В редакцию «Учительской газеты» сразу же после «премьеры» рубрики «Психологическая мастерская» стали приходить письма. Любопытно, что к нам обращаются не только молодые учителя, но и директора школ и даже родители. Разумеется, проблемы у всех разные, но главное, что объединяет этих людей, – они болеют душой за школу, за детей, не могут оставаться равнодушными к чужой боли. Письмо молодого историка Алексея Кузнецова из Челябинской области особенное, можно сказать, концептуальное. С такими проблемами, к сожалению, сталкивается практически каждый молодой педагог, любящий свой предмет. Надо ли учить маленьких «пофигистов» и что можно сделать, чтобы пробудить в их душах интерес к знанию? За помощью мы обратились к двум разным психологам. Надеемся, что их советы помогут не только Алексею.
Теперь я точно знаю, что самые жестокие существа на свете – это шестиклассники. Вообще-то профессию учителя я не выбирал как единственно возможную для себя, как ту, без которой нельзя жить, которая смысл всего моего существования. Полгода назад я закончил исторический факультет одного из челябинских университетов (сразу скажу, он не педагогический) и пошел работать в школу. А почему бы и нет? Во-первых, мужчин в образовании очень и очень не хватает. Во-вторых, моя бабушка была учительницей и обещала помочь. Хотя она и не историк, но все же… В-третьих, историю-то я люблю! Причем всем своим существом, от макушки до пяток, уж простите мне эту сентиментальность.
Но оказалось, любить историю – этого очень мало, чтобы стать учителем. Человек я, наверное, для школы мало подходящий даже внешне. Этакий интеллигентик в очках, тихий, деликатный. В начале учебного года дали мне три шестых класса. В одном были собраны дети из интеллигентных семей, в другом – из богатых, чьи родители занимаются, конечно, больше частным предпринимательством, чем семьей и родным чадом, а в третьем собрались… существа, которых и детьми-то назовешь с большой натяжкой. Это какие-то звереныши – злобные, агрессивные «пофигисты», очень похожие на своих родителей. А родители – малограмотные работяги да беженцы. Я сразу понял – эти выпьют всю мою кровушку. Так оно и случилось. Класс «А» был золотым, дети слушали меня внимательно, полюбили меня, и я старался для них изо всех сил. С классом «Б» случались стычки, но когда я писал в дневнике какого-нибудь хулигана, сорвавшего урок: «Ув. родители, прошу явиться в школу», то все утихало. А вот что касается шестого «В»… Учиться они не хотят. Категорически! Им на эту учебу плевать! А потому вложить в их головы хоть что-нибудь полезное – бесполезно. Они вертятся, гримасничают, не носят тетрадей и учебников, забывают дома ручки. А при виде «тихого интеллигента» просто сатанеют.
…Этот ужас продолжался полгода. Лишь однажды мне удалось завладеть вниманием детей. Мы изучали средневековую Японию. Я зашел в класс и поздоровался с ними по-японски. Когда-то мой старший брат самостоятельно изучал японский, и я запомнил несколько фраз.
Шестой «В» буквально замер от моих слов: «Конитива! Оригато! Тепке дескай!», что означает: «Здравствуйте! Как вы себя чувствуете?» Дальше я уже захватил их внимание, и урок прошел спокойно. Однако в следующие дни все в этом классе пошло по-прежнему.
…Я уволился из школы именно из-за шестого «В». Каждый раз после уроков у меня болела голова и даже поднималось давление. Не могу же я в самом деле на каждом занятии у этих шестиклашек выдумывать что-то сверхъестественное. Или я должен был так делать?
Алексей КУЗНЕЦОВ, бывший учитель истории, Челябинская область
Комментарии