search
main
0

На весах Фемиды. Два урока по граждановедению в 5-м классе

Тема «Прокурор и прокуратура» :: Тема «Адвокат»

Тема «Прокурор и прокуратура»

Цель: продолжить работу по углублению понимания учащимися роли прокурора в судебном процессе.

К концу урока учащиеся должны:

а) рассказывать о роли прокурора в ходе судебного разбирательства;

б) раскрывать понятие «государственный обвинитель»;

в) объяснять причины независимости прокурора.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Ход урока

Для словарной работы используется задание 1 из рабочей тетради к параграфу 12:

1. Из перечисленных понятий подберите те, которые соответствуют данным определениям, и впишите их номер в таблицу против соответствующего определения: 1) конституция, 2) кандидат, 3) прокурор, 4) присяжный заседатель, 5) закон, 6) обычай.

Определение Понятие

1. Государственный обвинитель, страж закона.

2. Человек,принимающий участие в выборах.

3. Правила, ставшие привычными, переходящие передаются из поколения в поколение.

4. Участники судебного процесса, задача которых вынести решение о виновности или невиновности подсудимого, перед началом судебного заседания обязательно приносят присягу.

5. Самый главный закон государства.

6. Правила, устанавливаемые государством, обязательные для всех, существующие только в письменном виде.

На выполнение данной работы отводится не более 5 минут.

1. Стадия вызова

В начале урока целесообразно разобрать вопросы 1 и 2 к тексту параграфа 12 учебника «Основы граждановедения» и проверить заполнение первой графы таблицы. По окончании учитель предлагает учащимся узнать, где и когда появился прокурор, чем занимался в те далекие годы и зачем вообще понадобилась эта должность. Для этого учащимся необходимо найти дополнительный материал «Где и когда появился прокурор» к параграфу 10.

2. Смысловая стадия

Текст советуем читать вслух. Для более продуктивного чтения необходимо заранее обратить внимание детей на основные идеи данного материала, поэтому целесообразно использовать прием «чтение с остановками», разработанный американскими специалистами Д. Огл, К. Мередитом и др. С этой целью текст разбивается на отдельные фрагменты, после чтения которых учитель задает учащимся вопросы, помогающие им осмыслить наиболее значимые идеи, не пропустив важную информацию.

(Пример работы с использованием приема «чтение с остановками». В связи с тем, что текст «Где и когда появился прокурор» есть в учебнике, ниже мы укажем только те места, после которых следует провести беседу со школьниками):

Остановка первая:

«…Но среди множества прокуроров был самый главный прокурор, которому подчинялись все остальные прокуроры Франции…»

Вопросы

1. В какой стране впервые в истории появилась должность прокурора?

2. Какие задачи выполняли первые прокуроры?

Остановка вторая:

«…Нельзя было купить только должность генерального прокурора, на нее король назначал либо самого верного ему человека, либо самого грамотного, все зависело от вкусов короля…»

1. Что позволяло французским прокурорам быть независимыми?

2. Как, по-вашему, это хорошо или плохо, что прокурор не зависел ни от суда, ни от судьи, ни от самого короля? Обоснуйте свою точку зрения.

(Ответы на эти вопросы будут даны в следующей части текста, поэтому в данном случае они важны для развития самостоятельности мышления учащихся, для выяснения, насколько учащиеся поняли идею о независимости суда).

Остановка третья:

«…В торжественной речи, обращенной к Людовику ХIV, он произнес прекрасные слова: «Для славы короля мы должны быть людьми свободными, а не рабами; достоинство короны измеряется качествами тех, кто ей служит…»

1. Объясните, как вы поняли высказывание Анри де’Мене: «Государь, он прокурор короны, а не ваших страстей».

2. Объясните, как вы поняли слова французского прокурора Омера Талона: «Достоинство короны измеряется качествами тех, кто ей служит?». Согласны ли вы с этой мыслью?

Ответы на данные вопросы учитель предлагает школьникам обсудить в группах. У пятиклассников эти вопросы могут вызвать затруднения, поэтому, давая задание, учитель должен объяснить понятия «страсти» и «корона» (второе – в том смысле, в котором оно употреблено в контексте).

Отвечает группа, сумевшая первой подготовить ответ (поскольку высказывания очень близки по смыслу, то лучше их объединить в одном ответе).

В заключение беседы учитель предлагает школьникам записать полученные выводы в тетрадь:

1. Для того чтобы прокурор принимал правильные решения, он не должен зависеть от воли короля.

2. Прокурор должен служить закону и справедливости, а не власти.

3. Стадия рефлексии

В заключительной части урока учитель предлагает учащимся письменно ответить на вопрос 7 к тексту «Где и когда появился прокурор»: «Как вы думаете, можно ли про современное государство сказать: «Достоинство страны измеряется качествами тех, кто ей служит»? Объясните свою точку зрения».

Тема «Адвокат»

Цель: продолжить знакомство учащихся с деятельностью правоохранительных органов, в частности с деятельностью адвоката и адвокатуры.

а) рассказывать о роли адвоката в суде;

б) рассказывать о роли адвокатуры в судебной системе;

в) объяснять необходимость обвиняемому иметь защитника;

г) уметь сопоставлять роль адвоката и прокурора в суде и объяснять, каким образом они защищают права человека.

Оборудование урока:

а) иллюстрация богини Фемиды;

б) учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш.

Оптимальная форма – индивидуально-групповая.

Для дальнейшего усвоения нового материала важно, насколько хорошо понятна учащимся роль судьи, прокурора, присяжных заседателей в ходе судебного процесса и в деле защиты прав человека. Поэтому целесообразно в стадии вызова провести опрос, который одновременно подготовит школьников и к восприятию нового материала. Данный опрос лучше всего провести в оперативном режиме.

Вопросы к классу

Как прокуратура защищает права человека?

Какова роль судьи в судебном заседании?

Какова роль присяжных заседателей в судебном заседании?

Какова роль прокурора в судебном заседании?

Какова роль судебных приставов в судебном заседании?

Опрос завершается обсуждением письменного ответа на вопрос 7.

Так как мнение школьников по данному вопросу единодушно, то не стоит заслушивать большое число учащихся, можно ограничиться мнением двух-трех учащихся.

Далее учитель говорит о важности роли прокурора и напоминает учащимся изображение статуи Фемиды (лучше продемонстрировать наглядно) и дает задание группам подумать над ответом (на выполнение отводится не более минуты).

Во время судебного процесса прокурор обычно заполняет только одну чашу весов, но можно ли считать справедливым вынесенное на основании этого решение? Подумайте и объясните свою точку зрения (на выполнение задания отводится не более минуты). Как правило, школьники говорят о том, что такое решение несправедливо, но не всегда удачно обосновывают свою точку зрения, однако вносить какие-либо коррективы на этом этапе не советуем, лучше задать классу следующие вопросы:

Кто же, по-вашему, может заполнить вторую чашу в руках богини правосудия? И есть ли в этом необходимость?

Поскольку по многочисленным фильмам и телепередачам школьники приблизительно представляют, как происходит судебное заседание, то, как правило, они вспоминают об адвокате и называют его должность.

После этого учитель спрашивает:

Прокурор защищает закон и таким образом защищает права людей. А что делает адвокат? Защищает ли он права человека?

Данные вопросы желательно записать на доске и дать детям в течение 2-3 минут подготовить на них ответы в группах.

Очень часто дальнейший обмен мнениями приводит к дискуссии, поскольку часть класса обычно считает, что судебное разбирательство иногда происходит и в отношении невиновных людей.

2. Смысловая часть

Как всегда, учитель не оценивает и не комментирует мнения пятиклассников, а дает классу очередное задание, которое начинается с проблемной ситуации. Для этого следует зачитать небольшой рассказ:

«Погода была промозглая: ветер свистел в верхушках деревьев, моросил мелкий, колючий дождь. Продрогший Колька стоял у скользкой сосны. Противные, непрошеные слезы текли по лицу, Колька вытирал их рукавом мокрой куртки, но они все текли и текли, спускались по щекам, подбородку, стекали за воротник. Они текли так, сами по себе, как дождь с неба. Колька даже не мог сказать, что ему было обидно. Нет, все было как всегда, все было привычно: в доме какой день пьяная компания, и он очередной вечер стоит тут, на опушке леса и сквозь пелену слез с тоской смотрит на деревню. Вон огонек в доме Машки. И Колька живо представил, как сидит она за столом в теплой уютной комнате и делает уроки: «Да, так можно получать пятерки, ведь ей же не приходится, возвратившись из школы, бежать из дома куда глаза глядят, и так до тех пор, пока мать с отчимом не пропьют полученную зарплату». Вот и сегодня он третий день голодный, вот и сегодня ему снова надо придумывать, где бы переночевать, потому что осень кончилась и шалаш, который он сделал летом, уже не защищал ни от холода, ни от дождя.

Очередной раз утерев слезы и для верности шмыгнув носом, Колька сильно задумался: можно попроситься к Витьке, но его мать и так на него косо смотрит, а если он придет во второй раз, то не избежать оскорбительного ворчанья. Можно попроситься к старику Палычу, но к нему приехала дочь со своими дочками, и теперь он вряд ли его пустит. Но тут Колька стукнул себя по лбу рукой: «Как же это он не подумал! Ведь у их соседки, Потаповны, во дворе стоит банька – там стенки толстые и пахнет вениками. На баньке замок – тьфу! – потяни рукой, он и откроется. Обрадованный этой мыслью, Колька бросился к дому Потаповны, ноги разъезжались по скользкому насту, ботинки совсем сырые, даже хлюпают, но он не замечал, он бежал к заветному теплу и сухости.

Свет в доме Потаповны уже не горел. Колька точно знал, что Потаповна спит, так как делать ей было нечего: телевизор сломался, а из соседок к ней никто не ходил – вредная, в деревне ее не любят. А раз она спит, думал Колька, то можно и баньку растопить, даже от одной этой мысли становилось тепло.

Проникнув в заветную каморку, Колька разжег печку и огляделся. В свете мерцающего огня он увидел банки с помидорами, огурцами – под ложечкой так сильно засосало, что сил терпеть не было. Но он себе запретил даже смотреть в тот угол, где стояли эти разносолы. Улегшись на лавку и вытянув ноги, Колька не мог заснуть – голодный желудок не то что урчал – он противно ныл. «Вот гадость, – подумал мальчик. – Увидел еду, и ноет-ноет…» Но сопротивляться было трудно. «Я съем чуть-чуть. Это не будет воровством, я потом отдам». Затем Кольке пришла в голову мысль, что, может быть, взять одну-две баночки и припрятать где-нибудь, чтобы было что поесть и завтра. «Отдам я, отдам», – думал Колька, пробираясь к своему сараю и держа за пазухой две банки с помидорами».

По окончании чтения учитель предлагает учащимся выполнить задание, ответив на следующие вопросы (лучше, если учитель запишет их на доске):

1. Совершил ли Колька преступление?

2. Виноват ли мальчик?

3. Если бы адвокатом были вы, что бы вы сказали судьям? Подготовьте речь в защиту Кольки.

На подготовку задания отводится примерно 10 минут.

Заслушав 2-3 группы, выполнившие задания первыми, учитель переходит к обсуждению с остальными подготовленных «защит» и их оценки в соответствии с критериями, которые уже известны пятиклассникам (см. урок 8 по параграфу 5). Участники группы, чья «защита» была признана лучшей, получают соответствующие оценки. Будет неплохо, если на этот раз учитель поставит отметки и членам группы, сделавшей наиболее обоснованную оценку.

По завершении учитель переходит к следующему заданию (на его выполнение советуем отвести 3-5 минут). Подумайте и объясните, как вы считаете, какова роль адвоката в судебном процессе? Защищает ли он права человека?

Практика показала, что при данной организации урока на рефлексию времени не остается, поэтому данное задание переходит в домашнюю работу.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

к классу

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте