно следить за тем, чтобы ученики не сбивались на другой вопрос (каким должен быть суд?), потому что это – тема отдельного урока, ее не решить на лету.

Лекция учителя о библейском правосудии и начале разделения властей.

Тема «Какой суд можно считать справедливым?»

Задачи: ученики должны определить критерии оценки суда как справедливого; начать знакомство с процессуальными правами (ст. 46-51 Конституции РФ).

В чем состоит независимость судей? Каким образом можно обеспечить эту независимость?

В чем состоит беспристрастность судей? Каким образом можно обеспечить эту беспристрастность?

Соблюдение презумпции невиновности и право на защиту – важнейшие условия справедливого суда.

Беседа по вопросам домашнего задания.

Эти вопросы не просто подытоживают материал предыдущего урока, но и подготавливают детей к новой теме. Отвечая на первый вопрос: «Что означает выражение «независимость судебной власти»?», ученики начинают знакомиться с основополагающим принципом справедливого суда – независимостью судей, а ответ на второй вопрос: «Есть ли у судебной власти ограничитель?» – подготовит к пониманию значения строгого соблюдения судебной процедуры.

«Мозговая атака»: каким образом можно обеспечить независимость судей?

Работа проходит по классической схеме: ученики делятся на три группы («генераторы идей», «критики» и «эксперты»), в течение 5 минут идет выдвижение идей, затем следуют критические замечания и ответы на них, и наконец слово для подведения итогов получают «эксперты».

Примечание. Напомним, что независимость судей в разных странах и разных судебных системах достигается по-разному. Судью могут выбирать на определенный срок все граждане (этим обеспечивается его легитимность и, значит, независимость от исполнительной и законодательной властей); он может назначаться или избираться пожизненно, но в любом случае представители исполнительной власти не имеют права снимать судью с должности.

Беседа о беспристрастности судей.

Беседа начинается с чтения «Клятвы гелиаста». Учитель спрашивает: «Какие слова этой клятвы должны были, по мнению древних греков, гарантировать беспристрастность судьи-гелиаста?» («Подавать свой голос в соответствии с законом», «не буду брать взяток, используя должность судьи, сам или кто-нибудь другой от моего имени или по сговору со мной», «одинаково беспристрастно выслушивать как обвинителя, так и обвиняемого»). Чтобы показать детям, что не только древние греки заботились о беспристрастности судей, учитель может рассказать о том, какие требования предъявляли к судьям в Древней Иудее, или привести любые другие примеры.

Поскольку многие дети увлекаются детективами, они легко вспомнят, что в ряде стран обвиняемый может требовать замены судьи, если есть подозрение в его пристрастности.

Чтение и обсуждение в группах описаний судебных заседаний – отрывков из зарубежных детективов.

Разделив класс на несколько групп, учитель предлагает им прочитать небольшие художественные описания судебных заседаний и обдумать ответ на вопрос: «Для чего необходима строгая судебная процедура? Не является ли она пустой формальностью, тратой времени, игрой взрослых людей?» (Можно рассказать детям, что такого мнения придерживался Лев Толстой, и дать одной из групп отрывок из романа «Воскресение»).

Проанализировав ситуации, дети придут к выводу о том, что строгая регламентация всех действий тоже служит дополнительной гарантией того, что субъективное отношение судьи не повлияет на исход дела.

Рассказ учителя о праве на защиту и презумпции невиновности.

Независимость и беспристрастность судей – это необходимые, но недостаточные условия для вынесения справедливых приговоров. Самый объективный судья обречен на ошибки, если обвиняемый лишен права на защиту или должен сам доказывать, что он не виновен. Эти понятия – право на защиту и презумпция невиновности – будут подробно рассмотрены на следующих уроках, но ввести их необходимо уже сейчас, чтобы ученики могли ими пользоваться, выполняя домашнее задание.

Завершая урок, учитель скажет о том, что на следующем уроке разговор о критериях справедливого суда будет продолжен.

Тема «Инквизиционное (обвинительное) и состязательное судопроизводство»

Задачи: ученики должны узнать основные черты инквизиционного и состязательного правосудия; познакомиться с понятиями «гласность» и «состязательность» судопроизводства; продолжить изучение процессуальных прав.

Основные черты инквизиционного и состязательного правосудия.

Какая из этих систем больше соответствует нашим представлениям о справедливом суде?

Объяснение темы урока и сюжета игры.

Учитель объясняет, что на этом уроке ученики будут изучать особенности двух судебных систем: инквизиционной и состязательной – и сравнивать их с точки зрения соответствия нашим представлениям о справедливом суде. Нужно обратить внимание учеников на то, что и та, и другая системы возникли в глубокой древности и существуют – с некоторыми изменениями – в современном мире, причем каждая имеет своих сторонников и противников.

Занятие проводится в форме ролевой игры.

Ролевая игра «В поисках справедливого суда», или «Исторический лабиринт».

Этапы игры

Класс делится на пять групп, в одну из которых входят «путешественники во времени», а остальные – жители разных государств и разных эпох. Задача «путешественников»: побывав на четырех судебных заседаниях, определить их характерные особенности и предложить свои критерии для сравнения. Две группы разыгрывают сцены суда инквизиционного, две другие – состязательного. Желательно, чтобы были выбраны разные страны и эпохи, например, Франция ХV в. и СССР (инквизиционный процесс) и Древняя Греция и Англия ХIХ в. (состязательный процесс). В слабом классе учитель может сам указать каждой группе время и место действия.

Возможен и вариант, когда подготовка сценок по группам является частью домашнего задания.

В облегченном варианте игры учитель предлагает всем четырем группам рассматривать в судебном заседании один и тот же случай, например, нечаянное убийство «маленьким человеком» какого-нибудь «значительного лица» (богатого, знатного или облеченного властью).

Когда группы получили задание, начинается подготовка к игре. В четырех группах дети просматривают тексты из соответствующей главы и обдумывают, а потом репетируют сцену суда. «Путешественники» тоже обращаются к книге, но с другой целью: заранее выделить какие-то черты судебных систем или по крайней мере понять, на что надо обращать внимание, когда перед ними будут разыграны сценки.

Затем группы по жребию разыгрывают сцены суда. «Путешественники» могут задавать играющим по ходу действия уточняющие вопросы. Затем они делают доклад с выводами, обсуждение которого переходит в следующий этап урока.

Послеигровое обсуждение: сравнение двух систем.

Из доклада «путешественников» и послеигрового обсуждения ученики должны понять, что главные отличия двух систем правосудия состоят в следующем:

гласность судебного заседания – и закрытость;

равенство сторон – и явный «перевес» обвинителя;

устные прения – и анализ исключительно письменных показаний;

презумпция невиновности – и убежденность в вине подсудимого;

исследование всех обстоятельств дела – и полное доверие судей к следствию;

запрет пытки – признания, полученные под пыткой, признаются как доказательства виновности;

независимый адвокат – и бесправный адвокат (если он вообще есть);

суд присяжных – и судья – государственный служащий.

Тема «Инквизиционное (обвинительное)» и состязательное судопроизводство

(2-й вариант)

Задачи и план урока: совпадают с 1-м вариантом.

Сюжет игры

В ХIII веке на Землю прилетают инопланетяне. Они приземляются неподалеку от маленькой китайской деревушки, маскируются, проводят исследования и наблюдают за людьми. В деревне живет бедный ученый, из-за честности и гордости не сумевший добиться знатности и богатства. Он помогает соседям, когда возникают споры из-за налогов или повинностей, составляет нужные документы, обращается к чиновникам. Его уважают, слушают его советы.

Заброшенное поместье по соседству с деревней покупает разбогатевший купец. Место ему нравится, но он считает, что неплохо бы увеличить имение. Купец выбирает самого бедного жителя и решает купить у него дом и землю. Самым бедным оказывается ученый. Он отказывается от сделки. Богач принимается оскорблять его, подсылает к нему вооруженных слуг, но соседи помогают прогнать их. Тогда купец решает просто убить его. Боясь, что слуги струсят или донесут на него, он подкарауливает ученого вечером и нападает на него. Тот защищается и нечаянно убивает купца. По закону ему грозит смерть.

Инопланетяне решили вмешаться. Они знают, что бедняк невиновен, и хотят помочь ему. С помощью машины времени они отправляются в путешествие по истории Земли – искать справедливый суд.

Форма игры

Три группы детей располагаются в трех углах большой комнаты. В идеале – они вообще не видят друг друга. В игре участвуют четверо взрослых: трое ведущих – «роботов» – и связной. Во времени путешествуют роботы, они дают полное описание событий, а дети принимают решение. Робот строго выполняет приказы: может задавать вопросы, может даже совершить преступление, чтобы проверить на деле, справедлив ли суд. Каждому роботу дается две жизни.

Чтобы можно было ориентироваться, на листе бумаги или на доске рисуется игровое поле – квадрат 3 х 3 клетки. Каждая группа три раза бросает кубик, робот должен побывать в трех различных временах. Только ведущий знает, в какое время он попал. По его описанию дети должны определить эпоху и замаскировать робота.

У каждой группы своя установка.

Первая – необходимо найти справедливый суд, перенести бедняка туда и добиться его оправдания по суду.

Вторая – справедливого суда на Земле вообще не существует, заберем человека к себе.

Третья – каждому времени свой суд.

Пользуясь сведениями, полученными от робота, каждая группа доказывает свою точку зрения.

В конце – подведение итогов.

1. Вавилон

Серо-желтые крепостные стены, сложенные из больших глиняных кирпичей, отражаются в реке. Наружная стена – высотой с пятиэтажный дом, внутренняя – вдвое выше. Крепостные башни напоминают частокол. Западные ворота – одни из четырех, ведущих в город, – облицованы цветным глазурованным кирпичом. На синем фоне рядами расположены красноватые и желтые фигуры львов, единорогов, змей с птичьими лапами. От ворот начинается дорога, замощенная плитами красного и белого камня. Дорога эта ведет к гигантской семиярусной башне, возвышающейся над городом. Каждый ярус окрашен в свой цвет.

Люди, собравшиеся перед храмом, объясняют роботу, что на суд он опоздал, все уже закончилось, но соглашаются рассказать приезжему, как это происходит.

Судьи – жрецы и знатные люди; в других городах судят правители. Все дела решаются по законам царя, записанным на камне перед храмом. Нарушать их нельзя – это воля богов. Судья не может ни смягчить, ни ужесточить наказание. Никто не сможет отменить решение суда, даже сам судья не может изменить свой собственный приговор – за это его изгонят из судей.

К судьям можно обратиться с любой жалобой: в один и тот же день они могут разбирать дела о разделе наследства, о непослушных рабах, об убийстве, утверждать торговые сделки. Истец и обвиняемый сами должны доказывать свою правоту – предъявить документы, привести свидетелей. Никто не будет защищать человека, если он сам не может сделать этого. Свидетелем может быть и свободный, и раб – нет разницы между свидетельством одного и другого.

Если свидетелей обвиняемого или истца нет поблизости, им дают шесть месяцев на то, чтобы найти и привести их. Через шесть месяцев виновным будет признан тот, чьи свидетели не явятся в суд. В самых трудных случаях, когда вообще не было свидетелей, приходилось обращаться за помощью к богам: обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если он тонул, значит, он был виновен, и истец получал то, что полагалось ему по закону. Если же обвиняемому удавалось выплыть, то его признавали невиновным, а истца судили как клеветника.

Если тебя обидели и ты доказал это судьям, а твой обидчик не смог оправдаться, его ждет то же, что он причинил тебе. Суд всегда решает по справедливости: обидчик получит не больше того, что досталось тебе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте